«ДЕЛИТЬСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ НАДО»
О предложении к бизнесу внести в бюджет 200-250 млрд рублей и о том, кто мог бы в России поделиться «лишним»
Лозунг «Делиться надо!», который бросил в массы в 1996 году тогдашний министр финансов Александр Лившиц (в оригинале фраза, адресованная уклонявшимся от налогов бизнесменам, звучала так: «Не надо вредничать, надо делиться!»), не теряет актуальности, скорее, наоборот.
Правительство вышло к крупному бизнесу с предложением внести в бюджет разовый платеж на 200-250 млрд рублей. Учитывая, что просьба впервые была доведена до адресатов еще в середине декабря, можно предположить, что недавняя утечка была сделана, чтобы вызвать политический резонанс и разрешить-таки вопрос, который пока никак не разрешается. Делиться бизнес не хочет. Сетует, что, мол, и так в декабре власти решили пересчитать налоги за 2022 год (из-за переоценки капитала в связи с колебаниями валютного курса), что могло бы принести в казну дополнительно около 1,8 трлн рублей. По сравнению с которыми 200-250 млрд — уже сущая мелочь. Но деньги, как известно, никогда не бывают лишними.
В обоснование инициативы первый вице-премьер Андрей Белоусов отмечает, что у многих крупных компаний результаты 2022 года — а именно с первого по третий квартал — были «очень хорошие». Он при этом упомянул не очень известный (пока) у нас термин windfall tax. В западном финансовом мире означает «налог на непредвиденные/неожиданные доходы» (на наследство, например). В российской практике можно сравнить с 35-процентным налогом на выигрыш в рамках рекламной акции.
Главная же причина в том, что бюджет испытывает серьезные трудности. Конечно, сказываются санкции. Не бывает «бесплатных войн», а у России сейчас с Западом именно что полномасштабная экономическая война. От того, что наши оппоненты сильно страдают от придуманных ими же санкций, нам не легче. Приходится также перенаправлять финансовые потоки на решение новых задач и проблем. Например, в январе расходы бюджета выросли на рекордные почти 59%, до 3,1 трлн рублей, поскольку шло активное авансирование госконтрактов (обычно основная доля платежей приходится на конец года), а объемы госзакупок выросли по сравнению с прошлым годом в пять раз — до 1,3 трлн рублей. Дает о себе знать и замедление экономики Китая, который стал нашим главным торговым партнером.
По итогам января федеральный бюджет оказался в дефиците на 1,8 трлн рублей. Если так дальше пойдет, дефицит может достичь к концу года 7 трлн, пугают некоторые эксперты. Доходы сократились (к январю 2022) на 35%, в основном за счет сокращения нефтегазовых поступлений на 46% (до 426 млрд руб.). Доходы, не связанные с нефтью и газом, тоже снизились — на 28% (до 931 млрд руб.). Федеральная таможенная служба, один из основных источников пополнения казны, снизила свои перечисления в январе на 31,3%. В том числе платежи от экспорта товаров сократились более чем в 3,5 раза по сравнению с январем 2022 года, а доходы от импорта снизились на 7,5%. По 2022 году уже было падение: за прошлый год ФТС перечислила в бюджет 6,2 трлн рублей против 7 трлн 156 млрд рублей в 2021 году (минус 13,4%).
Но ведь чем хуже бюджету — тем хуже бюджетникам, под удар ставятся многие социальные программы, нацпроекты и т.д. Есть, конечно, Фонд национального благосостояния (ФНБ), его хватит на какое-то время, чтобы завершить грандиозный маневр перестройки экономики, но без поиска дополнительных источников доходов не обойтись.
Практика взимать windfall tax распространена в мире, хотя радости у бизнесменов не вызывает. За примерами далеко ходить не надо. Когда нынешний британский премьер Риши Сунак еще был главным казначеем, он в мае 2022 года ввел «налог на непредвиденную прибыль» для нефтегазовых компаний на фоне крайне благоприятной ценовой конъюнктуры. Он составил в прошлом году 25% от прибыли — но не всей, а только от нефтегазодобычи в Британии. Обычный налог на прибыль (он остается) для нефтегазовых гигантов в Британии составляет 30%. После того как BP и Shell отчитались о рекордной прибыли за весь 2022 год, windfall tax продлен до 2028 года и будет увеличен до 35%. Притом что обе компании увеличили дивидендные выплаты и потратили миллиарды на обратный выкуп своих акций с рынка, чтобы увеличить их стоимость.
Британские власти и раньше прибегали к такой практике — обложив windfall tax в 1997 году компании в разных отраслях, получившие «слишком большую выгоду» от тэтчеровской приватизации 1980 года (спустя 17 лет!), — в размере 23% от разницы между стоимостью приватизированного имущества в 1997 году и его продажной ценой в 1980-м.
Windfall tax в США в 1980 году ввели по предложению президента Картера (для покрытия социальных расходов). Он принес 80 млрд долларов по 1988 год (хотя рассчитывали на 393 млрд), когда был отменен. Впервые в новейшей истории такой налог тоже был придуман в США — в годы Первой мировой войны, когда годовая прибыль US Steel и DuPont на военных заказах увеличилась более чем на 1000%. Введенный в 1917 году налог покрыл до 1921 года (когда был отменен) почти 40% расходов США на участие в той войне.
Сегодня ЕС тоже срочно понадобились деньги. В сентябре 2022 года там ввели «временный взнос солидарности» для предприятий в нефтяной (включая НПЗ), угольной и газовой отраслях с прибыли, которая «увеличилась более чем на 20% от среднегодового уровня» за пять последних лет. Сверх всех прочих налогов. Деньги пойдут на смягчение последствий роста цен на электроэнергию. Налоговая ставка — 33%. ЕС надеется собрать дополнительно 140 млрд евро. Если не проиграет суд американской ExxonMobil, которая оспаривает решение.
Кто мог бы в России поделиться «лишним»? Относительно неплохо в прошлом году на общем фоне обстояли дела у угольщиков, как ни странно — фармацевтов (но там много не возьмешь), а также производителей удобрений. Могут попросить «войти в положение» производителей СПГ (они пока не под санкциями), алмазодобывающую отрасль (хотя с нее и так возьмут дополнительный НДПИ), отчасти представителей химпрома. В общем — кого уговорят. Тут главное — вопрос аргументации. Ну и кто просит, конечно. Послушаем на этот счет ежегодное обращение президента к Федеральному Собранию.