ОБЪЯВИТ ЛИ АМЕРИКА О БАНКРОТСТВЕ
Дефолт США действительно потянет за собой многие страны, ударив по ним даже сильнее, чем по самой Америке
Президент США Байден на днях пугал мир: мол, в случае дефолта США проблемы ждут всех. Глава Минфина Джанет Йеллен пытается убедить Конгресс в том, что доступные ресурсы могут закончиться уже к 1 июня, если лимит госдолга не будет повышен законодателями. И тогда дефолт может настать уже летом. Насколько всё серьезно?
По закону 1917 года всякий раз для повышения потолка госдолга нужно решение Конгресса. Долг США достиг 31,4 трлн долларов (около 125% годового ВВП). После Второй мировой войны потолок повышали более 40 раз. Только при Трампе — дважды. Часто это превращалось в политический спектакль, но всякий раз в последний момент «происходило чудо». Дефолта Америка еще не объявляла в своей истории. Но сейчас республиканцы (у них большинство в Палате представителей) уперлись, требуя бюджетных реформ, сокращения расходов за 10 лет на 16 трлн долларов и ликвидации бюджетного дефицита. Белый дом резать расходы не хочет.
Примерно четверть госдолга составляют, по сути, «долги» одних министерств внутри администрации другим (около четверти объема, аналог системы взаимозачетов, это не увеличивает нагрузку на бюджет), еще около 20% — это «бумажный» долг ФРС, образовавшийся как следствие эмиссии. То есть 45% долга могут быть востребованы только чисто теоретически. Частные и корпоративные инвесторы США ссудили правительству 6 трлн (примерно пополам), иностранцы — около 7,4 трлн (Япония на первом месте — около триллиона, у Китая 840 млрд, у Великобритании 645 млрд и т.д.). Доля «иностранной составляющей» после кризиса 2008 года почти не менялась. Средняя дюрация долговых обязательств (краткосрочных и долгосрочных) — около 75 месяцев. Стоимость обслуживания в прошлом году — немногим менее 400 млрд, или 6,8% бюджетных расходов. Для сравнения, у Британии — 14%, у Франции и Германии — по 2%, у КНР — чуть менее 3%, в среднем по миру — около 5%. «Игры» с перекидыванием кратких и длинных treasures дают возможность для маневра. Сумма обслуживания меньше в доле бюджетных расходов, чем в 2008-2009 гг. Однако в последние месяцы стоимость обслуживания (за счет роста объемов краткосрочных обязательств) стала расти по экспоненте, достигнув в первом квартале 2023 г. 923 млрд долларов (рост на 54% к 1 кв 2022 года). Хотя в годовом исчислении это все равно меньше в доле бюджетных расходов, чем было в годы Рейгана. В том числе благодаря тому, что администрации Байдена удалось повысить существенно бюджетные доходы.
Белый дом не хочет дефолта. Именно 1 июня он, скорее всего, и не настанет, даже если ничего не делать. Несколько месяцев Минфин еще сможет как-то «перекрутиться». Вариантов действий, помимо повышения потолка Конгрессом, остается несколько.
Можно временно отменить потолок, правда, все равно потребуется решение Конгресса. Или его отменить законом в принципе, или установить в процентах к ВВП (скажем, у Японии долг уже превысил 250% и ничего, есть много стран, где он выше 100%). Минфин США (это уже экзотический вариант) может эмитировать, скажем, «коллекционную монету», назначив любой ее номинал, хоть триллион долларов, депонировав в ФРС и получив за это искомый триллион. Наконец, сам Байден, руководствуясь 14-й поправкой к Конституции, дающей ему это право, может указом повысить потолок госдолга. Это спровоцирует судебные тяжбы (прецедента в истории еще не было) со стороны республиканцев на предмет превышения полномочий, но позволит выиграть время.
Сама по себе такая ситуация, как и с «коллекционной монетой», правда, вызовет на мировых рынках колоссальную панику ввиду большого объема обращающихся на нем американских долговых бумаг и на фоне шатающегося кредитного рейтинга Америки. Еще Минфин может по-тихому занять деньги у крупных корпораций (у тех на депозитах примерно тот же триллион), либо заложить федеральное имущество, скажем, федеральные земли (чуть менее 30% земельного фонда страны). Эти и другие манипуляции в принципе позволят наскрести 2-4 триллиона и протянуть до 2024 года, вплоть до выборов.
Но что будет, если правительств США «крутиться» не захочет и все-таки объявит дефолт? Прежде всего, посыплется банковская система страны, начиная с региональных банков, среди которых сотни две уже и сейчас проблемных, — банки держат на балансе много долговых бумаг. Социальные выплаты продолжатся, хотя ряд статей госрасходов приостановят.
Так называемый shutdown («закрытие правительства») в случае превышения потолка госдолга затронет только расходы на госуправление, это примерно 25% всех трат бюджета. Ни социальные выплаты, ни возможность выпускать и рефинансировать долг не будут ограничены. ФРС начнет мощно печатать деньги, что приведет к резкому росту инфляции — до двузначных процентов. Начнется сильный экономический спад в США — до минус 10%, рост безработицы — до 10-15% против нынешнего рекордного минимума в районе 3%. Стоимость доллара упадет, а вот других валют — юаня, йены и евро — вырастет. Для «экспортоориентированного» Китая это станет если не катастрофой, то большой проблемой с неизбежным сильным падением ВВП. В относительном выигрыше может оказаться разве что Европа. На фоне как укрепления евро в роли «запасной мировой резервной валюты», так и резкого — даже обвального — падения цен на все сырьевые товары. Нефть на фоне мирового кризиса может снова уйти к 30-20 долларам за баррель, причем на несколько лет.
Это крайне негативный сценарий для России и многих других стран, как для нефтедобывающих и вообще экспортирующих сырье, так и для тех, у кого большие долговые обязательства — стран Латинской Америки или той же Великобритании. Как и для тех, у кого большой объем американских долговых обязательств или долларов хранятся в золотовалютных резервах. Так что дефолт США действительно потянет за собой многие страны, ударив по ним даже сильнее, чем по самой Америке.
Впрочем, осознавая масштабы возможной финансовой турбуленции, США вряд ли пойдут на объявление дефолта, решение скорее всего будет найдено. Хотя игра на нервах в исполнении демократов и республиканцев продлится еще какое-то время. Как говорится, ничего личного, чистое политиканство.