Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » 2001

Наркомания в России: угроза нации (2). Аналитический доклад

Добавлено на 02.04.2001 – 14:17Без комментариев

 Наркомания в России: угроза нации (2). Аналитический доклад

Глава книги «Стратегия для России»

Содержание

Введение

Наркомания и преступность

Основные каналы поставки наркотиков

Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России

Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу

Что делать дальше?

 

Введение

Весной 1998 г. Совет по внешней и оборонной политике подготовил и представил правительственным и законодательным органам России, общественным организациям страны первый доклад «Наркомания в России: угроза нации».

Этот доклад явился действительно первым в стране материалом, дающим достаточно комплексную картину ситуации с распространением наркомании в России за период с начала 1990-х гг., а также анализ действий различных органов власти с этим бедствием, приобретшим общенациональный характер.

Доклад, мероприятия, проводившиеся в связи с его подготовкой и последующим распространением в России и за рубежом, заметно стимулировали повышение внимания к проблемам наркомании со стороны как исполнительной, так и законодательной власти, позволили активно задействовать многие средства массовой информации в борьбе с наркоманией и показать зарубежному сообществу нашу реальную заинтересованность в решении имеющихся проблем. СВОП постоянно информировал политические и общественные круги России, зарубежных представителей о новых данных и фактах по данной проблеме.

За последние три года ситуация в стране изменилась. Наркомания из замалчивавшейся проблемы превратилась в широко обсуждаемую. Начали приниматься конкретные меры, хотя комплексный подход так и не сформировался.

Разумеется, что первый доклад не мог, по вполне понятным причинам, кардинально изменить существующую ситуацию, однако его основные положения и предложения сохраняют и сегодня определенную актуальность и позволяют сегодня посмотреть динамику развития и прогнозировать, с какими новыми проблемами мы можем столкнуться в начале следующего тысячелетия. Данный доклад дает более полную картину происходящего сегодня в стране.

Рабочая группа благодарит заинтересованные ведомства, прежде всего Министерство внутренних дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Министерство здравоохранения РФ и другие ведомства за предоставленную информацию и помощь в работе.

Наркомания и преступность

Наркомания по-прежнему крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране. Число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, в 1999 г. увеличилось на 13,3%. Прошлый год подтвердил эту тенденцию. Только в Москве за последние пять лет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выросло в 6,7 раза и составило в 2000 г. 14 тыс.

Помимо этого также налицо тенденция роста — примерно на 3-4% — совершения краж и других хищений имущества граждан и организаций наркоманами с целью получения средств для приобретения наркотиков.

Среди преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, значительно увеличилось число регистрируемых преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением или хранением наркотических средств и психотропных веществ с целью сбыта. Удельный вес таких преступлений за последние два года вырос с 15,5 до 21%.

Наиболее значительный рост преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами, отмечен за последние два года в Республике Адыгея, Калининградской, Владимирской, Камчатской, Костромской, Мурманской, Орловской, Тверской областях, в Санкт-Петербурге (в 1,5-2,8 раза).

За первые 8 месяцев 2000 г., по данным МВД РФ, на 15% больше было выявлено преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Следует обратить внимание также на то, что торговля наркотиками является одним из каналов получения финансовых средств в значительных объемах чеченскими незаконными вооруженными группировками.

В целом ряде регионов, в частности в Красноярском крае, в Свердловской области, преступные группировки, возглавляемые выходцами из Чечни, обеспечивали перекачку средств в Чечню по различным каналам в размере до 40% выручки. В свою очередь они обеспечивались информацией о новых каналах поставки наркотиков, в частности из Афганистана, от руководства боевиков.

Основные каналы поставки наркотиков

В 1999-2000 гг. обстановка в Российской Федерации, связанная с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, оставалась весьма сложной.

Последние два года характеризовались многочисленными попытками наркодельцов обеспечить доставку на территорию Российской Федерации прежде всего крупных партий наркотиков, особенно наиболее опасных, типа героина. Налицо переход к политике массированного выброса на рынок наркотиков на территории практически всей страны.

