МЫ ВСТУПИЛИ В ФАЗУ ОСТРЕЙШЕГО ПРОТИВОБОРСТВА С АГРЕССИВНЫМ БЛОКОМ В СОСТАВЕ США, ЕС И СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА
Выступление на XXXI Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике
Уважаемые коллеги,
Выступать здесь каждый год действительно приятно и полезно, а между выступлениями общаться, черпать умные мысли (говорю без всякой иронии) со многими присутствующими экспертами, давно ставшими товарищами, друзьями. Приятно, что в наше непростое время некоторые институты остаются незыблемыми, как с точки зрения физического оформления места встречи, так и интеллектуального насыщения. Уверен, что многие участники приводили примеры дискуссий долгих прошлых лет, в ходе которых высказывались мысли, сейчас реализуемые на практике в глобальном масштабе.
Действительно, не буду цитировать присутствующих здесь авторов, но мы многое черпаем из анализа, который члены Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) осуществляют и предлагают вниманию общественности. Перу и мыслям членов СВОП принадлежат такие выводы и прогнозы, как «наступление точки перелома», констатация того, что «надежды и расчеты на интеграцию с Западом в качестве суверенной державы не оправдались». Понятно, что эти вещи сейчас ощущаем в практическом плане. Ясно, что западный «трек» в том виде, в каком он развивался до недавнего времени в нашей внешней политике, себя полностью исчерпал.
Мы вступили в фазу острейшего противоборства с агрессивным блоком в составе США, ЕС и Североатлантического альянса. Задача поставлена громогласно и открыто: «победить Россию на поле боя». Но не остановиться на этом, а устранить как «геополитического конкурента». И любую другую страну, претендующую на самостоятельное место в мировом раскладе, тоже будут «подавлять» в качестве конкурента. Посмотрите на решения, которые сегодня обсуждаются и принимаются в Хиросиме на саммите «семерки», нацеленные на двойное сдерживание России и Китайской Народной Республики.
Западное экспертное сообщество уже открыто обсуждает полученный «заказ» на выработку сценариев расчленения нашей страны. Не скрывается, что существование России как самостоятельного центра несовместимо с достижением цели глобального доминирования Запада. В рамках самого Запада, понятно, что доминируют США. В новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации мы употребили термин, всем хорошо известный, – «англосаксы». Он до сих пор не употреблялся в доктринальных документах, но отражает тот факт, что англосаксонский мир подчинил себе всю континентальную Европу, несмотря на робкие попытки отдельных политиков время от времени вспоминать о задаче «стратегической автономии» Евросоюза. Вслед за континентальной Европой – весь остальной «коллективный Запад», включая страны, расположенные на юго-восточной части азиатского континента. Для всех наступила новая реальность. Это отражено в Концепции внешней политики.
Если брать глобальные тенденции, то, что сейчас происходит вокруг Украины, ускоряет переход к многополярной системе международных отношений. Вашингтон использовал украинский кризис для консолидации своего лагеря. Мы это видим. Но это скорее напоминает тотальное подчинение всех остальных своей воле. Несмотря на это, консолидация произошла. Но одновременно возникла и линия разлома между «коллективным Западом» и глобальным большинством, странами Глобального Юга и Востока.
Недавно мне рассказали, что в ходе недавних дискуссий внутри Евросоюза, представитель одной из стран ЕС всерьез предложил отказаться от любого употребления термина «глобальный Юг». Потому что, по его словам, это посылает неверный сигнал о том, что не все вместе с Западом и что он «работает» на интересы России и Китая. Вот до чего уже дошла одержимость собственным величием и необходимостью подавить любые альтернативные точки зрения. Понятно что, несмотря на нежелание многих стран Глобального Юга громко и решительно отстаивать свои интересы (хотя такие лидеры есть и их немало), тем не менее, он готов на практике, может и не делая громких заявлений, противостоять диктату Западу, становящимся все более навязчивым и агрессивным, включая шантаж, угрозы, наказания, санкции и многое другое.
Когда в конце апреля с.г. у нас состоялось заседание Совета Безопасности ООН, где мы, как председатели этого органа, предложили обсудить тему многосторонности и защиты принципов Устава ООН, эта линия разлома отчетливо проявилась. Наши оппоненты полностью «украинизировали» дискуссию, как они это делают на всех других многосторонних площадках, включая «Группу двадцати». Но их русофобская заряженность вызывает подспудное, но уверенно растущее раздражение среди Мирового большинства. Многие из стран Юга и Востока и в беседах, а порой все чаще открыто сетуют на равнодушие Запада к насущным проблемам африканских, азиатских стран, нуждающихся в дополнительной поддержке для реализации программ своего социально-экономического развития. Это недовольство проявилось в дискуссиях, о которых говорю.
