Алексей Чеснаков: «Минск-2 выполним!»
Почему президент Украины Порошенко всячески пытается доказать обратное
Украинские, а вслед за ними некоторые российские и западные СМИ, порой утверждают, что Минск-2 якобы невыполним.
Как правило, волна критики следует за усилением давления на президента Порошенко со стороны партнеров по переговорам, недовольных невыполнением им парижских договоренностей «нормандской четверки».
Скептики не затрудняются в поисках основательных аргументов. В ход идут ссылки на организационные трудности для власти при голосовании в Верховной Раде за законы, подтверждающие особый статус Донбасса.
В конечном счете делаются нужные украинскому президенту выводы о том, что политическая часть Минских соглашений нереалистична.
На самом деле, это совсем не так.
Разговор с Радой
Начнем с того, что даже оппозиционный парламент не будет блокировать необходимые исполнительной власти законы, если с отдельными депутатами и партийными фракциями наладить взаимовыгодный диалог. Для принятия законов во исполнение Минских соглашений (поправка в Конституцию об особом статусе Донбасса во втором чтении, разблокирование закона об особом статусе, законы о выборах в отдельных районах Донбасса и об амнистии и т.д.) президенту необходимо начать уговаривать и убеждать депутатов. Обычный переговорный процесс. Торг, если хотите. Украинский президент давно его освоил и добивается результата, когда ему необходимо. Если внимательно посчитать, то можно найти хорошие резервы для увеличения количества депутатов-сторонников особого статуса Донбасса. Так, за поправки в Конституцию, включающие пункт об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, проголосовали 265 депутатов, в том числе 127 из «Блока Петра Порошенко», а высказались против них только 87. При грамотной работе с воздержавшимися можно с лихвой набрать нужные для конституционного большинства голоса.
Вспомним, 258 депутатов голосовали за изменения в законы о генеральной прокуратуре, когда президент захотел назначить главой ведомства человека без юридического образования. 264 депутата в итоге проголосовали за генпрокурора Луценко. Против всего 37. Так что резервы есть.
Однако, невзирая на расчеты и имеющиеся ресурсы, представители главы государства и исполнительной власти никак не работают не только с коллегами по коалиции, но даже с большей частью представителей уже упоминавшегося президентского «Блока Петра Порошенко». Вместо нахождения общего языка с партнерами украинские власти предпочитают банально констатировать, что «расклад сил не в их пользу» и что попытки надавить на депутатов для президента «могут закончится катастрофой». Откровенный блеф!
Партия поддержки
Если посмотреть на отношение к минским договоренностям по существу, то в Верховной Раде во всех фракциях и группах можно найти сторонников неформальной «партии поддержки Минска-2». То тут, то там раздаются голоса в поддержку мирного урегулирования в Донбассе. Так, депутат от «Блока Петра Порошенко» Леонид Козаченко считает, что «в самой Верховной Раде вполне удастся получить нужное количество голосов, чтобы поддержать тот проект закона, который вносили для того, чтобы объявить амнистию всем, кто там (в Донбассе) был с оружием, чтобы принять особый статус, чтобы там была своя полиция, свой парламент и все остальное».
Депутат от фракции «Народный фронт» Остап Семерак заявлял, что «Минские соглашения — это не идеал, но лучше на сегодня мы не смогли придумать и не смогли найти» и что «моя политическая сила будет поддерживать имплементацию мирного плана, даже готовы к компромиссам с базовыми принципами, которые для нас существуют».
Депутат от «Батькивщины» Надежда Савченко (рейтинг доверия к которой по данным социологов больше чем у самого Порошенко) отмечала, говоря о Минских соглашениях, что «мы сделаем все для того, чтобы они выполнялись».
