И НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО
К чему приведет битва за потолок госдолга США
Очередной потолок госдолга США может быть преодолен 1 июня, предупредила министр финансов Джанет Йеллен. С 1960 года потолок американского госдолга поднимался 78 раз. История показывает, что конгрессмены могут поднять потолок в самый последний момент, доведя рынки до истерики.
«Мы не потеряем, а, напротив, еще выиграем; мы всплывем, всплывем,
и девиз наш в настоящую минуту должен быть: Pire ca va, mieux ca est*»
Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскобленные», часть третья, глава IX
Драма потолка
Министр финансов США Джанет Йеллен 11 мая на пресс-конференции перед встречей глав финансовых ведомств G7 в Японии заявила, что неспособность избежать надвигающегося дефолта федерального правительства подорвет способность Вашингтона обеспечивать международное лидерство и защищать национальную безопасность США. Дефолт может привести к «экономической и финансовой катастрофе», дефолт «спровоцирует глобальный спад», а также «рискует подорвать мировое экономическое лидерство США и поставить под сомнение нашу способность защищать интересы национальной безопасности».
Бывший президент Дональд Трамп днем ранее — 10 мая — призвал законодателей-республиканцев допустить дефолт Соединенных Штатов по своему долгу, если демократы не согласятся на сокращение расходов. «Я говорю республиканцам-конгрессменам, сенаторам, если они не дадут вам массовых сокращений, вам придется объявить дефолт»,— сказал Трамп, который снова собирается баллотироваться на пост президента. «И я не верю, что они собираются объявить дефолт, потому что я думаю, что демократы полностью уступят, абсолютно уступят, потому что вы не хотите, чтобы это произошло. Но это лучше, чем то, что мы делаем прямо сейчас, потому что мы тратим деньги, как пьяные матросы».
Администрация Байдена и республиканцы в Конгрессе ведут споры по поводу повышения текущего лимита заимствований в $31,4 трлн. Джанет Йеллен предупреждала, что США могут достичь потолка своего долга уже 1 июня. Представители Республиканской партии требуют сокращения бюджетных расходов в будущем, прежде чем они одобрят более высокий потолок долга. Байден настаивал на «чистом» увеличении, а также чтобы дальнейшие переговоры о бюджете проводились без привязки к лимиту госдолга. Демократы понимают, что сокращение бюджетных трат, в том числе на социальные обязательства, существенно снизит поддержку их избирателей на предстоящих в 2024 году президентских выборах. Баланс интересов политических партий найти непросто, к тому же в последние несколько лет политика доминирует над экономическими интересами, чему является подтверждением и давление на Китай, и санкционная и прокси-война против России, создавшие серьезные экономические проблемы развитым странам и раскалывающие некогда глобализированный мир на противостоящие блоки.
В 2011 году Соединенные Штаты были как никогда близки к тому, чтобы пробить этот потолок. И несмотря на то что тогда дефолта не случилось, агентство Standard and Poor’s впервые в истории понизило кредитный рейтинг США из-за ситуации политического тупика, влияющего на деятельность правительства.
Анализ, проведенный Советом экономических консультантов Белого дома, показал, что даже технический дефолт может быть столь же негативен для американской экономики, как и Великая депрессия, и если произойдет затяжной дефолт по наихудшему сценарию, то может привести к сокращению как минимум 8,5 млн рабочих мест.
Дефолт, по мнению ряда конгрессменов, также может иметь серьезные последствия для национальной безопасности США. «Наша экономическая безопасность — это наша национальная безопасность»,— сказал конгрессмен Энди Ким, член комитета по иностранным делам Палаты представителей. «Это очень важная часть нашей глобальной силы. Наша способность быть сильнейшей страной в мире основывается не только на оружии, бомбах и военной технике — она во многом основана на нашей способности быть сильнейшей экономикой в мире».
Вероятность технического дефолта (задержка выплат) по казначейским облигациям США начала рассматриваться всерьез после того, как спикер Палаты представителей Конгресса республиканец Кевин Маккарти отверг на переговорах с президентом Байденом идею краткосрочного продления лимита долга, что могло бы дать время на дальнейшее согласование бюджетных проблем и лимита государственного долга США.
Инвесторы нервничают на таких новостях и комментариях политиков. Обрушение фондового рынка и коллапс на рынке облигаций приведут к значительной потере стоимости активов и к колоссальным убыткам. В то же время исторический опыт (с 1960 года потолок госдолга США поднимался 78 раз) показывает, что конгрессмены могут поднять потолок долга в самый последний момент, доведя при этом рынки до истерики. Дефолт по госдолгу остается не слишком вероятным исходом этой бюджетно-политической драмы, но к инвесторам приходит осознание, что дефолт США больше не является чем-то немыслимым.
Вариант временного решения проблемы — это возможность применения 14-й поправки к Конституции США, которая гарантирует действительность государственного долга вне зависимости от лимитов, но такое решение, во-первых, может быть оспорено в судах, а во-вторых, разделит американский долг на «законный» и «незаконный» и существенно повысит его стоимость.
