ПУТИН ПОРУЧИЛ ГОТОВИТЬ ЯДЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ
Самое время поговорить, что это такое – испытание ядерного оружия?
На минувшей неделе президент России В.В. Путин в своём ежегодном Послании Федеральному собранию заявил, что ему доподлинно известно о намерении Вашингтона возобновить ядерные испытания. Поскольку в США полным ходом идёт создание новых видов ядерных боеприпасов. Скорее всего, речь идёт о совсем малых зарядах поля боя либо об аналоге нашего ядерного подводного беспилотника «Посейдон». Американская пресса со ссылкой на Пентагон только что объявила, что подводные беспилотники в количестве двух штук будто бы уже несут боевое дежурство у берегов Восточного побережья США. По космическим снимкам там выяснили, что носитель этих беспилотников АПЛ «Белгород» вернулась из похода на базу, полегчав на 200 тонн. Притом что вес одного аппарата «Посейдон» оценивается как раз в 100 тонн.
Так вот, американцы не могли оставить это без ответа и принялись навёрстывать отставание в этом типе ядерного вооружения. Поэтому президент Путин и дал команду Министерству обороны России и «Росатому» обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия. Надо полагать – ещё более нового.
Так что самое время поговорить, что это такое – испытание ядерного оружия? Напомним, что с 1996 г. все ядерные натурные испытания были запрещены решением ООН. Но ядерное оружие всё же испытывалось на суперкомпьютерных симуляторах. То есть в виртуальном режиме. А как было до этого?
Всего в мире было проведено 2060 ядерных взрывов. Период – с июля 1945 г., это сделали США в пустыне Невада, до июля 1996 г., когда последнее такое испытание провёл Китай.
Дальше – тихий ужас! Из 2060 взрывов больше 500 было проведено в атмосфере. При этом на Советский Союз и США пришлось чуть больше чем по 200 взрывов на каждого. Около 20 – на Великобританию, около 50 – на Францию и более 20 – на Китай.
Так что эпоха испытания ядерным оружием земного шара на прочность продолжалась с 1945 по 1996 год. То есть ровно 51 год – больше полувека. Сразу задумаешься – а как мы до сих пор живы, если в атмосфере Земли было подорвано больше 500 атомных бомб! То есть по 10 штук на каждый год за целых полвека? Впору чесать репу в глубокой задумчивости!
До первого ядерного советского испытания в 1949 г. американцы рванули аж 8 «ядрёных» бомб. И уже в 1958 г. мы на пару с американцами грохнули в чистом поле на открытом воздухе аж 115 ядерных зарядов. Далее ненадолго все одумались, но в начале 60-х годов прошлого века начали подрывать атомные бомбы просто сломя голову. В 1962 г. – 178 взрывов. То есть бомбы подрывали целый год через день! В США – 96 взрывов, у нас в Советском Союзе –79. Но меньшее количество мы с лихвой компенсировали, совершив пять самых мощных ядерных взрывов за всю ядерную историю человечества. Именно тогда появилось понятие – «царь-бомба». Это до сих пор не имеющая аналогов в мире термоядерная бомба, разработанная в 1956-1961 гг. под руководством гениального советского академика Академии наук СССР Игоря Васильевича Курчатова. Её мощность – почти 59 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Её испытали, сбросив с самолёта на ядерный полигон «Сухой нос» на острове архипелага Новая Земля. Взрыв тогда почувствовали во всём мире. Курчатов даже боялся поначалу, что термоядерный взрыв спалит атмосферу Земли. Слава богу – этого не случилось.
В 1960-е годы по ядерным испытаниям лидировали США, проводя по 70 ядерных взрывов каждый год. В 1970-е лидировал уже Советский Союз. Спад в испытаниях наступил после угасания СССР, когда нам было уже не до этого, а США, Англия и Франция, утратив явного врага, тоже по-тихому свернули испытания.
И вот что важно. Уже в начале 1960-х в Советском Союзе, США да и в Британии с Францией – главных ядерных державах, пришли к пониманию, что это дело стрёмное и пора сворачивать хотя бы испытания ядерного оружия в воздухе, под водой и в космосе. В результате в 1963 г. появился Договор о запрете испытаний в трёх средах. Его подписали все страны, кто имел тогда доступ к ядерному оружию.
