ЕВРОСОЮЗ ПРЕДПОЧЕЛ СДЕРЖИВАНИЕ РФ ДИПЛОМАТИИ
Независимая газета — Дипкурьер
Брюссель пересматривает принципы будущего взаимодействия с Москвой
Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, 14 ноября представил министрам иностранных дел стран – членов ЕС для обсуждения новый проект принципов взаимодействия с Москвой. В повестку дня были включены также другие международно-политические проблемы – военная помощь Украине, кризис в отношениях Сербии и Косово и новые санкции против Ирана. Основные положения нового документа были изложены Боррелем на итоговой пресс-конференции после заседания Совета министров иностранных дел в Брюсселе.
Следует напомнить, что до прихода Борреля взаимодействие ЕС с Россией регулировалось пятью «руководящими принципами», изложенными Федерикой Могерини после присоединения Россией Крыма. Однако на июньском саммите ЕС 2021 года Боррель сформулировал новые принципы, известные как «триада Борреля». «Мы должны отталкивать (Россию), мы должны сдерживать (Россию), и мы должны взаимодействовать (с ней) в одно и то же время», – заявил он на саммите. На встрече министров иностранных дел и министров обороны стран в Бресте 13–14 января этого года главный дипломат ЕС представил уже десять принципов об основах европейской безопасности – так называемый деколог Борреля, – которые были также адресованы России.
После начала специальной военной операции (СВО) России на территории Украины, по мнению Брюсселя, разновекторная «триада Борреля» в отношении Москвы – отпор, сдерживание и избирательное сотрудничество – потеряла свою актуальность. Новый подход ЕС складывался ad hoc в контексте вооруженного столкновения России и Украины и на практике состоял из трех главных элементов – изоляции России, полномасштабной поддержки Украины и минимизации последствий СВО.
Ноябрьский документ Борреля, подготовленный Европейской службой внешних действий к Совету по иностранным делам, в изложении портала EURACTIV представляет собой более детальный перечень основных направлений, которые министры иностранных дел должны были обсудить и принять в качестве руководящих принципов в отношениях с Россией. Главными направлениями в этом списке являются «изоляция России на международном уровне, введение и осуществление ограничительных мер против России и недопущение их обхода». «Мы будем продолжать изолировать Россию на международном уровне, вводя ограничительные меры против России. Европейский союз, уже принявший восемь пакетов санкций, сейчас взял тайм-аут для обдумывания новых ограничений. Мы готовы еще больше усилить ограничительные меры против России», – сказал Боррель на Совете по иностранным делам, добавив, что ЕС готов также наложить ограничительные меры на третьи страны, такие как Иран и Белорусия, которые обеспечивают «вооружения и военную поддержку» России. Наряду с изоляцией России и антироссийскими санкциями предполагается «привлечение России к ответственности за нарушения международного права и военные преступления, совершенные в Украине».
Представляется, что выработка Евросоюзом девятого пакета санкций против России будет нелегким делом. Если страны Балтии и Польша при поддержке Дании, Швеции и Финляндии призывают к усилению санкций (в частности, запрет на российский сжиженный природный газ, торговлю некоторыми металлами, прекращение сотрудничества с РФ в области атомной энергетики), то Германия, Франция и Бельгия проявляют осторожность в отношении новых санкций. Растущие экономические опасения в этих странах по поводу роста инфляции и кризиса стоимости жизни уже привели к массовым протестам и призыву к своим правительствам оценить все последствия новых санкций. А правительство Венгрии открыто призвало Евросоюз отказаться от санкционной политики и не принимать девятый пакет ограничительных мер против России.
Следующим важным направлением в новом документе Брюсселя провозглашается «поддержка соседей ЕС, в частности, посредством политики расширения». Фактически это повторение второго из пяти принципов Могерини – «укрепление отношений со странами Восточного партнерства и другими странами-соседями, в частности, в Центральной Азии». Новым здесь является добавление «в частности, посредством политики расширения».
Предоставленный Советом ЕС Украине и Молдавии безоговорочный статус кандидата на членство в Евросоюзе 23 июня этого года открыл новый этап в политике расширения. Вместе с тем он уже вызвал смятение как внутри Европейского союза, так и в ряде западно-балканских стран – кандидатов, некоторые из которых уже не одно десятилетие вовлечены в процесс присоединения к ЕС. Если правительства Италии, Словении и Хорватии высказались за скорейшее расширение ЕС на Западные Балканы, то канцлер Германии Олаф Шольц заявил о поддержке идеи президента Франции Эмманюэля Макрона о создании нового «Европейского политического сообщества». По мнению франко-германского тандема, создание такой структуры позволило бы странам Евросоюза вести более тесный диалог с партнерами за пределами ЕС – государствами Западных Балкан, Украиной, Молдавией и Грузией.