Последствия для мировой экономики
МВФ предупреждает, что дефолт США будет иметь «серьезные последствия» во всем мире. Технический дефолт США, нарушение потолка госдолга или дальнейший рост долларовых процентных ставок при дефиците денежного предложения — это три негативных события, которые способны вызвать масштабные обвалы фондовых рынков по всему миру и дестабилизировать мировую финансовую систему. Даже благополучное разрешение денежно-политической драмы в США не пройдет бесследно для рынков. По данным Bloomberg, в мае стоимость страхования долга США, то есть CDS (кредитный дефолтный своп), для казначейских облигаций стала выше, чем CDS на облигации даже таких стран, как Греция, Мексика и Бразилия, которые неоднократно объявляли дефолты и имеют кредитный рейтинг на много ступеней ниже, чем у США.
Непростая ситуация с долговым лимитом: сам размер госдолга и перспектива длительного сохранения высоких процентных ставок усилят неприятие риска банками и инвестфондами, существенно сократят и увеличат стоимость кредитования, приведут к серьезному ужесточению финансовых условий, а главное, вполне могут запустить глобальный финансовый кризис, поскольку сокращение предложения долларов как внутри, так и за пределами США создаст колоссальные трудности для обслуживания долларовых долгов компаниями, государствами и гражданами по всему миру в условиях, когда совокупный мировой долг превышает $300 трлн.
В случае лавинообразного роста дефолтов по долгам даже на периферии мировых финансов возникнет эффект, способный остановить многие торговые, производственные и социально-экономические процессы на всей планете.
За этим может последовать серьезный экономический спад и потери миллионов рабочих мест по всему миру.
В повышении потолка госдолга США тоже нет ничего хорошего, поскольку в обмен на новый долг будет увеличена денежная эмиссия со стороны ФРС США, что приведет к новому витку мировой инфляции, а с учетом рисков рецессии все это может перерасти в стагфляцию, из которой Соединенным Штатам и ряду других стран будет очень сложно выйти.
Перспективы дедолларизации
Американские эксперты отмечают, что серьезный кризис потолка долга может привести к тому, что большая часть мира перестанет доверять доллару, потому что инвестиции в долларовые активы становятся очень рискованными, что ускорит конец международного господства доллара США. Журнал Foreign Policy пишет в статье «America’s ‘Full Faith and Credit’ Is Closer Than Ever to Defaulting», что с учетом того, что в воздухе уже витают слухи о дедолларизации, дефолт станет «самостоятельно набитым фингалом под глазом» для доминирования доллара в качестве мировой резервной валюты, чем Соединенные Штаты пользовались в течение последних 75 лет: «Мы определенно можем наблюдать желание среди действующих лиц на международном уровне жить в мире, в котором существует более разнообразный набор вариантов международных денег».
Но даже и без американского дефолта, а только учитывая рост процентных ставок и постоянно растущую стоимость кредита большинство стран мира будет стараться как можно быстрее переходить на взаимные расчеты в национальных валютах или даже на бартер для избежания остановки своих экономик и социально-политических кризисов.
Китайский юань стремительно теснит доллар. Целый ряд стран переходит на расчеты в юанях, включая расчеты по поставкам нефти, которые с начала 1970-х годов проводились исключительно в долларах США. Для России китайский юань — это дружественная резервная валюта, поэтому юань/рубль становятся основной валютной парой. Бразилия — ведущая экономика Южной Америки — подписала с Китаем соглашение о торговле в юанях, и для этого создается клиринговая палата, которая позволит бразильским и китайским компаниям проводить расчеты в национальных валютах, что позволит сильно удешевить трансграничные операции. Индонезия и Южная Корея также переходят на расчеты в китайских юанях и в своих национальных валютах. Юань уже давно используют Иран, Венесуэла, Пакистан, Алжир и Нигерия.
Следующим шагом, возможно, будет создание новой расчетной валюты. Агентство Bloomberg со ссылкой на министра иностранных дел ЮАР Наледи Пандор сообщило, что вопрос о введении единой валюты странами БРИКС включен в повестку августовского саммита глав государств БРИКС в Йоханнесбурге.
Наступает финал привилегированного положения Соединенных Штатов, когда большая часть международной торговли осуществляется в долларах, поэтому США могут печатать деньги для оплаты товаров, которые они покупают за границей, что позволяет им финансировать крупнейший дефицит международной торговли, ни о чем не беспокоясь. Теперь об американских активах, в которые торговым партнерам США приходилось вкладывать доллары, полученные от продажи своих товаров американским потребителям, начинают беспокоиться все.
Френд-шоринг и ответная реакция на дедолларизацию
В отличие от стран Глобального Юга и государств, столкнувшихся с действием американских санкций, США вообще не видят альтернатив доллару и будут стараться гегемонию доллара сохранить хотя бы в подконтрольной им части мира.