А в 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрете испытаний – то есть и подземных, о чём поговорим позднее. Его подписали и ратифицировали почти 180 стран. Правда, среди них не оказалось Индии, Пакистана и Северной Кореи. Договор подписали, но не ратифицировали парламентами США, Израиль и Китай. То есть испытывать и взрывать ядерные бомбы якобы для их изучения сегодня могут практически все, кто это оружие имеет, но стесняется признаться в этом публично.
Прежде чем сказать о зловещих последствиях этой анархии, вспомним, как проводились ядерные испытания в России и США с 1963-го по 1996 г. –когда мы сами себе запретили испытывать «ядрёные» бомбы в космосе, под водой и на земле. Так вот – это были подземные ядерные испытания. Это когда для взрыва бомбы в целях изучения её свойств сначала бурят глубокую шахту, либо штробят штольню под гору, заряд помещают в нечто похожее на пещеру и где можно устанавливают измерительное оборудование. Далее производят взрыв.
Несколько слов о нашем главном ядерном полигоне на острове Новая Земля. По площади полигон – это половина всего острова. Размер сравним с Нидерландами. Там было взорвано 132 ядерных устройства. В том числе термоядерная «царь-бомба». Её мощность в 59 мегатонн была в 10 тысяч раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму.
Там же, но под землёй в 1973 г. были взорваны одновременно четыре бомбы общей мощностью 4, 5 мегатонны. В результате осыпалась гора Чёрная, внутри которой были взрывы.
Там же, на Новой Земле, ещё в 1955 г. был совершён первый подводный ядерный взрыв в бухте с таким же названием, как у разрушенной горы, – бухта Чёрная.
Но главное всё же – подземные ядерные взрывы. Для их проведения на Новой Земле штольни проделывались внутрь горы. Вход – в её подошве. Таких штолен были десятки и сотни. Но полигон на Новой Земле продолжает быть действующим и сегодня. Там базируется военная часть Министерства обороны. И если президент дал команду готовиться к ответным испытаниям, значит, на Новой Земле всё в порядке.
Нельзя не сказать о советском ядерном полигоне в 130 км от казахстанского города Семипалатинск. Его закрыли 32 года назад. А первая ядерная бомба в 22 килотонны – чуть мощнее хиросимской – была взорвана там на земле в 1949 году. Через четыре года – в воздухе. Там же проводили испытания первых термоядерных бомб мощностью 400 килотонн. Там же подорвали и первую бомбу под землёй. На полигоне Семипалатинск можно было бурить как скважины вглубь, так и штольни под гору.
А вообще на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1986 год было взорвано 616 ядерных и термоядерных устройств. Из них – внимание! – 26 наземных, 90 воздушных, 8 высотных и 343 подземных.
Несколько слов об испытаниях ядерного оружия во Франции. Многим кажется, что у Франции его будто бы и нет совсем, – во всяком случае французы о нём помалкивают. На самом деле за эти же годы – с 1960-го по 1996 г. там подорвали 210 ядерных зарядов. Из них 17 на территории Алжира в пустыне Сахара. Первый наземный взрыв назывался очень игриво – «Голубой тушканчик». Кроме «тушканчика» французы разродились 46 атмосферными и 147 наземными и подземными взрывами на атоллах во Французской Полинезии.
Сейчас два слова о Великобритании, которая сегодня ведёт себя очень нахально. Скорее всего, из-за своего ядерного прошлого. Тоже ведь не лыком шиты! Так вот – ядерные испытания Лондон проводил поначалу у берегов Австралии, а затем перенёс их вглубь континента в пустыню Южной Австралии. С 1955-го по 1996 г. там были подорваны 7 ядерных устройств. Разумеется, не под землёй. Продолжились испытания на атоллах в Полинезии, которые принадлежали в то время Британии. На этом британская вольница по ядерным испытаниям закончилась. Англичан пустили на американский ядерный полигон в Неваде, где они подрывались вплоть до 1991 года.
И уж совсем в заключение – о ядерных испытаниях в Китае. Страна так и не ратифицировала договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Скорее всего, продолжает по-тихому чего-то и как-то испытывать. Но вот что известно.
Китайцы взорвали первую ядерную бомбу в 1964 году. В 1967-м – водородную. Разумеется, на открытом воздухе. Полигон располагался на месте высохшего озера Лобнор в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Уж не поэтому ли этот автономный район китайцы так берегут и даже близко туда никого не пускают. Там они испытали и ядерную, и термоядерную бомбы. Всего китайцы взорвали на полигоне Лобнор 23 бомбы в атмосфере и 24 под землёй.