Запад порой прибегает к таким методам, которые действительно трудно объяснить чем-либо, кроме как недостатком медицинского «содействия» отдельным политикам. Например, всерьез заявляют, что посещение Европы для русских не право, а привилегия. Такие заявления звучат из уст руководителей стран Евросоюза. Вспомните русофобские проявления в отношении наших граждан, русской культуры, литературы, искусства в целом, дискриминационный подход к нашим соотечественникам в сфере образование и многое другое. В последнее время по разным поводам вспоминают Р.Киплинга. В этой связи напрашивается еще одно его высказывание о том, что русские – это расовая аномалия. Нетрудно заметить живучесть этой философии в действиях многих западных политиков.
Наверняка вы регулярно знакомитесь с произведениями западной политологической мысли. На мой взгляд, она оскудела. В Нью-Йорке встречался с некоторыми старыми знакомыми из числа американских политологов. Не могу сказать, что они подтвердили свое реноме каким-то серьезным анализом, который хоть на дюйм выбивался бы из официального политического нарратива, продвигаемого западными правительствами: «Дождаться контрнаступления Украины», затем «заставить русских на более перспективных для Киева условиях заключить мир», «взять передышку и накачивать Украину оружием» для того, чтобы в конечном итоге реализовать цель отбрасывания Российской Федерации полностью с русских земель, включая Крым и Восточную Украину. Это политологи. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы просто повторять официальную линию, продвигаемую на всех «перекрестках» и на всех мероприятиях.
Уже говорил, что Евросоюз, к огромному сожалению, утратил свою субъектность, впал в полную зависимость от США. Если брать аналогии, то Соединенные Штаты славятся тем, что являют из себя «плавильный котел», в котором все эмигранты, которые могут свободно прибывать из любой точки земного шара (по крайней мере так было раньше), «переплавляются» в американцев. У них единые ценности и они готовы их распространять самыми разными, в том числе не очень деликатными, методами по всему миру. Сейчас, образно говоря, теория и практика «плавильного котла» применяется и к остальным западным странам. На примере Европы видно, что ее «переплавляют» в подчиненное Вашингтону политическое состояние. Это распространяется на другие регионы мира, когда всех заставляют жить по правилам «золотого миллиарда». Этот термин, без слова «золотой», «наш миллиард» — звучит в официальных документах Евросоюза и «семерки».
Эта бесцеремонность, одержимость собственным величием заводят международные отношения в сложную ситуацию. Не вижу каких-либо перспектив компромиссов, которые консервировали бы это состояние перехода от диктатуры к многополярному миру. Наверняка могут быть какие-то паузы и передышки. Но наступила эпоха перехода к многополярности и отказа от подчинения гегемону. Это может быть длительной исторической эпохой. В этой работе, борьбе у нас немало союзников. Вы все видите и описываете наши отношения с Китайской Народной Республикой, Индией, странами АСЕАН, государствами Персидского залива, Ираном, Турцией, Африканским союзом, возрождающимся Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Оно вновь обретает «дыхание» после выборов в Бразилии. Многие другие страны и их объединения, конечно же – в нашем пространстве, в ближнем зарубежье: СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Немало сложностей. Нечего скрывать. Видим с каким ожесточением Запад посылает своих эмиссаров по всему миру, включая к нашим ближайшим соседям, не стесняясь, требуя от них прекратить если не любые торгово-экономические и инвестиционные связи с Россией, то большинство из них. Передают списки с поименным названием товаров, которые должны быть запрещены к экспорту в Российскую Федерацию. Не утрирую. Недавно была «троица» (американец, британец и представитель ЕС), которая «колесила» по странам Центральной Азии. Они умеют «играть» на проблемах и сложностях, которые они сами создают для других стран, и будут иметь какой-то результат, выигрыш в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочном плане, прежде всего американцы, «рубят сук, на котором сидят», включая то, что происходит в Международном валютном фонде, и роль МВФ, и Всемирного банка, и доллара в мировой экономике.
Дедолларизация началась. Причем как на практике, так и в концептуальных выступлениях. В рамках БРИКС Бразилия всерьез предложила рассмотреть на предстоящем в августе этого года саммите задачи ограждения финансовых расчетов этого объединения, деятельности нового Банка развития, от злоупотреблений пока сохраняющейся роли доллара. Выдвигаются и другие инициативы в этом направлении.
У нас немало союзников, единомышленников. Нужно хорошо понимать, что мы не продвигаем враждебность к кому бы то ни было. Вынуждены отвечать твердо, принципиально, последовательно на объявленную нам войну. Враждебность проистекает с той стороны баррикад, которые разделяют желающих жить своим умом и в интересах своих народов, и тех, кто хочет жить за счет других.