Александр Гольц: Итоги недели. Этот тяжелый европейский выбор
Неделя прошла в победных битвах украинских фронтов. Владимир Путин с необычайным трудом скрывал радостную улыбку, разъясняя итальянским журналистам, почему Москва так последовательно боролась против подписания соглашения о свободной ассоциации между Киевом и ЕС. На самом деле вопрос здесь отнюдь не в европейских автомобилях и самолетах, которые заполонят Россию и тем самым погубят соответствующие отрасли отечественной промышленности. Дело в том, что это соглашение поставило бы жирный крест на путинских мечтах стать собирателем земель советских. А теперь снова появляется замечательная возможность помечтать, как под путинским руководством страны СНГ радостно соберутся под руку Москвы. Понятно, что мечты эти начнут рассеиваться, как только кандидаты на участие в Евразийском и каком-нибудь еще союзе представят счета на оплату их лояльности. Высокие цены на нефть пока что позволяют Кремлю играть в свои геополитические игры. Однако, не дай Бог, они упадут до 90 долларов за баррель, что предполагает свежеодобряемый трехлетний бюджет, и нефтегазовые вассалы побегут, задрав штаны, от Москвы…
Куда сложнее с украинским президентом Януковичем и его противниками, которые яростно митингуют на только что собранном «Евромайдане». Казалось бы, диспозиция очевидная. С одной стороны, Янукович, который уступил путинскому шантажу. Янукович, который сейчас тщетно пытается и хоть какую-то честь соблюсти (именно поэтому он скрепя сердце отправился на саммит ЕС в Вильнюс), и капитал приобрести, выторговывая у России послабления по нефтегазовым контрактам.
С другой стороны, искренние молодые люди, пришедшие в центр Киева. Люди, у которых только что отняли надежду, что вот-вот будет подписана некая важная бумага и их страна волшебным образом переместится в «Европы». Разом в паспортных столах, ЗАГСах, в милиции, прокуратуре, исполкомах – одним словом, везде исчезнут чинуши и взяточники. А их место займут вежливые и почтительные чиновники, видящие в каждом посетителе своего работодателя. Воцарится верховенство закона, а не главного начальника страны. Однако многие ли понимают, что для них самих, их поколения этот самый европейский выбор означает годы и годы тяжелого и далеко не всегда благодарного труда. И для страны, и для каждого человека. Потому что предстоит найти свое место в европейской системе разделения труда, научиться делать то, что не могут или не хотят делать другие.
Несколько лет назад меня пригласили поучаствовать в написании труда, который должен был ярко и убедительно продемонстрировать согражданам, какая замечательная жизнь наступит в нашем Отечестве, если строить его по либеральным лекалам. И мне пришлось сообщить коллегам: единственная картина, которую они, если хотят остаться честными, смогут нарисовать – это скучнейший протестантский рай. Где каждому надлежит зарабатывать и копить, копить и зарабатывать. А роль государства единственно сводится к тому, чтобы создать честные условия для этого, а также для конкуренции. И обеспечить минимальную поддержку для тех, кто зарабатывать не может. Эта перспектива вряд ли понравится россиянам, которые привыкли уповать на чудо. Уверен, то же самое относится и к украинцам.
В свое время Владимир Путин был весьма преисполнен желания устроить все в России, как в Германии. Подозреваю, что и г-на Януковича посещали подобные мечты. Только и тот, и другой быстро сообразили – верховенство закона означает очень серьезное ограничение их личной власти. Но мало этого, нет никакой гарантии, что большинство сограждан поблагодарит их за необходимость работать и экономить. Куда приятнее, когда государство регулярно обещает поднимать зарплаты и пенсии, вне зависимости от того, растет в стране производительность труда или нет. Неслучайно Янукович настойчиво доказывает: отложить подписание соглашения с ЕС его заставила забота о бедных и беззащитных согражданах. Печальная правда заключается в том, что и Путин, и Янукович паразитируют (и довольно успешно) на конформизме и патерналистском мироощущении большинства.
Так что Грузия и Молдавия после парафирования соглашения не окажутся в райских кущах, а «воздержавшаяся» Украина не будет низвергнута в чистилище (надо сказать, что ЕС благоразумно сохраняет врата открытыми). Но все дело в том, что первые две страны хотя бы хотят попробовать стать другими. А Украина испугалась. Может быть, даже не столько Путина, сколько себя…