Александр Пироженко: Об инвестиционных инструментах и о том, почему в России они есть, но не используются
Александр Пироженко, директор по развитию приоритетных программ Агентства стратегических инвестиций
«70% зарубежных инвесторов в мире говорят о том, что они привыкли взаимодействовать с одной структурой – Национальным агентством по привлечению инвестиций (которого в России нет)»
Фото: http://mgm-group.ru
Россия глазами мировой общественности
Я хочу еще раз напомнить результаты исследования, которое было проведено империалистическим Би-Би-Си: Россия в среднем воспринимается 30% «скорее положительно» в среднем по двадцати одной стране, по которым проводилось исследование, воспринимается положительно, и 39%, то есть, большая часть людей в среднем по двадцати одной стране, отрицательно относятся к России. Если по отдельным странам смотреть, то в США относится положительно к России – 23%, 59% отрицательно, во Франции 25% положительно и 63% отрицательно, в Германии 12% положительно и 61% отрицательно. Это один взгляд. И второй – как оценивается влияние нашей страны, опять же, по мнению населения, в мире. «Скорее положительно» всего 30% и «скорее отрицательно» — 40%. Соотношение отрицательных и положительных в пользу более отрицательного влияния, мы находимся в компании таких стран, как Северная Корея, Израиль, Иран, Пакистан и Южная Корея, в то время как большинство других стран, опять же из того исследования, которое проводилось, соотношение обратное.
«39%, то есть, большая часть людей в среднем по двадцати одной стране, отрицательно относятся к России»
Я бы хотел сказать несколько слов об очень конкретных инструментах «мягкой силы», которые используются многими странами в сфере, скажем, экономических отношений. Первое – это то, каким образом оказывает содействие страна по продвижению своих инвестиций за рубежом, и на оборот, каким образом страна привлекает зарубежные инвестиции в свою экономику. В какой ситуации мы находимся сейчас, несколько тезисов. С точки зрения привлечения инвестиций мы говорим сейчас о достаточно сложном инвестиционном климате, несмотря на улучшение, которое сейчас предпринимается. Тем не менее, общая оценка достаточно сложная, которая выражается, в том числе, в соотношении привлеченных капиталов и капиталов, проинвестированных или выведенных, как сейчас говорят, за рубеж. Сложности с ведением бизнеса с регуляторными особенностями по-прежнему являются достаточно значимыми для инвесторов. Также это вопросы, связанные с рисками ведения бизнеса в стране. И, конечно же, есть объективная сторона инвестиционного климата, которую можно измерить в виде процедур, в виде стоимости, в виде издержек и сравнить с другими странами, и есть субъективная оценка инвесторами той или ной страны, насколько они эмоционально относятся хорошо или плохо к стране, это тоже влияет на принятие решений по инвестициям. Это вопрос, в том числе, информационного фона, в котором инвесторы существуют.
К сожалению, если смотреть просто на объективные данные, то по исследованиям, которые проводились одной консалтинговой компанией, зарубежные инвесторы из США или Германии доверяют меньше компаниям, штаб-квартиры которых расположены в Москве, нежели в европейской стране, в США, или в других развитых странах. Это тоже факт, с которым вынуждены существовать наши предприниматели, общаясь со своими коллегами за рубежом.
«…инвесторы из США или Германии доверяют меньше компаниям, штаб-квартиры которых расположены в Москве, нежели в европейской стране»
Когда мы занимались инвестиционным климатом российским и восприятием России за рубежом, посмотрели, как смотрит иностранный инвестор на ту информацию, которая идет о нашей стране, информацию о том, как вести бизнес в нашей стране, какие условия, какие возможные меры поддержки оказываются, получить крайне сложно, не то что на английском, даже на русском языке, в сжатом режиме, в том формате, в котором привыкли инвесторы получать информацию. Вот, собственно, то проблемное поле, которое известно и, так или иначе, обсуждается в экспертном сообществе.
Позитивный скачок в будущее
Мы не очень заметно прошли довольно значимое событие, на мой взгляд, которое недавно состоялось – это публикация результатов Doing Business, исследования Doing Bussiness Всемирного банка. Мы впервые за много лет достаточно значимо скакнули со 120-го места в позапрошлом году на 112-е место в прошлом году и на 92-е место в этом году. Это динамика, которая отражает не только информационную работу со Всемирным банком, но и реальные изменения, которые есть, с точки зрения тех параметров, которые измеряет Всемирный банк. В частности, такие вопросы, как налоговое администрирование, подключение к электрическим сетям и так далее.
Отмечалась также позитивная динамика российских компаний, в частности в сфере IT-сектора, увеличения экспортного потенциала и российского IT- сектора. Уже сейчас экспорт товаров и услуг в IT-секторе превышает 5 млрд. долларов в год. Это уже достаточно значимая цифра и влияние, которое мы можем обсуждать, российских компаний за рубежом. Мы очень активно работаем с нашими регионами. Мы видим, что есть регионы-лидеры, которые выделяются на международной арене в сфере инвестиционных вопросов. Например, это работа Республики Татарстан, Ульяновской области, Калужской области, Липецка по привлечению зарубежных инвестиций. Технологии работы этих регионов серьезно отличаются в лучшую сторону относительно того, что делается сейчас на федеральном уровне. И результаты этих усилий региональных властей выражаются в виде достаточно значимых цифр зарубежных инвестиций, причем из развитых стран в эти регионы, которые меняют, в том числе, и социальную ситуацию в лучшую сторону в этих регионах, и поддержку того, что делается со стороны общества.
