Александр Ломанов: «Пояс и путь» нарисуют тонкими линиями
Китай готов прислушаться к критическим замечаниям партнеров
Предстоящий на этой неделе второй форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Пояса и пути» китайский МИД называет самым главным внешнеполитическим мероприятием года, которое Китай будет проводить на своей территории. После предыдущего форума, который состоялся в мае 2017 года, прошло не так много времени. Однако нынешняя встреча обещает принести немало нового. И дело не только в том, что за минувшие два года у иностранных партнеров появилось много вопросов. Куда важнее то, что Пекин осознал необходимость дать на них ответы.
Первым сигналом стало выступление Си Цзиньпина в августе 2018 года на семинаре по поводу пятилетия провозглашения инициативы «Пояс и путь». Китайский лидер пытался успокоить иностранцев. Он заверял, что Китай не станет использовать «Пояс и путь» для создания геополитических альянсов или военных блоков, не будет формировать на этой основе закрытый маленький «китайский клуб» и проводить идеологические водоразделы. Инициатива «Пояс и путь» носит открытый инклюзивный характер, к ней может присоединиться любая желающая страна.
Одновременно Си стремился приободрить тех, кто начал испытывать разочарование в перспективах китайского проекта. Используя терминологию традиционной китайской живописи, он признал, что в предыдущие годы облик «Пояса и пути» рисовали размашистой кистью в стиле «изображения идеи». Теперь настало время сосредоточить внимание на деталях и совместными усилиями прорисовать мелкие детали в стиле «тонкой кисти». От экспрессивного выражения общего замысла в свободной форме пора переходить к конкретным вопросам, сближаясь с реальностью.
В преддверии форума «Пояса и пути» в Китае часто вспоминают эти слова. В начале года в установочной статье в журнале «Цюши» глава китайского МИДа Ван И заявил, что мероприятие призвано вывести осуществление инициативы «Пояса и пути» на новый уровень. Для этого придется больше заниматься подготовкой проектов, сосредоточить усилия на их практическом осуществлении, заниматься «стыковкой политики», создавать механизмы сотрудничества. Министр выразил уверенность, что «на основе величественного монументального изображения идеи будет нарисована точная и подробная картина тонкой кистью».
Политический смысл этих заявлений понятен. Китай дает сигнал, что готов прислушаться к критическим замечаниям и предоставить партнерам планы с конкретными деталями. Речь идет о создании эффективных механизмов сотрудничества и комплексной поддержке проектов. Пекин обещает уделять больше внимания запросам другой стороны, содействовать повышению уровня народного благосостояния в ходе сотрудничества.
Мировые СМИ не проявляют большого интереса к успехам «Пояса и пути», тогда как провалы выходят на центральное место и становятся основой для далеко идущих обобщений. Самой известной стала история о том, как Шри-Ланка не смогла расплатиться за строительство глубоководного порта Хамбантота и была вынуждена передать объект китайской стороне в долгосрочную аренду. Западные эксперты убеждают развивающиеся страны держаться подальше от «Пояса и пути», дабы не лишиться недвижимости вместе с суверенитетом.
В Китае поняли, что настало время прервать молчание и дать ответ на критику. В начале марта в период работы сессии ВСНП (китайского парламента) прошла пресс-конференция Ван И, на которой газета China Daily озвучила вопрос об отношении министра к рассуждениям о том, что «Пояс и путь» создает «долговые ловушки» и является «геополитическим инструментом».
Ответ гласил, что за минувшие шесть лет «Пояс и путь» уже стал крупнейшей мировой площадкой для сотрудничества и «самым востребованным общественным благом». Документы о сотрудничестве с «Поясом и путем» подписали 123 государства и 29 международных организаций. Министр перечислил ряд успешных проектов, включая создание производства легковых автомобилей в Белоруссии, появление у Казахстана выхода к морю и сооружение в Узбекистане 19-километрового тоннеля. Глава китайской дипломатии заявил, что «Пояс и путь» – это не «долговая ловушка», а выгодный народу «блин с начинкой», это не геополитический инструмент, а шанс на совместное развитие. Он также подчеркнул, что Китай готов выслушать конструктивные предложения партнеров по «Поясу и пути».
