ОТСУТСТВИЕ КОНВЕНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ – ПРОБЕЛ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Немецкий портал T-online скомпилировал информацию о якобы причастности России к взрыву «Северных потоков»
Очевидно, что этот информационный «автоматизированный» вброс, сопровождаемый к тому же ссылкой на сомнительные анонимные источники, имеет своей целью отвлечение внимания от законного требования России провести международное расследование этого преступления.
Кстати, Россия в соавторстве с Китаем подготовила проект резолюции Совета Безопасности ООН о необходимости расследования взрывов на газопроводах «Северный поток» 1-2. Рассмотрение данного вопроса запланировано на 27 марта.
С моей точки зрения, закономерным юридическим итогом произошедшего (причем независимо от того, удастся ли добиться международного расследования) должна стать разработка и принятие международной конвенции по защите подводных трубопроводов. В настоящее время такой конвенции нет, а значит имеет место пробел в международном праве, который необходимо как можно скорее восполнить.
В конвенции следовало бы отразить актуальные вопросы правового режима подводных трубопроводов. Прежде всего, установить «зоны ответственности» государств, через территории и морские пространства которых проходит трасса трубопровода. Во-вторых, объявить в рамках конвенции наказуемым преступлением повреждение трубопроводов. В-третьих, предусмотреть нормы о порядке создания и функционирования международной следственной комиссии в случае, когда такое преступление кем-либо совершено.
Удивительно, но факт. В отношении защиты подводных кабелей подобный универсальный документ был разработан еще в XIX веке. До сих пор действует Конвенция по защите подводных телеграфных кабелей, подписанная в Париже в 1884 году.
Это не только правовой прецедент, но и хорошая иллюстрация сотрудничества государств, когда есть общее понимание и заинтересованность разрешать проблемы совместно. Тогда и компиляции всякого рода информации о причастности будут совершенно излишними.
Источник: Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева