БЕЗГРАНИЧЕН ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ?
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
По всей видимости, человечество подходит к новому рубежу, когда кумулятивный эффект издержек прогресса может привести к очередным катастрофам и потрясениям
22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения Иммануила Канта — одного из крупнейших мыслителей в истории мировой философии. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Кёнигсбергским университетом. Сегодня Балтийский федеральный университет — наследник альма-матер Канта и крупный российский образовательный центр — носит имя великого учёного. Здесь же проходит и масштабный научный конгресс. Наряду с философскими вопросами в центре внимания участников конгресса — проблемы современности. Нет ничего практичнее хорошей теории. Этот афоризм точно характеризует сессию Международного дискуссионного клуба «Валдай», посвящённую проблемам современной цивилизации, границам человеческого разума и прогресса, восприятию исторического процесса и отдельных исторических событий нынешними поколениями.
Каким должно быть справедливое общество и на каких принципах должна строиться человеческая цивилизация? Вопрос столь же вечный, сколь и практический, независимо от исторического контекста. Для Канта ответ лежал в категориях принципов эпохи Просвещения. В их основе — убеждённость в преобразующей силе человеческого разума, способного взять под контроль хаос, предрассудки, перегибы человеческой природы и общества. Победа разума возможна в результате исторического развития человеческого рода, а вместе с ним и постепенного утверждения форм человеческого общежития, основанных на разуме и морали. В самом человеческом обществе заложен антагонизм между людьми. При всех издержках он стимулирует развитие человеческого общества и его стремление к порядку. Шаг за шагом человеческий разум берёт верх над хаосом, сообщая обществу справедливость и прогресс.
Но так ли безграничен человеческий разум? История ХХ века во весь рост показала издержки прогресса.
Своеобразным символом смертоносности прогресса стало ядерное оружие и возможность самоуничтожения человеческой цивилизации.
Именно в ядерную эпоху возникло понятие «общество риска» и произошло отождествление современного общества с Джаггернаутом — неуправляемой и при этом разрушительной силой, способной уничтожить всё на своём пути. Загрязнение окружающей среды стало общепризнанным следствием развития современных экономик. В вестернизированных обществах рационализация инструментов социального контроля постепенно вела к сужению свободы и автономии человека, его перемалыванию жерновами бездушных бюрократических машин, отчуждению от своей собственной природы. Одновременно выхолащивались традиционные ценности, порождая вакуум духовных ориентиров и деградацию таких прочных социальных структур, как семья. Философия ХХ века была пронизана критикой современного общества, возможностей разума и издержек прогресса. К тому же сама история стала уступать место историческому мифотворчеству.
Исторические события превратились в материал для «воображения» идентичности современных государств.
История как объективная наука стала уделом немногочисленных учёных-профессионалов, всё ещё сохраняющих науку в относительно неполитизированном виде.
ХХI век, казалось бы, принёс надежду на изживание застарелых проблем. В международных отношениях самое начало века отметилось беспрецедентно мирным сосуществованием ведущих держав. Впервые за несколько столетий наряду с западным миром на международной арене заявили о себе и другие цивилизации. Угроза ядерного коллапса отошла на задний план. Бурное развитие информационных технологий вело к формированию постмодернистских реалий, проникающих во все общества, независимо от уровня их развития. Возникали причудливые сочетания самых разных укладов. Пожалуй, одним из ярких символов стала дешёвая и крохотная машина моторикши, водитель которой получает заказы через современный агрегатор заказов и пользуется спутниковым навигатором. Человек получил возможность альтернативной автономии, погружаясь в виртуальную реальность Интернета и социальных сетей. Произошёл бум в развитии зелёных технологий.
Спустя четверть века картина выглядит более тревожной. Ядерная угроза вновь возвращается в повестку дня. Диалог цивилизаций подменяется их конфликтом. Развитие информационных технологий порождает беспрецедентные возможности для контроля человеческого поведения. Социальная сеть знает о пользователе больше, чем он сам. Технический прогресс вырывает из нищеты сотни миллионов, но социальное неравенство продолжает оставаться вопиющим. Искусственный интеллект открывает новые горизонты революции в военном деле и других областях. А с ней и новые риски.
По всей видимости, человечество подходит к новому рубежу, когда кумулятивный эффект издержек прогресса может привести к очередным катастрофам и потрясениям. Они могут стать сильным стимулом к тому, чтобы использовать разум для рефлексии его ограничений. Если, конечно, не будет слишком поздно, а искусственный интеллект не останется единственной силой, способной к такой рефлексии.