Стали достаточно частым явлением задержание партий героина свыше килограмма, а партий марихуаны — свыше тонны. Но бывают случаи и более масштабные. В прошлом году у группы таджиков в Новгородской области в автомашинах было найдено 14,6 кг героина.

В Санкт-Петербурге сотрудниками милиции и УФСБ была задержана партия таблеток «экстази» в количестве 2500 штук (самая крупная партия этого наркотика, когда-либо задержанная в городе), общая стоимость которой превышает 50 тыс. долл.

Этот перечень можно продолжать долго.

За прошедший период подтвердились основные оценки в отношении основных каналов и маршрутов транспортировки наркотиков на территорию Российской Федерации.

Ключевым каналом поставок наркотиков, прежде всего героина, является Таджикистан, где наркобизнес приобрел общенациональные масштабы, став практически основным источником поступления средств для вооруженной исламской оппозиции. Однако нередки случаи, когда многие наркогруппировки в республике работают под прямым прикрытием и при содействии местных властей или спецслужб (весьма интересен в этом отношении доклад «Наркотрафик на великом шелковом пути: безопасность в Центральной Азии», изданный Московским Центром Карнеги (можно найти в Интернете на сайте www.carnegie.ru ).

С 1993 по начало 2001 г. только в районе таджикско-афганской границы российские пограничники задержали около 10 тонн (!) различных наркотических веществ, пятую часть которых составлял чистый героин. Причем, по их собственной оценке, это примерно 10-12% общего объема все же переправленного через границу наркотика.

Наркотики в основном доставляются на территорию республики из Пакистана и Афганистана, но также активно налаживается крупномасштабное производство героина собственно в Таджикистане (для сведения: создание подпольной лаборатории со всем необходимым оборудованием и персоналом обходится примерно в 30-35 тыс. долл., а такая лаборатория производит от 10 до 30 кг героина в месяц). Следует ожидать, что в ближайшие годы до 60% героина, поступающего в Россию, будет таджикского производства.

Из Таджикистана наркотики доставляются как в крупные города России авиатранспортом (в основном нанимаются на роль наркокурьеров наиболее бедные представители таджикского населения, согласные на транспортировку наркотиков, в том числе в собственном организме, за минимальную плату), так и через Казахстан и Киргизию наземным транспортом.

Так называемые глотатели получают за операцию по доставке героина в Россию по 100 долл. В последнее время участились случаи, когда в результате разгерметизации в желудке пластиковой оболочки контейнеров курьеры умирали. Только в 2000 г. таких случаев было одиннадцать.

Есть попытки и непосредственного использования собственно граждан Афганистана для транспортировки наркотиков. В частности, только в московском аэропорту «Домодедово» у афганских наркокурьеров за последние два года изъято более 20 кг героина.

На железнодорожном транспорте только в Москве с начала 2000 г. сотрудниками УВДТ было проведено 1062 задержания наркокурьеров, у которых изъято более 70 кг героина. Недаром поезд № 224 Душанбе-Москва носит неофициальный статус «наркоэкспресса».

По мнению Государственного таможенного комитета, которое разделяется и другими силовыми ведомствами, особое беспокойство вызывает обстановка на границе с Казахстаном.

В последние годы на этом направлении было задержано более сотни наркокурьеров, в том числе перевозивших, например, марихуану целыми грузовиками. Это во многом связано с тем, что наркомафия проявляет особое внимание к Сибири и Дальнему Востоку. При этом маршрут через Сибирь и Урал у наркодельцов считается более надежным, чем доставки непосредственно в Москву или Санкт-Петербург из Средней Азии.

Принципиально важно и то, что на границе с Казахстаном отсутствует надлежащая охрана государственной границы России и действует упрощенная процедура таможенного контроля. Практически невозможно, особенно при отсутствии на всех точках пересечения границы специального оборудования, обеспечить эффективную проверку грузового транспорта, идущего в Россию.

С территории Украины с учетом изменения структуры рынка наркотиков в России сократилась доля наркотрафика маковой соломки, и теперь в спектре доставляемых из Украины наркотиков доминируют гашиш и марихуана. Все чаще украинские контрабандисты стремятся обеспечить доставку наркотиков транзитом через территорию Белоруссии.

