Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?

Вопрос о культурных факторах, влияющих на модернизационные процессы, обсуждается достаточно давно. При этом ключевой остается проблема, существуют ли универсальные культурные концепты, способствующие общественному развитию, или же все процессы замыкаются на национальной специфике. Эти и другие смежные вопросы оказались в центре внимания участников XIX ежегодной Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), прошедшей в апреле 2011 года и получившей название «Культура, будущее России, ее место в мире». При этом, по словам Александра Архангельского , «под культурой понимались не только и не столько искусство, литература, театр, сколько вся сеть общественных институтов, порождающих, сохраняющих, изменяющих, разрушающих и снова создающих смыслы». Материалы Ассамблеи и легли в основу представленной на лекции книги «Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?»
 Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?

Евгений Кожокин

- Внешняя политика без продвижения собственного языка, без продвижения собственной культуры - это политика, не соответствующая вызовам данного момента.

Хотел бы привести два маленьких примера: казармы в Нагорном Карабахе, на стене висят уставы на русском языке. Я спрашиваю у командира батальона: «Почему на русском языке? Тут нет ни одного русского!». Он говорит: «Нас вполне устраивают эти уставы, мы по ним выигрываем войны». Второй пример, другого рода. Мой товарищ, который 30 лет писал книгу о средневековой Франции XI-XIII веков, издал прекрасное фундаментальное исследование на данную тему, привез его во Францию, ему говорят: слушай, почему ты написал на русском языке? Кому это нужно, никто же не прочитает! И эта проблема, о которой Максим Анисимович Кронгауз говорил: омертвление сфер. Русский язык начинают вытеснять из сферы науки. Есть наша внутренняя, сугубо интеллигентская практика, на которую обратила внимание американка, которая долго находилась в Москве и занималась выдачей грантов. Она сказала: русские ученые очень не любят цитировать друг друга. Они цитируют или умерших ученых, или зарубежных.

Дальше я хотел бы сказать о некоторых институциональных проблемах функционирования русского языка. На сегодняшний день есть две большие организации, которые занимаются продвижением русского языка за рубежом. Это фонд «Русский мир», который возглавляет Вячеслав Алексеевич Никонов, и организация, в которой я работал в статусе заместителя руководителя, а по функционалу я был там «городским сумасшедшим». Это «Россотрудничество». Почему я оказался в роли городского сумасшедшего? Мне казалось, что нужно выискивать возможности продвигать наших известных ученых, которые будут привлекать внимание к русскому языку благодаря своему интеллектуальному потенциалу, потому что они умеют красиво и интересно говорить, пишут книги, которые нужно читать. В качестве эксперимента я (не с помощью «Россотрудничества», а с помощью Швыдкого, с помощью друзей, которые помогли найти деньги), сделал в Киеве презентацию книги Алексея Лидова с запредельным названием: «Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств». На презентацию этой книги в Русский культурный центр пришли люди из числа националистов, которые принципиально никогда не говорят по-русски. И для них Центр русской культуры - это что-то запредельное. Лучше трижды прийти в Лэнгли и пять раз там сдаться, чем зайти в этот центр. Они пришли, потому что им это интересно, это связано с их культурой, с их истоками.

Дальше эксперимент был продолжен. Когда предложили сделать презентацию этой книги в Ереване, они сказали: какой Русской культурный центр? Он маленький, давайте сделаем в нашей самой крупной библиотеке. Потом сказали: нет, не надо в библиотеке, давайте в зале президиума Академии наук. А дальше мы провели презентацию этой книги в городе Тбилиси. Это был 2009 год, после войны 2008-го. Ни Саакашвили, никто это не запретил. Это проходило в Русском драматическом театре, была пресса, у Лидова брали интервью. Мы с Максимом Анисимовичем Кронгаузом обсуждали идею провести семинар в Праге под названием «Пражский лингвистический кружок и современная социолингвистика». Но «Россотрудничество» и в случае с Лидо-вым, и в случае с Кронгаузом занимало одну и ту же запретительную позицию: а почему мы должны деньги на каких-то «ие-ротопистов» и лингвистов отпускать?