Какие можно сделать выводы. У России оказывается самый мощный природный потенциал с точки зрения проведения ядерных испытаний. Смотрите сами – чем крупнее страна, тем легче ей отыскать место для испытаний. Мелкой Британии пришлось тащиться в Австралию, куда сегодня её уже не пустят, Франции пришлось взрывать свою тогдашнюю колонию Алжир, который никогда этого Франции не простит. Как и многочисленные полинезийские атоллы, куда с бомбой просто так не приедешь. Остаются Россия и США, которые могут подрывать что угодно без оглядки. И вот почему. Несмотря на многие сотни гигантских, средних и малых ядерных взрывов на открытом воздухе, радиационного заражения сколь-нибудь больших площадей на Земле практически не наблюдается. Хотя по понятиям должно быть загажено вообще всё!
Это при том что пока были перечислены только военные испытания. Но мало кто помнит, что ядерные взрывы проводились в Советском Союзе, США и ещё бог знает где – в интересах народного хозяйства. Только в Советском Союзе это больше сотни взрывов – мощность которых в тротиловом эквиваленте относят сегодня к тактическому ядерному оружию, то есть до 15 килотонн. Они были проведены до начала горбачёвской перестройки в Архангельской, Астраханской, Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Ивановской, Оренбургской, Пермской и Тюменской областях, Якутии, Башкирии, Калмыкии, автономной республике Коми, Красноярском крае и нескольких республиках СССР. Все эти взрывы не имели военного значения и проводились в интересах сейсмозондирования при поиске полезных ископаемых либо для перемещения грунта при строительстве плотин. Случались ядерные взрывы и для перекрытия газовых фонтанов, которые не удавалось гасить обычными способами.
В Астраханской области в 1980–1984 годах сделали 15 подрывов под землёй, чтобы в образовавшихся подземных пустотах устроить газовые хранилища. Но «Газпрому» уже в наше время они почему-то не пригодились.
А сейчас о тех, кто оценивает последствия ядерных испытаний за прошедшие 65 лет. Эти испытания имели гигантские масштабы по всей Земле, сродни десяткам локальных войн с применением тактического ядерного оружия либо пары-тройки мировых войн с применением термоядерных бомб во всех средах обитания живых существ. Так вот – находятся умники, которые на основе анализа последствий утверждают, что ядерное оружие в случае даже его массового применения не будет представлять опасность для жителей Земли. И что даже Хиросима была разрушена ядерным взрывом в прах оттого, что в городе не было прочных каменных зданий, кроме колоколен. Японцы жили в соломенных хижинах, которые легко сдуло ударной волной. А в городе-мегаполисе, таком как Нью-Йорк или Лондон, радиус поражения зданий от ядерного взрыва якобы не превысит 200–300 метров.
На первый взгляд так всё и выглядит. За последние 60 лет на земле, под землёй, в воде и воздухе были взорваны тысячи ядерных бомб. И мы не ощущаем негативных последствий в массовом количестве. Хотя заражённые зоны всё же есть. Например, в том же Чернобыле. Но и в той зоне давно живут люди. Сам у них был ещё лет 15 назад, видел и разговаривал.
Но вот что говорят ядерщики, кто имел отношение к ядерным испытаниям. Им-то лучше всех известна правда о последствиях. И не обязательно с точки зрения загрязнения радиоактивной гадостью.
Представим себе, что мы и американцы послали все договоры о запрете ядерных испытаний куда подальше. На следующий день об испытаниях объявят Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея и все, у кого эта бомба уже созревает. В том же Иране. А поскольку такой возможности c точки зрения удалённости ядерных полигонов от мест проживания нет ни у кого, кроме нас, то взрывать «ядрёные» бомбы начнут в океанах или подальше от себя, поближе к границам с соседями. Сегодня ядерные испытания проводят на суперкомпьютерах, на которых моделируют происходящие при взрыве процессы. Но реальный взрыв намного проще и эффективнее с точки зрения его изучения. Да и суперкомпьютеров на всех не хватит.
Так что всё это необходимо принять во внимание. А нашим недоброжелателям ещё и решить – стоит ли открывать ящик Пандоры там, где можно обойтись и без этого.