На границах с Прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе также при сокращении объемов маковой соломы и марихуаны возросла контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетамина и экстази.

Из Германии, Польши и Нидерландов по-прежнему идет основной поток синтетических наркотиков: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД.

Участились случаи использования курьерской почты для доставки ряда наркотиков, в частности ЛСД, из США и стран Западной Европы.

Поставки кокаина, как и прежде, в основном идут из Латинской Америки через курьеров-перевозчиков, однако возможности рынка кокаина в России все же ограничены его высокой стоимостью и большими транспортными расходами, а также высоким риском обнаружения.

Несмотря на это, за последние два года вновь были отмечены случаи использования колумбийской наркомафией в качестве наркокурьеров российских граждан, выезжающих в Латинскую Америку под видом туристов.

На границе России с Китаем активно продолжались попытки контрабандного ввоза наркосодержащих, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов. Основным наркотическим средством, ввозимым с территории Китая, остается эфедрин, используемый для технологии получения таких наркотиков, как эфедрон, первитин, меткатинон и метамфетамин, причем даже в домашних условиях.

Распространение наркотиков на территории Российской Федерации является одной из наиболее доходных статей организованных преступных групп. Примерная оценка оборота наркорынка в 1999 г. — 1,9 млрд. долл. США, а в 2000 г. — более 2,1 млрд. долл. США. Причем основная часть этих средств вкладывается в теневую экономику и вывозится за рубеж, в том числе после процесса интенсивного «отмывания» наркорублей и наркодолларов собственно в России.

Следует отметить, что наблюдается все более ярко выраженный этнический характер группировок, занимающихся распространением наркотиков. Это прежде всего таджикские и афганские группировки, действующие в Москве и других крупных городах, китайские и корейские группировки на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Сибири, азербайджанцы и цыгане.

Активно действует, особенно в Москве, нигерийская группировка торговцев героином, которая в основном нанимает для уличного распространения граждан России, в том числе женщин, и представителей других стран СНГ, но она стала явно уступать таджикской наркомафии.

В процесс распространения наркотиков втягиваются самые различные слои населения — от молодежи до пенсионеров. Недавно, например, сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Екатеринбурга задержали женщину 47 лет, кондуктора троллейбусного парка, которая торговала героином прямо в троллейбусе (!).

За последние годы наметилась активизация контактов преступных группировок, действующих на территории России, с наркомафией за рубежом. Это связано прежде всего с тем, что Россия начинает играть еще большую роль в качестве «наркомоста» между Средней Азией и Афганистаном, Пакистаном и Западной Европой и США. Есть все основания говорить о том, что за последние два года российская наркомафия фактически окончательно интегрировалась в мировую наркосеть.

Одним из примеров может быть операция, проведенная совместно спецслужбами России и США, в результате которой на территории России было изъято 64,5 кг кокаина, который направлялся из Колумбии в США через Россию в большом прессовочном станке.

На территории Российской Федерации в течение последних трех лет ежегодно ликвидировалось более 50 подпольных лабораторий по производству наркотиков, в том числе сильнодействующих синтетических.

Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России

Позитивным нужно признать то, что за последние два года наметился определенный перелом в отношении проблем борьбы с наркоманией со стороны высших эшелонов власти. Во многом это связано с возросшим осознанием того ущерба, который наркомания наносит обществу, и с тем, что отказ от активных действий в отношении наркомафии в России неизбежно вызовет самую негативную реакцию в мировом сообществе.

В 1999 г. руководство страны признало, что «далеко не всегда эффективны наши усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков». Тогда же Б.Ельцин призвал лидеров Среднеазиатских государств (откуда идет основной поток наркозелья в Россию) активизировать усилия по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотиков и развивать принцип тесной координации и сотрудничества в этой области.

В этом же году состоялось специальное заседание Совета Безопасности Российской Федерации «О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими».

