- Как-то я был в музее художника Поленова под Тулой. Войдя в зал, где висели его итальянские пейзажи, экскурсовод начала с такой фразы: «Когда я первый раз
побывала в Венеции.». И дальше начала сравнивать свои впечатления с поленовскими. Ее выступление вызвало большой интерес, сгрудились люди из других экскурсий,
потом к ней подошла руководитель туристической группы и сказала: в следующий раз мы хотели бы специально приехать, чтобы послушать только вас. Экскурсовод
ответила: без проблем, оплатите мне билет из Парижа, и я прилечу. Это к вопросу о том, а кто будет преподавать такой невиданный предмет, как «Россия в
мире»?
Александр Привалов: Слава Богу, он уже отвалился. Все.
Георгий Бовт: Но идея-то была. А кто будет преподавать углубленные предметы гуманитарного цикла? Люди, которые получают 7-8 тыс. рублей, это минимальная
зарплата, в отдельных регионах она приподнимается, в Москве 45 тыс. - предел мечтаний. Кто эти люди? Это люди, которые не только не способны преподавать эти
предметы на углубленном уровне, они не способны и к самоорганизации на уровне ассоциации. От них наивно ждать общественного подъема и требований, адресованных
правительству.
Статус учителя - это такая вещь, которая, видимо, не поддается реформам ни снизу, ни сверху, тем более что верх в данном случае бездействует. Не считать же
Фурсенко в самом деле верхом только потому, что он был в кооперативе «Озеро». Но если страной управляют троечники, то не создается заказа на мерито-кратию, не
создается той атмосферы, когда первое лицо могло бы 1 сентября прийти в простую школу без ФСО и почитать там книжку, выступить по телевизору, что-нибудь сказать
про пользу знаний или поучаствовать в просветительской телепередаче. Как это сделал недавно чернокожий американский президент, снявшись в передаче «Сокрушители
мифов» поDiscovery Channel, где проверяются вещи, связанные так или иначе с естественными науками - может ли жук, летящий навстречу мотоциклисту, при попадании
в трахею убить его, на какой скорости для этого должен жук лететь и сколько весить.
Нет этого заказа, нет порождающей его атмосферы. Но именно он должен быть первичным посылом. А вторичным должен стать абсолютно альтруистический и
рациональный проект, который перво-наперво откажется от бухгалтерского подхода в формировании школьного образования и вбухает в образование большие деньги,
чтобы в школу пришли другие люди, и начальная зарплата учителя составляла минимум тысячу долларов. Реформы среди нищих - это нонсенс. Я интересовался, каковы
годовые доходы американского учителя, который преподает на углубленном вариативном уровне. В самых бедных штатах начинающий учитель получает 30 тыс. долларов в
год, а в богатых - до ста. И это уже уровень, сопоставимый с доходом профессора в хорошем университете. Совершенно другая категория людей должна прийти, и
тогда можно создавать какие угодно стандарты, школе это будет совершенно безразлично, потому что хороший учитель справится с любыми бредовыми документами,
которые сейчас пишутся.
Важность проекта «Образование» превыше футбольного чемпионата, даже превыше полета на Марс; начаться он должен с алармистского доклада, подписанного
авторитетными фамилиями, о том, что образование в стране просто катастрофическое, оно рухнуло. Такой проект должен быть осуществлен при поддержке самых первых
лиц, если они когда-нибудь заинтересуются этой проблемой. |