Александр Гольц: Война пришла в Россию
Турецкие истребители сбили российский бомбардировщик Су-24. Командир погиб. В ходе спасательной операции был подбит вертолет поисковой группы. Погиб входивший в нее морской пехотинец. Далекая война, задуманная как маленькая победоносная прогулка, дохнула на Россию огнем.
Как и следовало ожидать, каждая из сторон твердо стоит на своей версии произошедшего. Турецкие власти настаивают: самолет был сбит, когда нарушил турецкое воздушное пространство, после того, как был предупрежден, по меньшей мере, пять раз. При этом указывают такое местоположение нарушителя, что он должен был покинуть это самое воздушное пространство, пока звучало первое предупреждение. Ну, если он, разумеется, не летел вглубь турецкой территории. Впрочем, президент Эрдоган не скрывает: цель акции – помешать атакам на сирийских туркмен, которых Анкара считает «своими».
Москва столь же твердо указывает, что Су-24 сбит в сирийском небе. При этом явно путается в деталях. Так в первом заявлении Минобороны говорилось, что бомбардировщик заходил на посадку, а спасенный штурман утверждает, что самолет с полным боекомплектом собирался выполнять боевую задачу. Но кого волнуют эти детали, когда Кремль пылает праведным гневом. Главный начальник Владимир Путин заявил об ударе в спину, нанесенном пособниками террористов. Неназванный, но очень высокопоставленный источник в Администрации делится сокровенным знанием о том, что речь идет не о президентских эмоциях, а о некоей «холодной ярости», которая, несомненно, будет реализована в конкретных действиях. Путинская ярость не замедлила проявиться. Толпа разгневанных москвичей забросала камнями турецкое посольство. И славная московская милиция, прекрасно винтящая демонстрантов, на сей раз не задержала ни одного из пятисот погромщиков. Минсельхоз немедленно обнаружил, что аж 15 процентов поставляемых Турцией продуктов не отвечают нашим высоким стандартам качества. Премьер Медведев распорядился подготовить президентский указ о свертывании экономического и гуманитарного сотрудничества с этой страной.
Будут предприняты и военные меры. На авиабазу в Сирии уже переброшены новейшие комплексы дальней ПВО С-400. Туда же направят несколько истребителей, чтобы они защищали наши бомбардировщики и штурмовики во время выполнения теми боевых задач. Конечно, глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что Россия не собирается воевать с Турцией, но что означают слова штурмана со сбитого бомбардировщика о намерении «вернуть должок за командира»? Зная, как любит Владимир Владимирович посылать «партнерам» всевозможные «обратки», я бы не стал исключать, что Кремль закажет уничтожение турецкого самолета.
При этом отечественные аналитики предлагают, мягко говоря, не слишком убедительные объяснения. Проклятые пиндосы надавили-де на Анкару и вынудили своего союзника сбить российский самолет. Но в таком случае следует предположить, что президент Эрдоган вдруг сошел с ума. Лидер, который доброе десятилетие проводил вполне независимую, иногда вызывающе независимую политику, вдруг намеренно решил испортить отношения с государством, с которым Турцию связывали многочисленные взаимовыгодные связи.
Стало быть, Россия задела какие-то действительно жизненно важные интересы Турции. Подозреваю, что дело в безудержной поддержке Асада Кремлем и в том, что наши самолеты наносят авиаудары по силам оппозиции, в которые Турция немало вложила и успехи которых чрезвычайно важны для имиджа «сильного лидера» Эрдогана. Точно также как успехи российской авиации на сирийском театре военных действий важны для поддержки имиджа другого «сильного лидера». Нашего. Проблема не в том, что столкнулись жизненные интересы двух государств. Проблема в том, что столкнулись приблизительно одинаковые взгляды на жизнь двух мачо. Проблема в том, что никто не желает отступить.
И это очень опасно. Сейчас самое время задаться вопросом относительно цены замечательных российских военных успехов. Нам рассказывают, что Москва влезла во весь этот сирийский винегрет, где круто перемешены реальные интересы доброго десятка государств, исключительно ради борьбы с террористами, которые прибыли в Сирию из России. После начала боевых действий, которые сопровождались исключительными успехами в области бомбометания, в результате теракта погибли больше двух сотен россиян. В результате замечательных побед был сбит бомбардировщик и подбит вертолет. Погибли летчик и морской пехотинец. Наконец, в результате всех замечательных путинских побед еще недавно дружественное государство превратилось в крайне враждебное. Если все это – успешная внешняя политика, что же будет называться неудачной? Неужели действия, которые приведут к третьей мировой войне?
Впрочем, налицо и очевидная удача. Президент Франции прибыл в Москву, где он пожал Путину руку. А потом главы государств заявили о необходимости создать широкую антитеррористическую коалицию. Никто теперь не посмеет утверждать, что Кремль находится в международной изоляции. Похоже, вся сирийская операция ради этого и затевалась…