Home » Семинар на тему «Внешнеполитический потенциал многонациональной культуры России»

Семинар на тему «Внешнеполитический потенциал многонациональной культуры России»

18 сентября 2017 г. в 17.00 часов Совет по внешней и оборонной политике провел семинар на тему «Внешнеполитический потенциал многонациональной культуры России» в рамках реализации научно-просветительского проекта «Российский диалог культур и цивилизаций — взаимное обогащение».

sem_18_00

Семинар вёл Федор Александрович ЛУКЬЯНОВ, председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики».

В начале семинара своё видение предложенных для обсуждения проблем представили в кратких вводных выступлениях Александр Дмитриевич ГРОНСКИЙ, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им.Е.М.Примакова РАН; Сергей Леонидович КРАВЕЦ, ответственный секретарь «Большой российской энциклопедии»; Владимир Вячеславович МАЛЯВИН, советский и российский синолог, доктор исторических наук, профессор; Георгий Давидович ТОЛОРАЯ, руководитель управления региональных проектов фонда «Русский мир», исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС.

Затем были прочитаны лекции на темы: 1) «В какой мере и каким образом потенциал взаимодействия различных культур России способен внести вклад в повышение эффективности и расширение возможностей российской внешней политики?» (Александр Оганович ЧУБАРЬЯН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН, доктор исторических наук, профессор); 2) «Что лежит в основе «русского мира» помимо языка? Идеология и менталитет» (Сергей Александрович КАРАГАНОВ, декан факультета мировой экономики и мировой политики, Национальный исследовательский Университет «Высшая школа экономики», почетный председатель Президиума СВОП, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека).

По окончании лекций вопросы тематики семинара обсудили участники заседания А.И.Суздальцев, К.В.Асмолов, Е.В.Бахревский, И.Б.Севастьянов, А.В.Лосев, В.А.Рыжков.

Основные тезисы для обсуждения:

Сложившееся на протяжении веков культурное многообразие России, её этническая и конфессиональная сложность являются не только вызовом для организации внутренней жизни страны, поддержания её культурно-политического равновесия, но и фактором, который нельзя не учитывать при проведении внешней политики. С одной стороны, приоритеты различных регионов в их «ближнем зарубежье» не вполне совпадают. С другой — именно разнообразие позволяет задействовать дополнительные инструменты внешней политики, потенциал культурных, этнических, конфессиональных связей различных территорий и групп населения.

В какой мере потенциал взаимодействия различных культур и традиционных укладов, существующих на территории Российской Федерации, способен внести вклад в повышение эффективности и расширение возможностей внешней политики? Может ли в нашем случае быть задействован диаспоральный фактор, который весьма активно используется рядом стран? Представляется важным взглянуть на понятие «русского мира» с более практических позиций. Какие выводы мы можем сделать на основании опыта истекших 10 лет существования одноименного фонда и четырех лет существования одноименного политического концепта? Каков потенциал развития этого феномена и каков контр-потенциал (то, что вызывает противоположный эффект и сужает возможности российской внешней политики)?

Участниками дискуссии были высказаны следующие идеи:

  • О природе русской цивилизации: Россия отличается способностью к интегрированию очень разных культур, этносов, цивилизаций, способностью к открытости (Европа культурно закрыта в отличие от нас). Русские охотно подражает другим этносам, сливаются с ними. Имеет успешный опыт в массовом масштабе взаимодействия с китайцами (без аналогов в мире). Русская идентичность есть фронтирная идентичность (обращенность вовне, к границе и к тому, что лежит за горизонтом). Однако фронтирная устремленность в сочетании с открытостью ведут к внутреннему конфликту, разрыву внутренней целостности русского мира. Фронтирная идентичность и огромные пространства России оборачиваются «глухим медвежьим углом». Перед Россией выбор — идти своим путем или следовать за Европой.
  • О русском мире как религиозном мире. Для мусульманских стран мусульманские регионы России – окраина мусульманского мира. Для православных Россия когда-то была центром. В западном понимании Россия — всегда недоделанное, отошедшее от правильного канона, неполноценное, в том числе в религиозном смысле. Если мы рассматриваем рост, расширение России как органический процесс, то на Западе распространено мнение, что Россия расширялась бесцельно, бессознательно.
  • В России не могут приниматься решения, влияющие на исламский мир, поскольку для всего исламского мира Россия — это окраина.
  • Адаптивность русских и способность интегрировать многие народы неоднозначна, сложностей в нашей истории было много.
  • Русская диаспора во всем мире неукоренена, разобщена и слаба с точки зрения политического влияния. Мы уступаем практически всем диаспорам. Мы не умеем взаимодействовать, не знаем, чего хотим, диаспорально русские очень слабы.
  • О концепте «русского мира». При создании Фонда «Русский мир» субъектами русского мира воспринимались все заинтересованные в русском языке и русской (в широком смысле) культуре. Для многих русский мир ассоциируется с православием; в Африке — с социализмом (память о помощи СССР). В дальнейшем произошла политическая эволюция понятия, и теперь политический феномен РМ рождает зачастую не позитивные коннотации.
  • Правящая белорусская элита и оппозиция смыкаются в резко негативном отношении к идее РМ как угрожающей суверенитету.
  • Чтобы вести обсуждение проблем «Русского мира» очень важно определиться с понятиями, прежде всего с понятием «русского»: 1) Русский по происхождению (национализм почвы/ крови, этно-национализм); 2) Русский по вере, т.е. православный (но как быть с мусульманами, иудеями, буддистами и самой большой группой — атеистами? является ли православие обязательной или дополнительной чертой русской идентичности?); 3) Отношение к советскому наследию (идеологический фактор: насколько в русскую идентичность включен или не включен советский период); 4) новое русское государство — империя или мононациональное государство русских?  Ответы да/нет на поставленные вопросы формируют дискуссию по проблеме русского мира.
  • Интересно, что турки говорят об истории России как о «тюрьме народов» в противовес Османской империи как «системе народов». При этом Россия для турок однозначно азиатская восточная культура.
  • Описание России как мирно собиравшей, интегрировавшей народы империи неадекватно, ибо, как только империя ослабевала (например, 1917 и 1991 гг.), этнонационализм проявлял свою силу. Имперский императив — сила, подчинение народов; подчинение и интеграция — совершенно разные политические практики. Подчиненные этносы в конце концов разрушают империи (Британскую, Французскую, Османскую, Российскую).
  • Говоря о русском мире, какие цели мы хотели бы поставить перед диаспорами? Если мы хотим с помощью диаспор подорвать чужие политические системы, то ставим диаспоры под удар. Если же мы хотим, чтобы люди, относящие к нам с симпатией, говорящие по-русски, интересующиеся русской культурой содействовали продвижению имиджа России, помогали нам обеспечивать жизненные интересы России, например, разрешить проблему санкций, разъяснить позицию по Сирии, Крыму и т.д., мы должны относиться к ним как к лояльным членам других политсистем.
  • Влияние на внешний мир возможно за счет культурного многообразия, но тогда нужно дать свободу действий субъектам этого многообразия.