Ряд вопросов, имеющих отношение к минским договоренностям, открыто обсуждаются в Верховной Раде. Их также поддерживают представители всего партийного спектра. Несмотря на противодействие со стороны администрации Порошенко, депутаты готовы идти и на договорные отношения регионов и Центра, своеобразную федерацию. В Раде высказывается поддержка и выборности губернаторов, и даже особому статусу для некоторых территорий. За эти идеи кроме «Оппозиционного блока» высказываются более 20 депутатов Рады от БПП, почти 15 депутатов «Народного фронта», 7-8 депутатов от каждой из таких фракций как «Самопомощь», Радикальная партия, «Батькивщина».
Большую принципиальность в областных и даже районных советах проявляют сторонники особых отношений между регионами и Киевом. За договорные отношения с Центром, в региональных парламентах голосуют представители БПП, «Батькивщины», Радикальной партии, «Народного фронта» и проч. в Житомирской, Кировоградской, Одесской, Хмельницкой, Ивано-Франковской областях. Те же расклады при голосовании за особый статус в Запорожье, Закарпатье, Черкассах. Если суммировать, то более 600 депутатов различных уровней уже высказались за особые отношения между Центром и регионами. 140 – из «Блока Петра Порошенко», 127 – из «Батькивщины», 37 – из Радикальной партии. Все эти примеры показывают, что ссылка на невозможность партийного консенсуса по вопросу особого статуса регионов также является ложью.
Пугают улицей
Довольно часто украинские власти говорят об опасности беспорядков на улицах столицы, приводя в пример протесты радикальных националистов против первого чтения поправок в Конституцию 31 августа прошлого года. Однако и тут украинская власть лукавит. Эти беспорядки были спровоцированы ей самой для демонстрации, как ей тяжело справиться с радикалами.
Порошенко лукавит, пугая Запад очередным наци-майданом и беспорядками на площади Конституции. Он хорошо понимает, что самые радикальные представители партии войны не смогут отвергнуть Минские соглашения, если ООН, ЕС и США будут занимать последовательную позицию и недвусмысленно потребуют от Украины выполнения политических обязательств. Никакие аваковы, парубии и турчиновы не смогут этому противостоять.
Цель петляний
Почему же украинский президент занимает такую пассивную позицию и передергивает факты? Цель порошенковских петляний неоднократно им самим и озвучена. Он надеется добиться «победы над оккупантом» и роспуска республик. На первом этапе этой комбинации ему нужно окружить территорию Донбасса, назначить руководство отдельными районами своих марионеток, которые, конечно же, не будут поднимать никаких вопросов об особом статусе региона.
Президент Украины рассматривает урегулирование в Донбассе как игру с нулевой суммой. Победа, либо ничего. Отсюда его требования: отдайте границу, разоружите ополчение республик. И лишь после этого он готов решать политические вопросы. Хотя все понимают, что и после этого их решать он ничего не будет. Потому что, предлагая в первую очередь решать вопросы безопасности, Порошенко никак не подтверждает, что после выполнения его требований, легче будет провести через Раду законы, предусмотренные Минскими соглашениями. Политические расклады в Раде не изменятся. А ситуация только ухудшится: получив требуемое, Порошенко потеряет малейшие стимулы для выполнения политических пунктов Комплекса мер.
Проблема не только в Раде. В минских договоренностях речь идет о «полноценном политическом урегулировании». Порошенко сознательно нагнетает публичную истерию в СМИ и становится во главе киевской «партии войны» вместо того, чтобы возглавить «партию мира». Украинский президент выбрал путь подавления сторонников урегулирования. Минские соглашения и автономию для Донбасса Порошенко рассматривает как личное унижение. Думает он не о «единой Краине», а о том, чтобы перед следующими президентскими выборами предстать в глазах избирателей предстать победителем. Поэтому он и не хочет предоставлять Донецку и Луганску особый статус. А для того чтобы обосновать отказа от февральских договоренностей, он пытается убедить остальных что Минск-2 невыполним.
Это неправда. Минск-2 выполним. Нужно просто перестать петлять и приложить элементарные усилия для его выполнения.