Алексей Малашенко: Наедине с ДА`ИШ
Что бы стало с регионом без вмешательства внешних сил
Обвинения во вмешательстве внешних сил в конфликты на Ближнем Востоке — от «арабской весны» до попытки переворота в Турции — уже стали общим местом. Сотрудник Московского центра Карнеги востоковед Алексей Малашенко решил проанализировать: как развивалась бы ситуация в этом регионе без вмешательства внешних сил.
Поставим «чисто теоретический эксперимент», как это делают в точных науках. Представим себе, что события на Ближнем Востоке происходят в вакууме — точнее, в геополитическом вакууме. Иными словами, нет никакого внешнего присутствия, все — Америка, Европа, Россия — оттуда разом ушли. Вообще не входили, и эта часть мусульманского мира развивается сама по себе, в соответствии со своей внутренней логикой. Да, где-то там, за рубежами эти чужеродные силы присутствуют, но во внутренние дела региона не вмешиваются. В передовице французского журнала Politique Etrangere сказано, что Ближний Восток является одновременно субъектом и объектом политики. Мысль не нова. Мы рассмотрим регион исключительно как самостоятельный, ни от кого не зависимый политический субъект.
Такой «сумасшедший» взгляд нужен, чтобы точнее представить, каков истинный баланс сил в регионе, а главное — каким потенциалом, возможно, обладает исламизм.
Итак, все ушли, и мусульмане живут и взаимодействуют между собой сами по себе. Идем дальше: оглядевшись вокруг, пресловутое «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, террористическая организация запрещена в РФ), или, пользуясь арабской аббревиатурой, ДА`ИШ, обнаруживает, что противостоящие ему местные мусульманские силы разрозненны, пугливы и лишены какой бы то ни было великой мобилизационной идеи. Власть же не настолько популярна, чтобы отдавать за нее свои жизни. Так что настало время действовать.
С чего начать? С Сирии, с режима Башара Асада. Вряд ли его армия выстоит против бравых игиловских моджахедов. К осени 2015 года от нее осталась ровно половина, да и та бы растаяла, не явись на подмогу российские военно-космические силы. Но их, по правилам нашего эксперимента, нет и не будет. Как не будет американцев, в отсутствие которых присмиреют курды.
После короткого сопротивления сирийский президент уходит в небытие. Иншалла, если он не попадет в руки ДА`ИШ, как попал в 1996 году к талибам глава Афганистана Мохаммад Наджибулла. Конечно, в Сирии у «Исламского государства» есть конкуренты — «Джебхат ан-Нусра», «Аль-Каида». Там тоже народ серьезный. Не исключено, что на непродолжительное время ДА`ИШ с ними договаривается. Но это зыбкий компромисс. Междоусобица неизбежна. Скажете: так, мол, им и надо, пусть грызутся. Но задумайтесь на секунду: две радикальнейшие исламистские группировки оспаривают власть над целой страной, да еще какой — Сирией.
На западном направлении ДА`ИШ обречено на успех. На восточном направлении — Ирак. Тут успех не столь очевиден. Ирак поделен на суннитов и шиитов. ДА`ИШ последних считает врагами, им вообще отказывают в праве называться мусульманами. Да и иракские сунниты особо не приветствуют ДА`ИШ. Еще, конечно, есть местные курды, де-факто создавшие собственное государство, которые уж точно не собираются пускать ДА`ИШ на свою землю.
Впрочем, в Ираке у ДА`ИШ все же есть сторонники. В конце концов, появилось оно под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» и сумело «освоить» чуть ли не треть страны. Напомним, что у ДА`ИШ целых две столицы: одна — Ракка — в Сирии, а другая — расположенный на иракской территории город Мосул. Хватило бы у ДА`ИШ сил действовать на обоих направлениях? Весьма вероятно. Его впечатляющие успехи в Сирии приведут к сильнейшему военно-духовному подъему, наполнят энергией уставшие души моджахедов. К ним примкнут новые десятки тысяч любителей халифата.
Теперь внимание! На не прикрытое «внешним фактором» мусульманское пространство возвращаются оставившие ДА`ИШ в нелегкую для него минуту джихадисты. Сколько там насчитывали иностранных бойцов — 20-25-32 тыс.? Теперь их становится на порядок больше. Успех притягивает.
Разбухшее ДА`ИШ выходит непосредственно к границе Саудовской Аравии, которая еще в декабре 2015 года объявила о создании целой мусульманской коалиции. Коалиции нет. Интересно, появится ли таковая, если саудитам придется столкнуться с ДА`ИШ непосредственно на поле боя? Также любопытно будет оценить профессионализм саудовских солдат и офицеров, когда они встретятся со столь внушительным противником. Обстановка на да`ишско-саудовской границе накаляется. Тем более что, как отмечает аналитик Нибрас Казими, в ДА`ИШ убеждены, что «саудовская монархия утратила легитимность, способность эффективно защищать устои цивилизации». Зато за нее (исламскую цивилизацию) постоит «Исламское государство».
К тому же и в самой монархии есть своя исламистская оппозиция — серьезные люди, которые десятилетиями ждут своего часа. И этот час наступает с укреплением игиловских отрядов вдоль саудовских рубежей.
Победоносная экспансия ДА`ИШ подстегивает его единомышленников по всему «большому Ближнему Востоку» (что это такое, сегодня сказать уже никто не может). Да, между всевозможными исламистскими течениями и группировками есть различия и даже противоречия, но главная идейно-религиозная установка у них одна: все должно быть основано на исламе. К этому стремятся и «Братья-мусульмане», и палестинский «Хамас», и «Аль-Каида», и десятки других исламистских групп и группок, рассеянных по всему миру от Мавритании до Индонезии.
Решительным образом изменяется ситуация в Ливии, где исламисты и так контролируют чуть ли не половину территории. Ливия превращается в исламское государство, по сравнению с которым былая каддафийская Джамахирия смотрится чуть ли не как апофеоз гражданского общества и мусульманского либерализма. А что в лишенном внешней поддержки Египте? Ничего хорошего. Проводимые президентом Абдель-Фаттахом ас-Сиси реформы движутся очень медленно, экономическая ситуация не меняется, недовольство растет. Передохнув после сумятицы 2010-2014 годов, оппозиция, прежде всего исламская, собирается с силами и предпринимает новую попытку захвата власти. И причем с большими шансами на победу.
В Палестине оживляется и Исламское движение сопротивления («Хамас»). Он, кстати, всегда был активен (сейчас, например, энергично готовится к очередным муниципальным выборам). «Хамас», конечно, не ДА`ИШ, но похож. После победы в 2005 году на муниципальных выборах в секторе Газа хамасовцы создают свое исламское квазигосударство. ДА`ИШ и «Хамас» вряд ли будут конкурировать между собой. Скорее всего, они «обменяются любезностями» и поддержат друг друга морально.
Израилю от этого не легче. Тотальный успех исламистов однозначно представляет для него угрозу. Конечно, связанное внутриисламскими войнами ДА`ИШ пока не «разменивается» на палестино-израильский конфликт. Но, во-первых, в его составе действуют автономные группировки, которые беспрестанно взрывают и убивают от его имени, а потом ДА`ИШ берет на себя ответственность за безобразие своих «клиентов». Во-вторых, активнее действует и сам «Хамас», который никогда не утратит вкус к терактам.
А что делать Турции — она граничит уже не с Сирией, а с исламистским государственным образованием, поведение которого непредсказуемо. То есть вообще-то в контексте экспансионистских устремлений ДА`ИШ предсказуемо. Вопрос, как оно намерено выстраивать свои отношения с Анкарой? Построение халифата без ее участия вряд ли возможно. Так или иначе, но под боком у Турции появляется нечто, от чего исходит реальная угроза, которая нарастает и будет нарастать. Без общения с Западом и с Россией, оставшись один на один с радикальным, даже экстремистским исламизмом, ей приходится нелегко. «Ползучая исламизация», которую проводит президент Реджеп Тайип Эрдоган с момента победы на парламентских выборах 2002 года созданной им Партии справедливости и развития, ускоряется. В турецком обществе возрастает влияние экстремистов, которые, в отличие от гонимого после неудачного военного переворота Фетхуллаха Гюлена, не поддерживают вступление Турции в Евросоюз и не приветствуют диалог цивилизаций. У Эрдогана начинаются новые проблемы, решить которые крайне трудно, если вообще возможно. Страна раскалывается на два лагеря, оказывается на грани исламской революции, и тогда жди «турецкого Хомейни». Выражение не мое, а одного искушенного турецкого генерала, который еще где-то в 2006 году сказал мне в частном разговоре, что такой исход в Турции вполне вероятен.
