Александр Гольц: Почему Россия начала масштабные маневры в Средиземном море
Под эгидой учений наращивается военно-морская группировка у границ Сирии. Готовится прикрытие для операции по разгрому вооруженной оппозиции в Идлибе
Беспрецедентные учения
С 1 по 8 сентября, как объявил главком ВМФ Владимир Королев, в Средиземном море пройдут небывалые по масштабам маневры российского флота. Сергей Шойгу назвал их крупнейшими с 1981 года.
В них будут участвовать 26 боевых кораблей и судов Военно-морского флота, включая две подводные лодки, а также 34 летательных аппарата. Флагманом группировки является ракетный крейсер «Маршал Устинов». Только в последние дни российскую средиземноморскую эскадру пополнили фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», способные нести крылатые ракеты «Калибр». В начале августа в Средиземное море вошли малый ракетный корабль «Вышний Волочёк», также оснащённый ракетным комплексом «Калибр-НК», и противолодочный корабль «Североморск» Северного флота. Можно с уверенностью сказать, что в Средиземное море отправлены все корабли, которые могут туда доплыть.
По информации Минобороны к учениям будут привлечены стратегические ракетоносцы Ту-160 с крылатыми ракетами типа Х-101, противолодочные самолеты Ту-142МК и Ил-38, истребители Су-33 и самолеты Су-30СМ морской авиации ВМФ, которые будут вылетать с авиабазы Хмеймим. Это позволило Минобороны заявить, что предстоящие маневры — первые межвидовые учения российских войск в Средиземном море.
По словам главкома ВМФ, корабли и самолеты проведут артиллерийские стрельбы, будут отрабатывать задачи противолодочной борьбы и противовоздушной обороны, противодействия пиратству и спасения терпящего бедствие судна.
Наступление на Идлиб
Очевидно, что наращивание в Средиземном море столь мощной группировки может иметь не только военно-тренировочные цели. Российская армада сможет обеспечить прикрытие для операции по окончательному разгрому сил вооруженной оппозиции в сирийской провинции Идлиб.
Именно там, в так называемой зоне деэскалации, сконцентрировались сейчас силы, противостоящие режиму Асада. В свое время как раз туда по договоренности с правительственными войсками, окружившими Алеппо и пригороды Дамаска, вывозили боевиков. В Идлибе, как считают специалисты, вперемежку стоят отряды «умеренных», контролируемых Турцией, и формирования террористических организаций. Российские военные утверждают, что несколько тысяч террористов, вооруженных тяжелой техникой, собираются атаковать Хаму и Алеппо.
Впрочем, не исключено, что заявления о готовящемся наступлении — не более, чем повод для окончательного уничтожения оппозиции. Идлиб — последняя из так называемых зон деэскалации, которая не находится под контролем правительственных сил. У Асада, конечно, велик соблазн одним ударом, с опорой на военную поддержку России и Ирана покончить со всей оппозицией. Стремясь предотвратить именно такое развитие событий, с Путиным на днях встречался глава турецкого МИДа, который просил Кремль попридержать Асада. По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова Москве и Анкаре удалось в итоге прийти к согласию относительно военной операции в Идлибе. Сейчас, как заявил Лавров, российские и турецкие военные договариваются о том, как в ходе боевых действий отличать «правильных», поддерживаемых Анкарой боевиков от «неправильных» террористов.
Плюс химатака
Но, если готовится новое наступление сил режима, то, возможно и применение отравляющих веществ вроде хлора. Боевые действия в Сирии характеризуются тем, что, готовясь к длительной обороне, боевики создают весьма разветвленную систему подземных ходов и туннелей. Выбить их оттуда непросто, тем более что российская авиация в данном случае помочь не может. Именно в этих обстоятельствах сирийские военные применяли отравляющие вещества, что подтверждено международной Организацией по запрещению химического оружия (попавшей, по мнению Москвы, под американское влияние). Недавно помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон предупредил секретаря российского Совбеза Николая Патрушева о готовности американской стороны снова нанести удар по правительственным силам в Сирии, если те применят против оппозиции химическое оружие.
В ответ в Москве была немедленно озвучена версия о том, что западные спецслужбы и находящиеся на их содержании боевики замыслили очередную провокацию. Якобы, они хотят обвинить чистого, как агнец, Башара Асада в применении химического оружия. Бдительные жители провинции Идлиб (которая пока что на 70 процентов контролируется оппозицией) сумели сообщить российским военным, что в населённый пункт Хабит прибыли «англоговорящие» иностранные специалисты, которые будут участвовать в инсценировке химической атаки. Они якобы проболтались о своих планах: снарядами с хлором будет обстрелян населённый пункт Кафер-Зайта, после чего помощь мнимым пострадавшим окажут специально привезенные спасатели из организации «Белые каски».
«В самом Кафер-Зайта осуществляются приготовления привезённой с севера провинции группы жителей для участия в инсценировке „поражения“ от якобы „химических боеприпасов“ и „бочковых бомб“ сирийских правительственных сил, а также подготовка постановочного оказания помощи ряжеными спасателями из „Белых касок“ и съёмки видеосюжетов для распространения в ближневосточных и англоязычных СМИ», — сообщил представитель Минобороны Игорь Конашенков.
Но характерно, что версия о готовящейся провокации и показаниях «спецов» у Москвы появилась именно после предупреждения Болтона о планах армии Асада. С военной точки зрения в применении отравляющих средств заинтересованы не обороняющая территорию сторона, а атакующая. И наконец, международные эксперты именно Асада, а не его оппонентов, ранее уличали в применении химоружия.
У опасной черты
Все это вновь ставит вопрос об опасности прямого военного столкновения между Россией и США. Так уже было в апреле, когда американцы заявили о намерении наказать Асада за применение отравляющих веществ, а начальник российского Генштаба Валерий Герасимов пригрозил атаковать американские корабли и самолеты, если запущенные с них крылатые ракеты будут угрожать жизни российских военнослужащих. Тогда благодаря договоренностям, достигнутым российскими и американскими военными, такого столкновения удалось избежать. Скорее всего американцы заблаговременно сообщили Москве о предполагаемых целях атаки. И потом Сергей Шойгу похвастался тем, что благодаря российским военно-техническим достижениям удалось перехватить большое количество американских «Томагавков».
Теперь ситуация повторяется. Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова сообщила, что Москва обеспокоена сосредоточением в районе Средиземного моря крупной группировки войск западных стран. По ее словам, объединенная группировка США, Франции и Великобритании «насчитывает порядка 70 носителей, около 380 крылатых ракет воздушного базирования, а также два американских эсминца, USS Carney и USS Ross, каждый из которых имеет по 28 ракет Tomahawk на борту».
И чтобы обеспечить Асаду поддержку, Москва собрала все имеющиеся силы ВМФ и послала их в Средиземное море. И опять, как в апреле, нам остается только уповать на благоразумие российских и американских военных, которые оказываются в ситуации прямого противостояния.