Инструменты привлечения инвестиций
Первый инструмент, о котором я хотел сказать, это структуры, которые работают сейчас в 180 странах мира, и в Российской Федерации на федеральном уровне, к сожалению, такой структуры не существует. Это агентства или фонды по привлечению зарубежных инвестиций. Уже более 50 регионов приступили к созданию, а некоторые уже работают по мировым стандартам по привлечению инвестиций. На федеральном уровне такой структуры, которая служила бы «одним окном» для зарубежных инвесторов, не существует. Инвестор сейчас, если мы говорим о среднем бизнесе (не о крупных, огромных проектах в сфере нефти, газа или освоения природных ресурсов, а именно среднего бизнеса), который является, как правило, донором высоких технологий – к сожалению, инвестор работает с региональными властями напрямую. На федеральном уровне, к сожалению, одной структуры не существует. Соответственно, 70% зарубежных инвесторов в мире говорят о том, что они привыкли взаимодействовать с одной структурой – Национальным агентством по привлечению инвестиций.
«70% зарубежных инвесторов в мире говорят о том, что они привыкли взаимодействовать с одной структурой – Национальным агентством по привлечению инвестиций (которого в России нет)»
В настоящее время в правительстве обсуждается идея формирования такой структуры, мы очень активно принимаем участие в этой дискуссии. Такая структура будет образована и спрос на нее как со стороны российского бизнеса, так и со стороны регионов, которым нужны эти инвестиции, очень значителен. И, как ни странно, спрос предъявляют наши партнеры за рубежом к тому, чтобы в России появилась такая структура. Когда я общался с представителями национальных агентств по привлечению инвестиций в Швейцарии (есть организация, WAIPA, которая объединяет такие национальные агентства), они говорят: мы очень ждем, что в России появится такая структура. Я говорю, почему? Ведь мы же будем конкурировать с вами более активно за привлечение зарубежных инвестиций, то есть это общемировой рынок. Они говорят: да, безусловно, вы будете с нами конкурировать, и сейчас конкурируете. Только вы этим системно не занимаетесь.
Но у нас есть своеобразная связь, networking, мы работаем не только по привлечению инвестиций (я, в частности, с бразильцами разговаривал), это бразильское агентство привлекает 12 млрд. долларов инвестиций в год, только через агентство проходят эти деньги, и результаты таких национальных агентств очень значимо измеряются в цифрах соотношения вложенных денег на работу этого агентства и привлеченных инвестиций. В среднем по миру показатель следующий: на каждый доллар, потраченный на создание такой структуры, на работу такой структуры приходится 189 долларов инвестиций. Это данные Всемирного банка. Эффективность значительная. Бразильцы говорят: к нам приходят наши бразильские компании и спрашивают, с кем в России можно работать, кто будет помогать заземлять бразильские инвестиции в России? И четкого ответа на сегодняшний день нет на этот вопрос. И сервис, который ожидают иностранные инвесторы, примерно стандартен и одинаков от страны к стране. Это определенные мировые стандарты, по которым работают такие агентства по сопровождению, по поиску места, по консультированию и так далее, сейчас я подробно не буду об этом рассказывать, но если необходимость будет, можно и подробнее рассказать.
«Бразильцы говорят: к нам приходят наши компании и спрашивают, с кем в России можно работать, кто будет помогать заземлять бразильские инвестиции в России? И четкого ответа на сегодняшний день нет»
Второе направление – это не привлечение инвестиций, а наоборот, оказание содействия другим странам и экономическое влияние через инвестиции в других странах. Мировой опыт говорит о том, что такие структуры в развитых странах достаточно эффективны. В США существует специальное агентство по зарубежным и частным инвестициям, оно существует уже 35 лет. Это корпорация, которая сейчас управляет шестнадцатью миллиардами долларов. Сейчас у них в портфеле 129 проектов, и это корпорация прибыльная, она не растрачивает деньги, а зарабатывает. Зарабатывает на проектах поддержки американского бизнеса в других странах, при этом по тем приоритетным задачам, которые определяются внешнеполитическим руководством страны в том числе.
Условия работы этого фонда очень похожи на работу коммерческого банка, который под рассмотрение конкретных проектов сопровождает и помогает американским компаниям, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Как и все остальные организации Великобритании, Японии, Австралии работают именно с малым и среднем бизнесом.
Возвращаясь к США, 73% проектов работают именно с малым и средним бизнесом, таким образом, укрепляя связи между обществами соответствующих стран. В Швейцарии, например, аналогичную функцию выполняет агентство, фактически управляя государственными деньгами, отобранная по конкурсу частная структура управляет теми средствами, которые государство тратит на международное содействие в виде инвестиций. Число инвестиционных проектов в приоритетных странах по приоритетным сферам и в Российской Федерации за последние несколько лет вливались серьезные деньги, которые тратятся на оказание международного содействия в экономической сфере. Сейчас вливание составляет около 500 миллионов долларов, и количество проектов, которые оказываются в двусторонних проектах, увеличивается и сейчас составляет где-то 60.
В заключение хотелось просто сказать о том, что, наверное, пришло время подумать о структурировании тех вопросов, которые могут возникать в контексте реализации мягкой силы, в частности, создание национального агентства по привлечению инвестиций зарубежных, так и структура по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом. Коль скоро и средства, и все ресурсы, и необходимые компетенции уже сейчас в России соответствуют тому, чтобы говорить всерьез о таких проектах, без которых о движении и успешном продвижении Российской Федерации, интересов Российской Федерации, наверное, говорить не приходится. Это мировой контекст, страны в этом контексте работают и очевидный недостаток в наших внешнеполитических связях в том, что мы не используем эти очевидные инструменты, которые наработаны за рубежом и которые у нас также существуют.