Вопросы борьбы с наркоманией также дважды рассматривались за последние два года на заседаниях Правительства Российской Федерации

Президент Российской Федерации В.Путин также в своих выступлениях, на встречах с общественностью неоднократно обращал внимание на важность борьбы с распространением наркотиков, в том числе и в контексте борьбы с международным терроризмом (для специалистов не секрет, что, в частности, с начала 2000 г. чеченскими экстремистами был налажен новый канал транспортировки героина через Турцию и Албанию в Западную Европу).

Ключевым шагом в решении многих проблем, связанных с борьбой с наркоманией, явилось принятие в 1998 г. Государственной Думой Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Он позволил обеспечить более адекватную правовую основу для деятельности как правоохранительных органов, так и органов здравоохранения.

Рост числа заболеваний ВИЧ-инфекцией среди наркоманов заставляет во многом власти и медицинские службы по-новому взглянуть на эту проблему. Речь идет о том, что, возможно, нужно будет начинать программу в общефедеральном масштабе по бесплатному обмену одноразовых шприцев для наркоманов в анонимных пунктах и организации на их базе широкой разъяснительной работы.

Первый такой пункт был открыт в Калининграде (где зарегистрировано самое большое число заболевших — более 2500 человек), и его деятельность, по оценке и медиков, и правоохранительных органов, дает определенные обнадеживающие результаты.

Однако общее состояние системы наркологической помощи остается крайне неудовлетворительным, прежде всего в результате недофинансирования ее деятельности. В 1999 г. в целом по стране ее потребности были удовлетворены лишь на 17-21%, а в некоторых регионах даже меньше чем на 14%. В 2000 г. ситуация к лучшему не изменилась. По оценкам специалистов, выделяется по-прежнему не более 20% требуемых средств.

Но как позитивный пример можно отметить то, что региональные и местные власти все же гораздо активнее, даже несмотря на финансовые проблемы, стали обращаться к проблеме наркомании. Почти в трети субъектов Федерации действуют дополнительные региональные законодательные акты, направленные на усиление борьбы с наркоманией.

В прошлом году зафиксирован рост числа различного рода центров и клиник частного характера по излечению больных наркоманией. Однако следует отметить, что этот процесс сопровождается появлением откровенно непрофессиональных структур, которые не в состоянии оказать наркоманам реальную помощь и которые однозначно ориентированы только лишь на выкачивание средств из родственников наркоманов.

За последние два года значительно активизировались средства массовой информации страны. В общефедеральной и региональной прессе было опубликовано более 3 тыс. материалов на эту тему, включая выступления авторитетных медиков и специалистов, музыкантов и спортсменов. В частности, можно особо отметить акцию «Комсомольской правды» под девизом «Слезь с иглы», а также материалы в газетах «Московский комсомолец» и «Сегодня».

Очень позитивную роль сыграло появление рекламных роликов против наркотиков на ведущих телеканалах страны, прежде всего на канале НТВ. По оценкам многих специалистов, прямое публичное обращение к данной теме с телеэкрана через рекламу, и через специальные передачи (прежде всего нужно выделить программы «Сумерки» и «Суд идет» на том же канале НТВ) позволило стимулировать работу по противодействию наркомании в учебных заведениях, заставило многих родителей со всей серьезностью взглянуть на эту проблему.

К сожалению, количество передач подобной направленности в последний период стало сокращаться, в частности в связи с финансовым кризисом августа 1998 г.

Важной силой в борьбе с наркоманией становятся родители многих юношей и девушек, страдающих от наркотиков. В Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Хабаровске и многих других городах действует общественное движение «Матери против наркотиков». За последний год членами этого движения прочитано более 10 тыс. лекций в школах и вузах, в воинских частях и летних лагерях. В Москве почти в 200 школах реализуется целевая программа по профилактике наркомании.

Как очень важный позитивный пример можно привести появление в этом году книги В. Майтовой «Исповедь матери бывшего наркомана», которая не только дает большой фактический материал, но и ориентирует родителей и преподавателей, как нужно действовать, если подросток встал на путь употребления наркотиков (с книгой можно познакомиться в Интернете на сайте www.maytova.narod.ru).

