НЕ НАДО ПАДАТЬ РАНЬШЕ ВЫСТРЕЛА
Чем ответит Россия на ценовой потолок по нефти
Запад ввел с 5 декабря потолок цен на российскую нефть, которая доставляется морем. 60 долларов за баррель. Россия готовит ответ.
Первые обстоятельства новой реальности проявятся весной, более долгосрочные, касающиеся объемов российской нефтедобычи и доли нефтегазовых доходов в бюджете, к концу 2023 года. Есть время на адаптацию. Ограничения пока не относятся к нефти, загруженной в танкеры до 5 декабря. Полностью механизм заработает с 19 января 2023 года. Аналогичный механизм в отношении нефтепродуктов попытаются «включить» в феврале 2023 года. Дабы избежать раскола в своих рядах, санкционеры установили цену близко к рыночной, по которой продается сейчас российская нефть. Звучали ведь голоса зафиксировать чуть ли не 30 долл./барр. Теоретически, это могло сразу «исключить» российские не менее 7 млн барр/сутки с мирового рынка, вызвав колоссальный ценовой шок.
Главное средство администрирования потолка — запрет финансовых операций для его нарушителей. Однако по танкерам (судя по всему, по совету американцев, которые выступали против слишком резких движений на рынке) ЕС пошел на смягчение: вместо вечного «бана» танкеры-нарушители ждет 90-дневный простой под запретом иметь дело со страховщиками и пр. Что легко «отбивается» повышенными ставками фрахта и двумя рейсами из Балтики в Индию. Главное финансовое ограничение — это ведь именно отказ страхования танкеров, если те перевозят российскую нефть дороже 60 долларов. При этом более 90% объема такого рынка страхования находится в западных юрисдикциях.
Российские власти не намерены поставлять нефть странам, присоединившимся к потолку цен, который Владимир Путин назвал «глупым» и обещал указ, описывающий ответ. Скорее всего, там будет предусмотрен запрет на поставки нефти по контрактам, где упомянут «ценовой потолок». Непонятно, будет ли там запрет на поставки странам, соблюдающим потолок, но осуществленные через посредников.
В реальности даже покупатели из дружественных стран будут держать «потолочную цену» в уме как ориентир, настаивая на скидках. Так, Китай всегда был против его введения, но при этом не признает и страховки судов от российских страховщиков и «Российской национальной перестраховочной компании». Хотя российские сертификаты соответствуют международным стандартам, перестрахование РНПК гарантировано ЦБ и Минфином РФ. Китай добивается больших скидок на нефть для себя. То есть он потолок не признает, но учитывает. Аналогично ведут себя индусы.
На западном направлении, с отгрузкой из Приморска на Балтике, цены на Urals уже падали ниже 50 долларов за баррель (при том, что сейчас мировые цены ближе к 80). Дело тут не столько в потолке, сколько в политическом курсе многих стран ЕС на отказ от российской нефти. Поставки нефти и нефтепродуктов из России в страны G7 и ЕС в 2021 г. принесли в российский бюджет почти 110 млрд долларов, составив около 70% от совокупного экспорта этих товаров на мировой рынок. В прошлом году на нефть и нефтепродукты пришлось 37% выручки от общего российского товарного экспорта. Но в сентябре текущего года европейское направление обеспечило только 24% объема таких поставок. То есть уже произошла переориентация на Азию. И на азиатском направлении сейчас цены как раз ближе к 70 долларам. Туда идет не только Urals (морем), но и ESPO, сорт сибирской нефти, который и раньше поставлялся туда по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан». Как и на поставки нефти в Европу по трубопроводу «Дружба» (в Венгрию,Чехию и Словакию), на эти поставки санкции не наложены.
Пока катастрофы для российского бюджета нет. Нефтегазовые поступления на ближайшие три года были в проекте бюджета определены Минфином в размере 8 трлн руб., из расчета цены 62 за баррель сорта Urals. В 2020 году бюджет РФ функционировал и при куда более низких ценах.
Если придется сокращать нефтедобычу, это не очень хорошая новость для нефтяных компаний, консервация скважин — вещь дорогая. Тем более нельзя считать благом вынужденное сокращение производства нефтепродуктов. Однако «не стоит падать раньше выстрела». В худшем случае, под действие потолка попадет не более 20% объем российского нефте-экспорта — от 1 до 2 млн барр/сутки. В лучшем случае, эти «лишние баррели» уже могли найти другие рынки. В том числе посредством «теневого танкерного флота», который Россия начала создавать в начале года, закупив через посредников до сотни танкеров. По оптимистичным подсчетам, на начало декабря остались «не пристроенными» лишь от 330 до 500 тыс. баррелей.
Куда большие неприятности могут последовать, если мировая экономика начнет сползать в рецессию, особенно китайская, где надувается пузырь на рынке недвижимости и действуют ковидные ограничения, тормозящие оживление экономики. Если цены на нефть пойдут резко вниз в мировом масштабе, то никакой потолок уже будет не нужен. Свое слово может сказать и ОПЕК+, увеличив добычу. Но пока картель взял паузу. До февраля, когда станут понятны объемы сокращения поставок нефти из России. Минимальное снижение 330-500 тыс. барр. /сутки не окажет на рынок почти никакого воздействия. Если добыча упадет на 1,5 млн барр., то мировые цены могут превысить и 100-110 долл. за баррель. Но это при общей благоприятной экономической конъюнктуре.
Падение нефтяных доходов, конечно, усилит неопределенность в экономике. Возрастет угроза девальвации рубля. Однако, учитывая валютные ограничения и резкое падение импорта, платежный баланс у России пока еще достаточно сильный, что и поддерживает рубль. В долгосрочном плане негативные последствия могут, конечно, усилиться. Имеющийся запас прочности позволит российской экономике в среднесрочном плане выдержать испытания. В случае роста мировых цен на нефть, потери европейского рынка будут компенсированы.
Главной целью Запад, вводя потолок цен на российскую нефть, ставил нанесение удара по военным расходам РФ. На что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков ответил так: «Введение потолка цен на российскую нефть не скажется на финансировании и ходе специальной военной операции».