Вот в чем проблема - наше чиновничество тормозит гуманитарные процессы, имеющие политическое значение. Потому что когда государство ставит задачу мотивировать на возвращение российских ученых, уехавших за рубеж, а это поручается человеку, который, будучи депутатом Государственной думы, подписывал антисемитские письма, то провал гарантирован. Он приезжает, допустим, в Нью-Йорк и говорит: вы к нам возвращайтесь, хорошо у нас поработаете, у нас прекрасные условия. Да-да, думают ученые, глядя на него, прямо сейчас и поедем. Этот человек деньги заработал, возглавляя ЧОПы в 1990-е годы. Кто здесь есть из бизнеса, могут дать свои комментарии в кулуарах, что значит ЧОП в 1990-е годы. Вот такой «агитатор» привлекает российских ученых.

Содержание

Александр Архангельский
Между гарантией и шансом (Предисловие)
1. Русская культурная матрица: тормоз на пути развития или его опора?
Сергей Лавров
Культура, будущее России и ее место в мире
Даниил Дондурей
О так называемых российских культурных матрицах
Дмитрий Быков
Два в одном и третий лишний
Павел Пожигайло
Матрица. Этика. Путь.
Контекст: фрагменты дискуссии
Александр Музыкантский
Леонид Григорьев
Виталий Третьяков
Анатолий Вишневский
Георгий Сатаров
Константин Затулин
Ольга Крыштановская
Андрей Клепач
ОСОБАЯ ПАПКА
Владимир Хотиненко:
«В современной культуре нет сияющих вершин»
2. Модернизация через культуру: неизбежность национализма?
Виталий Куренной
Национализм как форма современности
Екатерина Гениева
Неизбежность национализма = неизбежность тупика
Максим Соколов
Между звериным национализмом и национализмом просвещенным
Сергей Чапнин
Церковь, культура, русский национализм
Сергей Васильев
Бразилия: модернизация без национализма
Контекст: фрагменты дискуссии
Сергей Цыпляев
Игорь Бунин
Вячеслав Никонов
Андрей Зубов
Владимир Ворожцов
Алексей Малашенко
Евгений Кожокин
Алексей Подберезкин
Павел Лунгин
ОСОБАЯ ПАПКА
Валерий Тишков:
«О триединстве современной культуры»
ОСОБАЯ ПАПКА
Виталий Куренной:
«В основе этнических конфликтов – столкновение городской и негородской культур»
3. Школа как политический институт культурной модернизации
Евгений Ямбург
Не стратегия, а бухгалтерия
Александр Привалов
Почему учителя молчат?
Михаил Шнейдер
Необходимость долгого взгляда
Контекст: фрагменты дискуссии
Георгий Бовт
Дмитрий Быков
Анатолий Адамишин
Леонид Григорьев
Константин Эггерт
ОСОБАЯ ПАПКА
Павел Лунгин:
«Культура снимает с людей скафандры одиночества»
4. Русский язык как следствие модернизации и как форпост традиции
Вячеслав Никонов
Русский язык русского мира
Ирина Левонтина
Лингвистический оптимизм
Максим Кронгауз
Язык – нереформируемая сущность
Контекст: фрагменты дискуссии
Александр Музыкантский
Вячеслав Никонов
Валерий Тишков
Игорь Милославский
Андрей Климов
Владимир Рубанов
Евгений Кожокин
Леонид Григорьев
Александр Архангельский
Виталий Третьяков
Алексей Малашенко
Юрий Кобаладзе
Вячеслав Никонов
Александр Мордовин
Анатолий Вишневский
Михаил Шмаков
Максим Кронгауз
Ирина Левонтина
ОСОБАЯ ПАПКА
Даниил Дондурей:
«В России сейчас не культуротворческая ситуация»
ОСОБАЯ ПАПКА Александр Архангельский:
«Мир управляется не одними только интересами»

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012