В Набережных Челнах стала издаваться газета «Доверие», которую одноименный фонд распространяет через городской наркологический диспансер и центр борьбы со СПИДом, а также молодежи на дискотеках.

Но пока таких примеров все же мало.

Нужно отметить, что в обществе начинает формироваться более жесткое отношение к распространителям наркотиков. В частности, губернатор Омской области Л.Полежаев, выступая в марте 1999 г. в Совете Федерации, предложил, основываясь на требованиях жителей области, провести в России референдум по вопросу об ужесточении уголовного законодательства за незаконное производство и распространение наркотиков. В Омской области за введение смертной казни для наркодилеров высказались 443 тыс. из 500 тыс. опрошенных граждан. С той же позиции выступили и большинство опрошенных в прошлом году жителей Волгограда и Екатеринбурга.

Депутаты Тольяттинской городской Думы направили Президенту Российской Федерации В.Путину письмо, в котором также требуют ввести смертную казнь за распространение наркотиков (по мнению врачей города, в 800-тысячном городе наркозависима уже почти пятая часть населения).

Однако нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что усилились и попытки, в частности со стороны ряда общественных структур типа мало пока известной, но весьма активной Радикальной партии, организовать движение за легализацию «легких наркотиков». Для этой цели особенно целенаправленно используется, в частности, Интернет.

Важное значение для борьбы с наркоманией имело усиление за последние годы взаимодействия правоохранительных и таможенных органов Российской Федерации. В 1998 г. был создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России.

В 1998 г. в целях расширения координации взаимодействия с соответствующими службами Белоруссии, Казахстана, Киргизии в представительствах таможенной службы России в этих государствах были назначены офицеры связи по вопросам с незаконным оборотом наркотиков.

Одной из основных форм взаимодействия ГТК России с таможенными службами и правоохранительными органами зарубежных государств является организация и проведение контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ как наиболее эффективной формы правоохранительной деятельности по выявлению и перекрытию каналов контрабанды наркотиков, а также изобличению основных ее участников.

Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу

Следует откровенно признать, что прогноз на ближайшую перспективу (на 3-5 лет) весьма неблагоприятный при сохранении нынешней динамики роста наркомании в стране и пока все еще слабой эффективности действий органов власти.

Можно ожидать дальнейшего изменения рынка наркотиков в сторону расширения контрабанды наркотиков и географии распространения героина и опиатов, дальнейшего «омолаживания» контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Основные причины этого:

  • ухудшение социально-экономической обстановки во многих регионах страны, в частности после финансового кризиса августа 1998 г., значительный рост уровня безработицы среди молодежи и детской беспризорности (около 2 млн. беспризорников насчитывается сегодня в масштабах страны);
  • усиление негативных политических и социально-экономических тенденций в ряде стран СНГ, прежде всего в Таджикистане, стимулирующих резкий рост объемов поставок наркотиков и наркосодержащих препаратов в Российскую Федерацию;
  • ограниченные возможности (как организационные и технические, так и финансовые) таможенных органов России по пресечению незаконного ввоза наркотиков в страну;
  • значительное увеличение интереса международной наркомафии как к российскому рынку наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и одурманивающих веществ, так и к использованию России в качестве одного из основных каналов нелегальной транспортировки наркотиков из Афганистана, Пакистана и Средней Азии в Западную Европу и США;
  • сверхвысокая доходность операций с наркотиками для преступных группировок как в России, так и за ее пределами;
  • крайне неудовлетворительное положение с финансированием министерств и ведомств, осуществляющих борьбу с наркоманией и лечение больных наркоманией.

При таком положении дел общее число наркоманов в России к 2003-2005 гг. может превысить 3 млн. человек.

Наиболее опасным является не просто количественный рост числа лиц, употребляющих наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества, а то, что этот рост идет прежде всего через омоложение наркомании, что ведет к прямой потере страной значительной части своего интеллектуального и физического резерва. Это крайне негативная тенденция происходит на фоне общего сокращения численности населения страны.