 

Участники семинара:

1. АСМОЛОВ
Константин Валерианович
Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук
2. БАХРЕВСКИЙ
Евгений Владиславович
И.о. заместителя директора, руководитель Центра государственной культурной политики, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва, кандидат филологических наук
3. ВОСКАНЯН
Маринэ Варужановна
Координатор по международной работе Московского Экономического Форума
4. ГЕРЕНРОТ
Борис Александрович
Доцент кафедры теории и истории права факультета права НИУ «Высшая школа экономики»
5. ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич
Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН; заместитель заведующего Центра Евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета (РГСУ) в Минске; секретарь Учёного совета Минской духовной академии
6. ГУРЕВИЧ
Владимир Семенович
Главный редактор, ИД «Время»
7. ЗАГОРУЛЬКО
Андрей Владиславович
Старший научный сотрудник Историко-археологического отдела Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Института Наследия), старший научный сотрудник Учебно-научного Центра социальной антропологии РГГУ(Москва), кандидат исторических наук
8. ИСМАГУЛОВА
Анна Андреевна
Учительница географии, 533 лицей, юношеская математическая школа, Санкт-Петербург
9. КОЛЕСНИК
Виктор Григорьевич
Директор Центра исследования и разработки инфраструктурных проектов, Институт государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики»
10. КОТЕЛЬНИКОВА Анастасия Александровна Аспирант НИУ «Высшая школа экономики»
11. КРАВЕЦ
Сергей Леонидович
Ответственный секретарь «Большой российской энциклопедии», руководитель церковно-научного центра и президент фонда «Православная энциклопедия», кандидат философских наук
12. КРАВЦЕВ
Владимир Олегович
Менеджер ООО «ПМБК»
13. ЛАЗАРЕВ
Алексей Владимирович
Эксперт НКИ БРИКС
14. ЛЕПЦОВ
Николай Степанович
Советник заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ
15. ЛИВИУ Юреа Шеф-корреспондент ТВ Румынии в Москве
16. ЛОСЕВ
Александр Вячеславович
Генеральный директор АО «УК “Спутник – Управление капиталом”»
17. ЛУКЬЯНОВ
Федор Александрович
Председатель Президиума СВОП; главный редактор, журнал «Россия в глобальной политике»; профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики»; научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай»
18. МАЛЯВИН
Владимир Вячеславович
Советский и российский синолог, доктор исторических наук, профессор
19. РЫЖКОВ
Владимир Александрович
Председатель Общероссийского общественного движения «Выбор России»; профессор факультета мировой экономики и мировой политики, кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции, НИУ «Высшая школа экономики», кандидат исторических наук
20. СЕВОСТЬЯНОВ
Игорь Борисович
Советник 1 класса МИД России, член Совета Ассоциации российских дипломатов
21. СТОЯНОВИЧ-ГОДФРОЙД Александра Корреспондент РТВ Б92, Сербия
22. СУЗДАЛЬЦЕВ
Андрей Иванович
Заместитель декана по методической работе и аспирантуре, Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики», кандидат исторических наук
23. ТОЛОРАЯ
Георгий Давидович
Руководитель управления региональных проектов фонда «Русский мир», исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, доктор экономических наук
24. ЭНТИН
Марк Львович
Профессор МГИМО МИД РФ, доктор юридических наук

sem_18_04

sem_18_03

sem_18_02

sem_18_01

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом