Алексей Арбатов: «Если мы будем идти на конфронтацию, то надо учитывать реальное соотношение сил»
Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, по совместительству работавшая клоуном на раздаче пампушек в Киеве, заявила, что США могли бы отменить ряд санкций в отношении России, если бы российская сторона выполняла положения минских договоренностей от 5 сентября. О выполнении Западом договоренностей от 21 февраля клоунесса Нуланд, естественно, забыла. Ну, ладно. Главное, чтобы мы ничего не забывали… Вопрос: «Подвергнем санкции санации?»
Алексей Арбатов, руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН:
«Можно отвечать на санкции умелым дипломатическим путем»
— Чем мы, Россия, можем отвечать на американские санкции? Экономически — ничем. Ведь при любом нашем ответе нужно учитывать, что мы зависим от них гораздо больше, чем они от нас.
Я имею в виду не только американцев, но и весь Запад в целом, то есть и Европу, и дальневосточных американских союзников, в частности, Японию. Так что ничем таким мы им ответить не можем без того, чтобы не причинить себе еще больший вред.
Что ж, у нас более слабая экономика. У нас экспортно-сырьевая экономика, — и этим все сказано…
Но ведь можно отвечать на все эти санкции очень умелым дипломатическим путем. А если мы будем идти на конфронтацию, то все-таки надо учитывать реальное соотношение сил, ведь Запад имеет в 30 раз больший экономический потенциал…
Что касается того, чтобы, скажем, закрыть американцам транзит через ульяновский транспортный узел, то я думаю, что не стоит этого делать. К тому же ульяновский узел и так не работает.
Мы заломили такую цену за использование этого узла, что после нашего формального, так сказать, согласия он так и не используется (я имею в виду перевозки по воздуху).
Да, эта трасса работает на железной дороге, но у американцев уже менее 20 процентов грузоперевозок идет через российскую территорию, афганский транзит, через Центральную Азию… Если мы закроем этот путь, американцы найдут другой.
Ведь нет никаких непреодолимых проблем в том, чтобы выводить войска и через Пакистан, и через другие страны. Кстати говоря, другие страны — это бывшие советские республики, которые с удовольствием предоставят США такую возможность и захотят заработать денег на выводе американских войск.
И потом, самое главное: а чего же мы, собственно говоря, хотим добиться? Мы хотим, чтобы американцы дольше там оставались?
Но мы же все время плачем, что они там, на юге, ближе к России, «сколько еще США будет там находиться», и вообще, дайте нам ответ! Вспомните, ведь так было все последние годы: мол, что вы там развертываете какие-то базы, с наркотиками не боретесь и т.п.
Неужели мы теперь скажем им: мы закрываем вам афганский транзит, и сидите там до скончания веков? Но, во-первых, они не будут там «сидеть», а во-вторых, они просто останутся на более долгое время.
Если в наших интересах то, чтобы США там дольше оставались, так надо с ними договариваться мирным путем и помогать, расширяя возможность поддержки группировки. Но сейчас наша политика работает не в эту сторону, а наоборот, на разрыв отношений.
Кроме этого, сейчас идут разговоры о том, чтобы не поставлять США ракетные двигатели. Мол, сотрудничество в области космоса тоже не имеет смысла.
Знаете, если мы им чего-то не поставим — так они сделают сами. И, кстати говоря, с ними с радостью будет сотрудничать Китай.
Мы опять не поделим мир на Запад и Восток, а просто окажемся в окружении враждебных государств, с такими «партнерами» и «союзниками», которые просто будут пользоваться этой ситуацией с тем, чтобы больше и больше добиваться от нас уступок.
Это относится и к постсоветским республикам, и к Китаю, к Ирану, к исламским государствам, которые будут играть на этих противоречиях.
К сожалению, мы не использовали те 15 лет, когда у нас были огромные нефтегазовые доходы, для того чтобы в корне изменить характер своей экономики. Так что теперь, как говорил Райкин, сами пишите на себя жалобу.
Непонятно, куда ушли эти деньги. Немножко кинули народу, немного подняли уровень жизни, но ведь экономика не перестроилась и не стала настоящей, независимой промышленной и высокотехнологичной экономикой.
У нас как была, так осталась экспортно-сырьевая экономика, и мы зависим от мировых цен на нефть и газ. Если они будут падать или если спрос со стороны Запада будет сворачиваться, наша экономика надорвется. Это очевидно всем.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
«Чтобы не навредить себе»
— Санкции со стороны России являются адекватным ответом на ту агрессию, которую последние полгода в отношении нас проявляют США, ЕС, Япония Австралия и Канада.
Что ж, теперь наше государство будет поддерживать российского производителя и стимулировать отечественное производство. Но при этом мы, видимо, будем так ограничивать импорт, чтобы не навредить себе, но доставить максимум неудобств своим оппонентам.
Это касается продукции, которая подвержена импортозамещению и которая не будет отражаться на благосостоянии наших граждан. По сути, речь пойдет о протекционистских мерах…
Сергей Марков, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:
«Это позитивным образом отразится на экономике России»
— Ответные санкции — это, по-моему, весомый ответ Западу. Эти санкции направлены на то, чтобы немного успокоить эту агрессию против нас.
Думаю, что президент РФ, прежде всего, добивается того, чтобы западные страны поняли, что Россия не будет капитулировать перед их агрессивным напором.
Мало того, это позитивным образом отразится на экономике России, поскольку отказ от импорта будет стимулировать российское производство.
Сергей Михеев, политолог:
«У нас есть меры воздействия на западные страны»
— Конечно, у нас есть возможности отвечать на санкции Запада, но при этом надо думать, чтобы не нанести ущерб самим себе. То есть нужно делать так, чтобы такие ответные меры гармонично встраивались в нашу жизнь. Но Россия находится в глобальном мире, и у нас есть меры воздействия на западные страны.
Например, что касается того же запрета России на ввоз американской сельхозпродукции — это как раз такая гармоничная и абсолютно правильная мера. Ведь еще с 90-х годов все эти компании фактически обрушивают наше сельское хозяйство, делая все, чтобы Россия закупала продукты за рубежом.
Примечательно, что всем известны и эти схемы, и собственно названия компаний, и люди, которые «подсадили» нашу страну на импортное продовольствие…
Уверен, что нам давно пора развивать собственное сельское хозяйство и заканчивать с такой вот монополией импорта! При этом все это, конечно, нужно делать осторожно, посмотреть, от чего мы действительно можем отказаться с тем, чтобы не ударить по собственному рынку.
Помимо западных стран в мире есть много государств, которые могут стать альтернативными поставщиками продовольствия в Россию.