Заявления китайского руководства нацелены на то, чтобы сформировать у зарубежной аудитории позитивный настрой в отношении предстоящего форума, участие в котором примет в том числе Владимир Путин. Можно ожидать, что уже прозвучавшие намеки и обещания будут представлены в развернутом виде в программной речи Си Цзиньпина, которая обрисует контуры «Пояса и пути 2.0».
Парадоксальным образом на фоне разговоров о «прорисовке тонкими линиями» провести линии «Пояса и пути» на карте мира становится все труднее. Политолог Чжэн Юннянь (Национальный университет Сингапура) отметил, что чем шире распространяется в мире концепция «Пояса и пути», тем менее ясной она становится. Поначалу казалось, что Китай имеет четкий план, в котором сухопутный «пояс» и морской «путь» пролегают через определенные регионы и страны. Однако к настоящему времени эта трактовка стала бесполезной. Едва ли не все свои начинания Китай объявляет частью «Пояса и пути», тогда как открытый характер инициативы позволил присоединиться к ней такому значительному числу стран, что изначальные региональные мерки уже не соответствуют реальности.
Чжэн Юннянь указал, что мировая реакция на «Пояс и путь» неоднородна и может быть разделена на две группы. Руководящие мировым порядком развитые страны Запада во главе с США озабочены мотивами и планами Китая, его возможной попыткой повторить былую западную практику империализма, экспансионизма и колониализма, использовать «Пояс и путь» как инструмент мирового господства. Тем временем развивающиеся страны думают о себе, а не о международной системе. По мнению политолога, они видят в «Поясе и пути» прежде всего новые возможности для собственного развития и преодоления бедности.
Со времени провозглашения в 2013 году инициативы «Пояс и путь» в мире многое изменилось. Прежде эксперты задавали вопрос о том, будут ли США участвовать в этом проекте и оказывать ему поддержку. После прихода к власти администрации Дональда Трампа, осуществляющей политику давления на Китай, вопрос стал иным: как далеко готовы пойти США для того, чтобы помешать «Поясу и пути»?
Интересы развитых и развивающихся стран различны, что не служит гарантией защиты от конфликта интересов. В недалеком будущем активные участники проекта из числа развивающихся стран могут оказаться перед нелегким выбором. Им придется либо укреплять сотрудничество с Китаем и столкнуться с американскими санкциями, либо отказаться от «Пояса и пути» ради сохранения связей с США. Навязываемая Вашингтоном «игра с нулевой суммой» способна стать для китайской инициативы суровым испытанием на прочность.
Чтобы оказать давление на Китай в условиях широкомасштабного торгового противостояния, США будут давить на его партнеров. Америка пытается командовать даже Италией, первой среди стран «большой семерки» заявившей о своем участии в инициативе «Пояс и путь». Даже самое значительное повышение прозрачности и экономической обоснованности китайских проектов никак не изменит вектор американской политики, нацеленной на стратегическое соперничество с Китаем ради сохранения глобального доминирования США.
Вместе с тем Китай совершит ошибку, если полностью проигнорирует доносящиеся извне критические голоса. Для создания «Пояса и пути 2.0» нужно трезво проанализировать накопившиеся проблемы и добиться того, чтобы прежние неудачи не воспроизводились в будущем. Китай заинтересован в том, чтобы показать всему миру свою способность правильно рассчитывать планы сотрудничества исходя из реальных возможностей партнера. Государственные кредиты действительно не всюду приносят пользу. Возможно, в будущем в рамках «Пояса и пути» потребуется шире использовать инструменты прямого инвестирования. Следует больше думать о содействии партнерам в деле улучшения качества государственного управления, с тем чтобы они учились пресекать коррупцию и более эффективно распоряжаться иностранными инвестициями.
Впрочем, очевидно, что на фоне нынешней политики США ценность «Пояса и пути» как инструмента противодействия протекционизму и торговым войнам заметно выросла.
Пекин–Москва