С полным основанием сегодня можно говорить о том, что существует реальная угроза национальной безопасности со стороны международного наркобизнеса и даже о наркотерроризме в отношении России.

Что делать дальше?

Прежде всего важно, чтобы проблема наркомании постоянно оставалась в поле внимания как государственных органов власти, так и населения. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией и превентивные меры, окупаются сторицей по сравнению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий роста употребления наркотиков. Нужно официально признать, что наркомания является огромной общегосударственной проблемой, требующей принятия комплекса мер как собственно внутри России, так и в содружестве с мировым сообществом.

Принципиально важно предусматривать в бюджете Российской Федерации на ближайшие пять лет выделение необходимых средств в размере не менее 2-2,5 млрд. руб. ежегодно для противодействия наркомании и обеспечения нормальной деятельности органов здравоохранения.

С этой точки зрения должна найти полную поддержку федеральная целевая программа борьбы с наркоманией, которую последовательно продвигает МВД РФ.

Помимо этого необходимо создание Федерального внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии со статьей 42 Федерального закона «О наркотических и психотропных веществах».

Необходимо активизировать работу Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, усилив координацию министерств и ведомств, а также органов власти субъектов Российской Федерации по данной проблеме.

Также необходимо завершение создания нормативно-правовой базы в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Для борьбы с наркоманией в общефедеральном масштабе нужно организовать систематическое проведение в учебных заведениях занятий по правовой и антинаркотической пропаганде, обеспечив преподавательский состав необходимыми информационными и справочными материалами.

Необходимо усиливать антинаркотическую пропаганду через средства массовой информации всех уровней, рассматривая ее как одну из наиболее важных частей социальной рекламы. При этом позитивным фактором была бы целевая поддержка со стороны государственных органов тех средств массовой информации, которые играют наиболее активную роль в антинаркотической пропаганде.

В целом необходимо переносить центр работы на региональный и местный уровень, значительно усилив финансовую и организационную поддержку органов здравоохранения и образования в субъектах Российской Федерации.

Необходимо решать, причем в достаточно оперативном порядке, вопросы усиления пограничного и таможенного режимов на границе с Республикой Казахстан, а также развертывания сил и средств Федеральной пограничной службы России на границе с Казахстаном с целью противодействия наркопотоку из Средней Азии.

Соответственно требуется выделение дополнительных средств, увеличение штатной численности и улучшение технического оснащения таможенных органов и других силовых структур, осуществляющих реальную борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

На межгосударственном уровне необходимо, прежде всего в рамках СНГ, заключение дополнительных договоров и соглашений по координации усилий по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков.

Конечно, меры такого рода могут привести к определенным позитивным изменениям, но они должны быть дополнены широкой общественной кампанией. Ведь опыт многих стран, в частности США, показывает, что средства, использованные на антинаркотическую пропаганду, дают реальный эффект в достаточно сжатые сроки (только за последние два года в США потребление наркотиков в молодежной среде сократилось на 21%).

С этой точки зрения было бы принципиально важным, учитывая ограниченность бюджетных средств, чтобы к антинаркотической кампании подключились крупные финансовые и промышленные структуры страны, чтобы российские бизнесмены стали инициаторами появления в СМИ, прежде всего на телевидении, новой и ориентированной прежде всего на молодежь социальной рекламы, чтобы они взяли на себя ответственность за появление в массовом масштабе доступно написанных книг и брошюр, рассказывающих о вреде наркотиков.

Серьезным потенциалом, который уже начинает все более активно использоваться, обладает Русская православная церковь. Было бы весьма позитивно, чтобы со стороны РПЦ, а также других религиозных конфессий прозвучал бы коллективный призыв ко всему российскому обществу уделять большее внимание борьбе с наркоманией.

Совершенно очевидно, что уже подходит к концу тот этап в развитии российского общества, когда еще не поздно попытаться скоординированными усилиями государственных и общественных структур изменить сложившуюся весьма тревожную ситуацию. Если время будет упущено, то Россия прочно займет в мировом сообществе место «наркогосударства», к которому будет соответствующее отношение со стороны других стран.

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>