И, если уж упомянуто имя Хомейни, самое время поговорить о том, что делают в условиях тотальной экспансии суннитских исламистов шииты. Между прочим, шииты, которые сражаются сегодня против сирийской оппозиции, по своей сути тоже исламисты, только шиитского толка. Революция 1978-1979 годов в Иране была исламской, а ливанская «Хезболла» («Партия Аллаха») воспитана отнюдь не на либерально-демократических ценностях. И Израиль ее опасается едва ли не меньше, чем «Хамас».
Но все равно суннизм с шиизмом договориться не могут, как не находят консенсуса суннитские исламисты с шиитскими. Столетиями обе стороны отстаивают свою версию ислама и исламского государства. Остановить суннито-исламистский натиск шииты не способны, суннито-шиитский конфликт обостряется, но затем шииты сворачивают свою активность, тем более что, как было отмечено выше, режим Асада пал, и защищать им в Сирии больше некого.
Остаются курды с их верой в «Великий Курдистан». Но их трогать не стоит, можно «оставить на потом», а можно даже договориться, предоставив им в рамках ДА`ИШ некую автономию. Почему бы и нет?
Да, чуть не забыл: обрушаются прежние государственные границы, которые хоть и были проведены империалистами, но все-таки оказались достаточно устойчивыми и, скажем так, уместными. Кроме исламистов, к ним все привыкли.
В общем, на Ближнем Востоке образуется экзотический «Парк исламистского периода», ездить в который лучше в составе особых экспертно-туристических групп по именным приглашениям и с разрешения местной исламистской дирекции. Все остальные, то есть мы с вами, стоим за высокой оградой и наблюдаем за тем, что происходит в этом уникальном заповеднике.
А происходит там следующее. Во-первых, продолжается гражданская война. Ощутив себя победителями, исламисты (их экстремистская часть) принимаются насаждать «истинно исламский порядок» со всеми его суровыми требованиями и ограничениями, к чему большинство мусульман не готово. И это не говоря уже об «испорченных» глобализацией элитах и среднем классе.
Во-вторых, исламисты-прагматики всерьез принимаются за строительство халифата, для чего им необходима стабильность, профессиональный опыт, знания и финансы. Откуда возьмутся инвестиции в «заповеднике». Кто даст деньги? Саудовская Аравия, Катар? Вряд ли. Опора исключительно на собственные силы не принесла результатов ни большевикам, ни хунвейбинам. Социально-экономическая ситуация, несмотря на шариат, только ухудшается, протест нарастает, и победа исламистов ДА`ИШ постепенно оборачивается их поражением.
Исламистская идеология начинает себя дискредитировать, мобилизация именем ислама (иными словами — «мирный джихад»), оказывается несостоятельной. Исламизм привлекателен, когда он в оппозиции, а оказавшись у власти, он эту привлекательность утрачивает. И вот уже зреет «вторая арабская весна», теперь уже антиисламистская. И стоящие по ту сторону забора зрители наблюдают за тем, как формируются коалиции из националистов, либералов и той части исламистов-прагматиков, которых их бывшие соратники объявили мунафиками (лицемерами) и предателями.
К чему приведет «вторая арабская весна»? Сможет ли ближневосточное общество одолеть исламизм собственными силами? Если да, что будет потом? Да все то же: попытки реформ — «арабская перестройка», реставрация авторитаризма с флером демократии, глубокий экономический кризис, разочарование и бесконечная надежда, что где-то у кого-то найдется выход, оптимальное и быстрое решение всех проблем. А оно, как всегда, окажется у побежденных, но не канувших в Лету исламистов. И… все пойдет по кругу.
Наш эксперимент — умозрительный. Никакие «внешние факторы» с Ближнего Востока не исчезнут. Но ведь и они, несмотря на все усилия, переломить ситуацию не могут. А противоречия между ними сильно снижают эффективность их действий. ДА`ИШ тем временем живо, и неизвестно, как долго проживет.
Обожаемый российской пропагандой тезис о том, что исламизм — это проект зарубежных спецслужб, даже не требует серьезного опровержения. Наши пропагандисты не замечают или не хотят замечать сложных процессов, происходящих в мусульманском мире, следствием которых и является исламизм. Другой вопрос: кто, чьи службы и как им пользуются? В свое время Советский Союз создавал и манипулировал в своих интересах коммунистическими партиями. Но ведь собственно феномен коммунизма и сами коммунисты народились не из-за «большевицких происков», а как результат исторического развития. Так же, как и исламизм с исламистами.