По данным EURACTIV, заинтересованность Европейского союза в безопасной и стабильной обстановке в прилегающих регионах не сводится лишь к вопросу о членстве в ЕС. Она связана также с вызовами «глобальных последствий» СВО, прежде всего с мировым кризисом продовольственной безопасности, ответственность за который руководство ЕС возлагает на Россию. При обсуждении вопроса продовольственной безопасности министры иностранных дел в первую очередь имели в виду Черноморскую зерновую инициативу. «Теперь международное сообщество должно обеспечить возобновляемую и практическую реализацию Черноморской зерновой инициативы после крайнего срока 19 ноября. Очень важно, чтобы эта инициатива, продвигаемая Организацией Объединенных Наций и Турцией, могла быть реализована», – сказал Боррель, особо выделив роль ООН и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Интересно, что в представленном тексте практически полностью повторяется и третий принцип Могерини – «укрепление внутренней устойчивости Европейского союза, в, частности, в том, что касается энергетической безопасности, гибридных угроз и стратегических коммуникаций, но не только». В новой редакции Брюссель призывает к «укреплению устойчивости ЕС, в том числе в сфере энергетической безопасности и критической инфраструктуры, путем противодействия киберугрозам и гибридным угрозам, манипулированию информацией и вмешательству со стороны России».
Наконец, в проекте содержится призыв «поддерживать гражданское общество, правозащитников и независимые СМИ внутри и за пределами России, одновременно устраняя растущие угрозы безопасности и общественному порядку в ЕС». Этот призыв также напрямую перекликается с пятым принципом Могерини о готовности ЕС «оказывать большую поддержку гражданскому обществу России и содействовать и поддерживать контакты между людьми и обмены, а также меры политики, относящиеся к этим сферам…».
В проекте Борреля также значительное внимание уделяется евро-атлантическим отношениям и политике безопасности и обороны ЕС. Во многом этот раздел повторяет брестский деколог Борреля. В частности, в нем содержится призыв к государствам-членам «тесно сотрудничать с партнерами по всему миру и союзниками по НАТО для защиты и укрепления международного порядка, основанного на правилах». По мнению Борреля, боевые действия в Украине «делают более актуальной соответствующую адаптацию политики безопасности и обороны ЕС», значительно переписанную и усиленную в связи с разворачивающимися событиями. В частности, ЕС нарушил давнее табу, согласившись использовать свои ресурсы для поставки оружия третьей стране через так называемый Европейский фонд мира (EPF). Украине было передано вооружений как минимум на 8 млрд евро как со стороны ЕС, так и со стороны государств-членов на двусторонней основе. В октябре Евросоюз объявил о решении запустить Миссию военной помощи (EUMAM), которая включает обучение до 15 тыс. военнослужащих Вооруженных сил Украины на территории Болгарии, Польши, ФРГ и некоторых других стран.
Конфликт в Украине показал, что ЕС значительно отстает от США в оказании военной помощи Киеву, которая примерно в три раза больше европейской. Такой дисбаланс, по мнению Брюсселя, наносит ущерб самой концепции стратегической автономии и закрепляет за Вашингтоном лидирующую роль не только в евро-атлантических отношениях, но и в международных делах. Совет по иностранным делам согласился с необходимостью продолжить оказание военной поддержки Украине.
При ближайшем рассмотрении новые направления Европейского союза в отношениях с Россией во многом являются компиляцией старых принципов. Что действительно является новым, это отсутствие всякого упоминания о возможном взаимодействии с Россией, которое фигурировало и в четвертом принципе Могерини, и в триаде Борреля. Это свидетельство того, что в политике Брюсселя возобладало мнение о том, что в контексте украинского конфликта возвращение к нормальным отношениям с Россией невозможно. Не так давно Боррель говорил, что у ЕС есть два приоритета в отношениях с Россией – дипломатия и сдерживание: «Нам нужны оба элемента, и успех каждого зависит от другого. …Необходимо продолжать поиск путей деэскалации и участвовать во всех дипломатических усилиях».
Похоже, что сейчас осталось только сдерживание. В период Карибского кризиса, который нередко сравнивают с сегодняшней ситуацией, лидеры СССР и США, Никита Хрущев и Джон Кеннеди, не питавшие друг к другу особых симпатий, отдали предпочтение дипломатии как средству разрешения конфликта, чреватого ядерной катастрофой. В связи с этим было бы уместно вспомнить и слова Генри Киссинджера, сказавшего, что «дипломатия есть искусство обуздывать силу».