Александр Гольц: Совета нам не НАТО
Завтра состоится заседание Совета Россия – НАТО, первое после марта 2014 года, когда альянс прервал контакты с Москвой после аннексии Крыма. Надо сказать, что наша страна очень всерьез отнеслась к предстоящему мероприятию. Неназванный высокопоставленный источник МИД заявил, что политика альянса, направленная на изоляцию Москвы, потерпела полный крах и посему представители НАТО «прибежали» с просьбой восстановить диалог.
Что до официального представителя внешнеполитического ведомства Марии Захаровой, то она в характерном для нынешнего МИДа стиле заклеймила заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, что он будто бы пытается скрыть факт контактов своего шефа Йенса Столтенберга с Сергеем Лавровым. И, дабы подкрепить твердую российскую позицию, наш бомбардировщик пролетел в десяти метрах от мачты американского эсминца, находившегося в международных водах Балтийского моря. А чтобы никто, не дай Бог, не подумал, что это случайность, через день российский истребитель повторил маневр, пролетев на опасном расстоянии от американского самолета-разведчика RC-135. На претензии США родное Минобороны ответило вполне дипломатично, то есть в стиле Марии Захаровой, мол, не фиг вам, американцам, лезть, куда не надо. Госсекретарь США заявил, что российские самолеты рискуют быть сбитыми, когда в следующий раз опасно сблизятся с американским кораблем или самолетом.
Как видим, сделано практически все, чтобы предстоящий Совет прошел в исключительно позитивном ключе. Очевидно, что его тематика, объявленная натовцами — ситуация на Украине, положение в Афганистане, борьба с терроризмом, — вовсе не устраивает Москву. Странно, ведь, если представители альянса, по версии российского МИДа, униженно просили о встрече, то почему именно они определяли темы для обсуждения. И Москва решила подправить повестку дня, заставив представителей НАТО говорить об инцидентах в небе над Балтикой. Нечто подобное уже было сделано в ходе операции в Сирии. Вашингтон не желал вступать в диалог с Москвой, однако его поставили перед фактом. Российские самолеты оказывались в том же воздушном пространстве, что и американские в отсутствии договоренностей о предотвращении возможных инцидентов. И высокомерные янки были обречены скрепя сердце вступить в диалог. Белый дом ведь несет ответственность за безопасность своих пилотов. В отличие от Кремля, который всегда готов поднять ставки…
U.S Navy Ship is Buzzed by Russian Fighter Jets in Simulated Attack. At Sea. Uss Donald Cook. Us Navy. Zuma\TASS
И вот теперь Москва намерена повторить столь удачный опыт. Я уже писал, что начавшаяся вторая «холодная война» будет опаснее предыдущей. Россия не обладает ресурсами Советского Союза, и, чтобы придать себе больше веса, Кремль будет убеждать Запад в собственном сумасшествии. Мол, не трогайте нас, мы психованные. Так что предстоящий Совет Россия-НАТО вряд ли принесет что-то позитивное на ближайшее будущее.
При этом я бы не исключал, что государства НАТО примут логику Кремля, и, вздохнув с сожалением, начнут вспоминать о позитивном опыте той, прошлой «холодной войны». О том, как строили отношения со страной, которая управлялась старцами из Политбюро, чья логика поведения была Западу зачастую недоступна. Этот опыт называется мирным сосуществованием. Это когда стороны были достаточно разумны, чтобы предпринять меры, предупреждающие гарантированное уничтожение планеты. Коль скоро Москва действует столько опасно, все время играя на обострение, диалог России с Западом повернет в длительное (возможно на годы) обсуждение того, каковы могут меры взаимного доверия в 21-м веке, кого должны соединять новые «горячие линии» экстренной связи. Если так, то это будет полностью отвечать целям нынешней российской внешней политики. НАТО будет вынуждена вести переговоры с Кремлем в сфере вооружений, той сфере, где Россия, по крайней мере, сопоставима с Западом. И такие переговоры будут подтверждать сверхдержавный статус нашей страны, подтверждать, что «нас снова уважают».
У этой политики есть, правда, один существенный изъян. Мирное сосуществование – только одна, рациональная ипостась «холодной войны». Но есть и другая – главная, которая называется «военное сдерживание». Оно сводится к тому, что потенциальный агрессор должен всегда знать: в случае, если он решится на авантюру, ему причинят неприемлемый ущерб. Защищаться Запад будет, не только ведя диалог с настаивающей на своем безумии Россией. Он будет нацеливать на нее оружие. Не стоит поэтому считать коварством то, что Вашингтон, еще недавно говоривший о «ядерном нуле», теперь разрабатывает программу ракетно-ядерного перевооружения, стоимостью в триллион долларов. Ведь в ситуации экономического кризиса Россия реализует несколько сверхдорогих проектов в сфере ядерных вооружений, включая создание тяжелой жидкотопливной ракеты и подвижного железнодорожного ракетного комплекса. Сможет ли наша страна выдержать новую гонку вооружений? Уместно вспомнить, что предыдущая привела к краху СССР…
То, что там будут обсуждать, держится в секрете, никто об этом не знает. Но можно предположить, что инциденты над Балтикой тоже будут затрагиваться. В лучшем случае стороны попытаются вернуться к конвенции 1973 года «О Предотвращении инцидентов в открытом мире и воздушном пространстве над ним», уточнить её положения, с тем, чтобы в дальнейшем избегать подобных происшествий. В худшем случае Россия и НАТО просто обменяются обвинениями и повторят свои позиции.
Но это – начало восстановления контактов. Они и в прошлом носили символический характер, ничего конкретного на этом Совете никогда не решалось. И сейчас такая встреча тем более является скорее совместным жестом в сторону прекращения эскалации и нормализации отношений, нежели реальными переговорам по каким-то важным вопросам.
2 комментария »
Оставить комментарий!
Взаимные облеты военных судов и перехваты НИКОГДА не назывались инцидентами. Это обычная практика — демонстрация неудовольствия. Военные обеих сторон «отношений» даже обожают такие контакты. Пургу гонят только политики.
«Не стоит поэтому считать коварством то, что Вашингтон, еще недавно говоривший о «ядерном нуле», теперь разрабатывает программу ракетно-ядерного перевооружения, стоимостью в триллион долларов. Ведь в ситуации экономического кризиса Россия реализует несколько сверхдорогих проектов в сфере ядерных вооружений, включая создание тяжелой жидкотопливной ракеты и подвижного железнодорожного ракетного комплекса. Сможет ли наша страна выдержать новую гонку вооружений? Уместно вспомнить, что предыдущая привела к краху СССР…»
Бред! В США военно-промышленный комплекс намертво встроен в национальную экономику. Даже снижение ТЕМПОВ роста военного бюджета — катастрофический кризис. При этом гос. долг давно зашкаливает и периодически своим гигантизмом клинит мозги власти. Россия же в 90-е практически обнулила весь ВПК и накачка его ресурсами вполне может мультипликативно разогреть экономику. Не говоря о «мобилизационной экономике» за пазухой.