Александр Гольц: Война без уведомления
5 августа министр обороны Сергей Шойгу объявил о начале широкомасштабной внезапной проверки Вооруженных сил
В полную боевую готовность приведены войска Южного, Западного и Центрального военных округов, Северного флота, а также авиационные соединения и Воздушно-десантные войска. Проверка продлится до 31 августа. Она, по словам Шойгу, затеяна для того, чтобы оценить готовность Южного военного округа по развертыванию в сжатые сроки самодостаточных группировок войск «для локализации кризисных ситуаций». Предполагается также проверить возможности Западного и Центрального военных округов «по наращиванию усилий на Юго-Западном стратегическом направлении». А еще будет проверена готовность территориальных органов по обеспечению деятельности войск. Будут даже протестированы мобилизационные возможности промышленности.
По сути, речь идет о репетиции большой войны. Неслучайно свою озабоченность выразили не только власти Украины и Грузии, у чьих границ и проходит проверка, но также официальные представители США и НАТО. Российские же начальники пожимают плечами. Для волнений, утверждают они, нет никаких оснований, Россия не нарушает никаких договоров. На самом деле у российских соседей есть основания нервничать всякий раз, когда Москва объявляет внезапную проверку. В феврале 2014 года под таким предлогом около 40 тыс. военнослужащих было переброшено на границу с Украиной. А за этим последовали «возвращение» Крыма и секретная война на Донбассе…
При этом Москва очевидным образом манипулирует Венским документом, единственным соглашением о мерах взаимного военного доверия в Европе, положения которого Россия соглашается выполнять. Смысл этих мер в том, чтобы не позволить никому втайне концентрировать войска для совершения агрессии. Участники соглашений должны заранее информировать друг друга о маневрах. И если численность войск превышает 9 тыс. военнослужащих, необходимо приглашать иностранных наблюдателей. Но Москва нашла здесь лазейку. Она называется «военной деятельноcтью, которая проводитcя без предварительного оповещения участвующих войск». В этом случае не обязательно приглашать наблюдателей и сообщать заранее о сосредоточении войск. Условий только два. Во-первых, внезапная проверка не должна длиться дольше 72 часов. Во-вторых, численность участвующих войск не должна превышать 40 тыс. военнослужащих. Впрочем, российские военные научились обходить и эти ограничения. По истечении трех суток они заявляют, что войска переходят к обычным маневрам, которые каждое соединение проводит по своим индивидуальным планам. При таком подходе максимальная численность как бы и не превышается.
Когда генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность предыдущей внезапной проверкой, которая тоже напоминала подготовку к войне, заведующий департаментом ОБСЕ российского МИДа Андрей Келин бестрепетно заметил: «Такого рода учения не предусмотрены в документах, которые касаются мер доверия и контроля над вооружениями. Что ж, это, собственно, новая форма, и не более того. Нарушений действующих документов здесь никаких нет абсолютно». Однако в конце концов эти манипуляции приведут к тому, что любая военная деятельность России будет получать зеркальный ответ со стороны НАТО, как это было во времена прошлой Холодной войны. Безопасности Европе это точно не добавит.