Алексей Арбатов: Европейский путь России
Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН
Наш МИД ухитряется даже в условиях такой внутренней политики, экспортно-сырьевой экономки поддерживать статус России как великой державы.
Фото: http://www.pnp.ru/
Политика важнее экономики
В тех баталиях, которые разыгрываются вокруг Украины, хотя облекаются они зачастую в экономические формулировки, нет ни грамма экономики. Это чистая политика. И если говорить очень упрощенно и схематично, то смысл этой политики состоит в том, что Россия пока что отказалась от европейского выбора, который был провозглашен президентом Путиным несколько лет назад, и сделала шаг в сторону евразийского выбора и дальше в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Украина продолжает политику европейского выбора. И Россия решила, что нет, так не пойдет. Мы не позволим вам продолжать этот европейский выбор, когда Россия повернулась в другую сторону. И всякие экономические и психологические методы убеждения были применены. Я считаю это мягкой силой.
«Раз мы совершаем такой пируэт, то уж позвольте тогда и мы вас тоже за собой уведем. Мы не позволим вам продолжать этот европейский выбор, когда Россия повернулась в другую сторону»
Слава богу, что Россия оперирует такими инструментами, а не теми, которые она применяла в 1968 году, когда Чехословакии не позволили сделать выбор совершенно другими способами. В этом смысле есть определенный прогресс. Суть вопроса заключается именно в этом, а не в том, какие товары на наш рынок хлынут и какие наши производства закроются. Экономические факторы – это просто система аргументации, которая не раскрывает, а маскирует реальную суть вопроса.
Школа дипломатии
Среди всех наших федеральных агентств и министерств, МИД – это структура, которая сохранила высочайший уровень профессионализма. Я не согласен с некоторыми направлениями нашей внешней политики. И с МИДовскими коллегами-друзьями нередко спорю, но я хорошо знаю, кто работает в американском Госдепартаменте. Я неплохо представляю себе людей, которые работают в некоторых европейских крупных странах во внешнеполитических ведомствах. И я считаю, что наше Министерство иностранных дел с точки зрения профессионализма – это школа дипломатии, которая уходит своими корнями в 19 век. И она стоит намного впереди других стран, в том числе ведущих стран.
Главная проблема нашего МИДа — это наша внутренняя политика. Наш МИД ухитряется даже в условиях такой внутренней политики, экспортно-сырьевой экономки поддерживать статус России как великой державы. Хотя это чрезвычайно трудно.
«Главная проблема нашего МИДа – это наша внутренняя политика»
Я хочу вернуться к теме нашего сегодняшнего заседания. Здесь сказано в обозначении темы, что ближайшее десятилетие – это период оформления новых принципов глобальной политики и важно определиться, какие требования надо предъявлять к тем, кто реализует внешнеполитические приоритеты. Я, конечно, не беру на себя смелость ответить емко на этот вопрос, но, мне кажется, что главное требование, которое предъявляется к тем, кто формирует нашу внешнюю политику – это чтобы Россия наконец-то определилась со своим местом в мире. Хватит уже нам болтаться, как цветок в проруби. То мы европейский выбор, то евразийский выбор…
Я думаю, что в ближайшее десятилетие Россия совершенно четко и твердо определится, что наш выбор – это европейский выбор, вернется к тому пути, на котором мы были еще так недавно. И здесь зачастую происходит подмена понятий, которой не должно быть. Подмена вектора своего собственного экономического и политического развития тем, с кем мы имеем экономические отношения, с кем мы подписываем договоры. Нельзя смешивать эти два понятия.
Торгуйте с кем угодно, с кем вам выгодно, с тем и торгуйте, подписывайте соглашения соответствующие. И по ограничению вооружения с тем, с кем это требуют соображения безопасности. Но совершенно другое – как вы сами развиваетесь. Европейский Союз имеет с Китаем уровень торгового оборота в пять раз больше, чем Россия. США то же самое. Но никто ни в Европе, ни в Америке не говорит о том, что они будут развиваться каким-то другим путем. И Россия должна твердо стоять на европейском выборе с точки зрения развития ее политической системы и изменения ее экспортно-сырьевой экономики.
Та экономика, которая действительно станет основой статуса России как великой державы – не экспортно-сырьевой, а высокотехнологичная инновационная экономика.
Мягкая сила тоже упирается, прежде всего, в то, как обстоят дела у нас в стране. Можно сколько угодно тратить денег на имидж России, на русский мир и т.д. Чего только здесь ни напридумывали. Но то, в каком состоянии у нас образование, в каком состоянии у нас здравоохранение, в каком состоянии у нас будет наука в результате последней реформы – красноречивее всего говорит о России. У нас половина страны не обеспечена газом. Это страна, которая имеет наибольшие запасы природного газа в мире и их экспортирует. Посмотрите состояние наших дорог. У нас даже в больших городах, я уж не говорю о селе и провинции, нет нормального водоснабжения и канализации. Вот где статус великой державы находится, а не в проведении АТЭСов, Олимпийских игр и создании новых тяжелых жидкостных ракет в шахтах.
Если мы хотим произвести впечатление на развитый цивилизованный мир, то именно по этим критериям будут судить о нашем статусе, а не по тому, какую мы заделаем в следующем году великую Олимпиаду.
«Посмотрите на историю, которая происходит с Сердюковым. Это вообще уже просто скандальная история, которая ни на что не похожа. Вот что определяет имидж страны за рубежом. А не то, как мы проведем Олимпиаду или построим мост на остров Русский во Владивостоке, о котором уже все давным-давно забыли»
Кстати говоря, наверное, эта Олимпиада и деньги, которые в эту черную дыру будут спущены, – это то, что помогло бы поднять наше образование на качественно новую ступень.
Конечно, когда мы говорим о европейском пути, мы не должны говорить об имитации средств и способов. Средства и способы должны быть абсолютно своими – у нас своя национальная специфика, своя история, мы идем путем страны, которая пережила страшные трагедии и вообще у которой история совершенно отличается от многих европейских стран.
Наши цели должны быть европейские: разделение властей, независимый суд, арбитраж и правоохранительные органы, самоуправление, гражданское общество, независимые неправительственные организации, свободные средств массовой информации. Имитация средств уводит от цели в совершенно другую сторону. Эти Сколково, эти нано-технологии, эта реформа Российской Академии наук под западный образец, все эти индексы цитирования. Это имитация средств, которая разрушат цель.
Материалы по теме
2 комментария »
Оставить комментарий!
Ваш МИД это всмысле МИД США? И ещё, случаем не слышали такого — политика есть концентрированное выражение экономики. Вид вроде завумный, а вот такую ахинею нести, даже читать стыдно…
В основном всё так,и денег бездарно потраченных жалко-но это и есть результат проевропейской политики России.Европа для России- это детская кроватка из которой мы давно выросли.Пытаться повернуть развитие вспять-глупость.Либо кроватка развалится,либо она окажется прокрустовым ложем для российский гуливера,на радость завистливой ораве евролилипутов.