На саммите глав финансовых ведомств и центральных банков G7 в японской Ниигате, где Джанет Йеллен рассказывала о катастрофических последствиях дефолта США, был поставлен вопрос об «укреплении цепочек поставок», что, как пишет Bloomberg, стало своего рода кодовой фразой для усилий США по снижению зависимости от Китая.
Bloomberg сообщает, что официальные лица G7 предлагают новое партнерство по цепочкам поставок, которое будет открыто для других стран и для присоединения потребует от этих стран соблюдения стандартов в области прав человека, принципов демократии и экологической политики. Цель этой политики «укрепления цепочек поставок» носит геополитический характер и направлена на уменьшение зависимости постиндустриальных развитых стран от Китая и на снижение доли Китая в мировом производстве и торговле.
Финансовые лидеры G7 осознают риски такой политики, но, скорее всего, подчинятся решениям Вашингтона. Выступая в Ниигате, экономический комиссар Европейского союза Паоло Джентилони предупредил, что отделение от Китая представляет риск для мировой торговли. «Мы говорим не о закрытии нашей торговли с Китаем, а о повышении безопасности наших цепочек поставок в некоторых стратегических секторах, таких как редкие полезные ископаемые»,— сказал Джентилони в интервью.
Учитывая, что на территории Евросоюза, Северной Америки и Японии нет значимых месторождений редкоземельных металлов, а кроме США и Канады нет и запасов основных полезных ископаемых, мир ждет очередной этап борьбы за ресурсы в духе нового колониализма.
Страны БРИКС способны противостоять этой политике, но теперь уже раскол мира на два блока становится неизбежным. Как и неизбежны экономические, торговые и финансовые войны и даже горячие конфликты.
Но, как говорил полководец эпохи Возрождения и эпохи наемнических войн Джан Джакомо Тривульцио французскому королю Людовику XII, для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. И в этом, возможно, главная проблема G7.
Британский журнал The Economist пишет, что правительства живут в стране фискальных фантазий и они не могут противостоять плачевному состоянию своих финансов, что может привести к катастрофе. The Economist отмечает, что «в течение десятилетия после мирового финансового кризиса 2007–2009 годов падение процентных ставок позволяло правительствам поддерживать огромные долги и к концу 2010-х казалось, что им не о чем беспокоиться. Долгосрочные процентные ставки продолжали падать, даже когда долг рос. Вряд ли кто-то беспокоился о большем долге. Те дни простительно низких процентных ставок уже прошли». Застой в экономике, санкционные и торговые войны, растущие расходы в странах G7 сталкиваются с сокращением налоговых поступлений и иных бюджетных доходов. А процентные расходы растут, и, по данным ресурса FRED («Экономические данные Федерального резерва»), созданного и поддерживаемого исследовательским отделом Федерального резервного банка Сент-Луиса, входящего в ФРС США, в мае 2023 года процентные платежи правительства США по долгу превысили федеральные расходы на оборону.
Любая война, будь то экономическая, холодная или самая что ни на есть горячая,— дело дорогое. Но во все времена были те, кто зарабатывал колоссальную прибыль на войнах. У финансистов и крупных промышленников, работавших непосредственно с государством, во все времена это получалось прекрасно. Корпорации и ведущие западные банки попробуют и на этот раз не упустить свою прибыль, пусть даже для этого придется пожертвовать половиной глобального рынка, если френд-шоринг и замыкание цепочек в «странах развитой демократии» вынудят их отказаться от работы со странами БРИКС.
Шанс для России
Если раскол мировой экономики или финансовые проблемы США запустят мировой кризис, то это негативно скажется на стоимости товаров российского экспорта, а значит, и для бюджета страны. Пострадают и рубль, и финансовая стабильность. Но кризис ускорит модернизацию экономики России, потому что уже не будет иных вариантов. Накопленные за десятилетия российским бизнесом доллары и евро исчезнут с банковских счетов по геополитическим или кризисным причинам, торговые связи будут разорваны, западные технологии станут недоступны.
Есть плюсы даже от финансовой нестабильности США и проблем финансовых рынков. Это может благоприятно для России сказаться на ходе СВО, потому что, как показывает исторический опыт, любой мировой экономический кризис или угроза его возникновения вследствие тех или иных причин заставляет Запад сокращать экспансию, снижать давление на противников и заниматься решением внутренних проблем. Обрушение фондовых рынков практически мгновенно наносит серьезный ущерб экономикам развитых стран и вызывает необходимость принимать экстренные меры фискального характера, что приведет к сокращению военных бюджетов и к пересмотру долгосрочных программ перевооружений и военных и невоенных стратегий сдерживания, в том числе к значительному сокращению помощи своим прокси-силам.
Поэтому, как писал Достоевский, а вслед за ним и Ленин: «Pire ca va, mieux ca est», или «Чем хуже, тем лучше».