Александр Гольц: «Восьмерка» превращается в «семерку». Саммита в Сочи не будет
Западные лидеры обещали, что военная операция в Крыму будет дорого стоить России. На следующий день после того как Совет Федерации одобрил использование российских войск на Украине, семь ведущих промышленно-развитых государств опубликовали беспрецедентно жесткое заявление. «Мы, лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии, а также председатель Европейского Совета и президент Европейской Комиссии, объединяемся, чтобы осудить явное нарушение Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Украины», — говорится в документе. В заявлении подчеркивается, что Москва нарушила свои обязательства в рамках Устава ООН, а также свое соглашение с Украиной о размещении базы Черноморского флота России в Крыму от 1997 года.
Главное же, «восьмерка» вновь превращается в «семерку». В заявлении констатируется: «Действия России на Украине противоречат принципам и ценностям, на основе которых действуют Группа семи и Группа восьми. В связи с этим мы приняли решение пока приостановить наше участие в деятельности, связанной с подготовкой к саммиту «восьмерки», запланированному на июнь в Сочи». Более того, сказано, что такая деятельность приостанавливается до тех пор, пока не будет восстановлена атмосфера для «значимой дискуссии» в рамках «большой восьмерки». В переводе с дипломатического это означает, что лидеры мировых держав не видят перспектив в общении с Владимиром Путиным. Госсекретарь Джон Керри пошел дальше и сообщил журналистам, что под вопросом и само присутствие России в Группе восьми.
Принимая свое решение, отечественные «сенаторы» долго и бодро убеждали друг друга, что посылка войск на Украину никак не скажется на международном положении нашей страны. Ну, покричат, мол, американцы с европейцами да и успокоятся. Одним словом, плавали — знаем. Не сомневаюсь, что с сегодняшнего дня подведомственному народу начнут рассказывать, что ежегодные встречи лидеров ведущих государств — сущая ерунда. Ни устава, ни взаимных обязательств. Так, клуб для великосветского трепа, ничего серьезного.
Разумеется, никто не вспомнит, с каким трудом Москва добивалась места в этом самом клубе. Как боролась за максимально полное участие, в частности за то, чтобы на предварительных встречах министров финансов был и российский представитель. Еще недавно официальные телеканалы наперебой разъясняли нам, как важно, что наш лидер присутствует на саммитах, где действительно делается большая политика.
Подозреваю, что сам-то саммит состоится. Только без России. Где-нибудь в Германии. И главный вопрос, который там будет обсуждаться — вопрос, что делать с Россией. Уже сейчас очевидно, что изгнанием из «восьмерки» дело не ограничится. Американские сенаторы призывают пересмотреть планы развертывания системы противоракетной обороны и подумать о размещении войск в Польше. Они же заявляют о возможном аресте счетов и отказе в визах российским чиновникам. Бывший американский посол в Москве Майкл Макфол предложил действовать через российскую бизнес-элиту, представители которой должны разъяснить Владимиру Путину, чем им (а значит, и Путину лично) угрожает конфронтация. Сегодня на экстренное совещание собираются министры иностранных дел ЕС. Нет сомнений, что и они будут вести речь об антироссийских санкциях.
Вопрос в том, понимает ли Владимир Путин, насколько серьезно обстоят дела? Последним лидером, с которым переговорил российский начальник, была Ангела Меркель. Поразительно, но все участники этого разговора вынесли из него различные впечатления. По данным агентства Рейтер, Путин согласился с предложением Меркель создать под эгидой ОБСЕ группу для расследования ситуации в Крыму (этот вариант, по мнению многих, позволит Кремлю отыграть назад, сохранив лицо). В официальном сообщении путинской пресс-службы ничего подобного не говорится. Обычная зубодробиловка: «Подчёркнуто, что меры, предпринимаемые Россией, полностью адекватны сложившейся экстраординарной ситуации». И вдруг The New York Times сообщает, что в последовавшем разговоре Обамы с Меркель последняя поделилась впечатлением: она не уверена, что Путин осознает реальность — «это другой мир».
Россия, похоже, добивается мирового авторитета, убеждая всех в своей неадекватности. А что, тоже вариант. Ведь еще как уважали старцев из политбюро…