XXIV Ассамблея неправительственного Совета по внешней и оборонной политике
9 и 10 апреля в пансионате «Лесные дали» состоялась XXIV Ассамблея неправительственного Совета по внешней и оборонной политике, которая в большей степени была посвящена обсуждению тезисов доклада «Стратегия для России. Российская внешняя политика: конец 2010-х — начало 2020-х годов». Тезисы был подготовлены рабочей группой членов СВОП и приглашенных экспертов под руководством почетного председателя СВОП, декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» С.А.Караганова.
Дискуссия по тезисам была разделена на две сессии: «Анализ мировых трендов» и «Оценки и прогнозы развития России и её внешней политики», в рамках которых члены и гости СВОП делились мнениями на те или иные аспекты международного положения и вытекающие из них задачи современной внешней политики России и пути их реализации. Так, особое внимание уделялось экономическому сотрудничеству в современном мире, особенно, стремлению США к трансформации глобального доминирования посредством систем транс-атлантического и транс-тихоокеанского партнёрств. Касательно России была выдвинута гипотеза о необходимости реиндустриализации страны в соответствии с современными требованиями промышленного развития, «цифровой революции». Отмечалось, что на протяжении всей истории России политическая элита практически традиционно делилась на две основные группы: одна видела силу России в её внутреннем (прежде всего, экономическом) развитии; в то время как другая определяла первоочередность внешних интересов и мирового значения страны зачастую в ущерб её экономическому развитию. При этом импортозамещение было рассмотрено в ракурсе дореволюционной и советской истории, и было подчёркнуто, что отказ от западного опыта и достижений в малой степени может оказать какой-либо положительный эффект. Также была отдельно выделена проблема привлечения инвесторов и партнеров из-за рубежа путём создания конкурентоспособных моделей развития.
В дискуссии о союзниках России в текущей политической и экономической ситуации одним из главных претендентов на эту роль был, естественно, выделен Китай. Тем не менее, Китай, как показывает его многовековая история, не имел долгосрочных союзов с крупными игроками, и вероятность того, что он изменит эту многовековую модель поведения, крайне низка.
Отдельно был обсужден проект создания Национальной гвардии России, который, как заметил один из экспертов, является результатом 25-летнего поиска по организации единой структуры, которая сочетала бы в себе полицейские функции с военным опытом, что принимает особую важность в условиях роста террористической угрозы.
Ввиду особой важности вопроса противодействия терроризму и, в частности, ИГИЛ, эта террористическая организация, запрещенная в России, также была затронута в дискуссии. Выступавшие эксперты отмечали, что борьба с ней заключается не только в прямых боевых действиях с её формированиями на территории Сирии и Ирака, но и на информационном поле (социальные медиа, ресурсы Интернета, электронные носители), на котором эта организация достигла значимых результатов в распространении своего идеологического влияния и вербовке новых членов.
Кульминацией заседаний первого дня Ассамблеи и дискуссии по тезисам стало выступление члена СВОП, министра иностранных дел России С.В. Лаврова по вопросам текущего состояния и задач внешней политики и их отражения в официальных источниках. Бóльшая часть встречи с министром прошла за закрытыми дверями в режиме off the record.
На следующий день в рамках панели «Внешняя политика в условиях новой информационной среды» участники дискуссии отмечали, что внешняя политика — одна из наиболее консервативных сфер деятельности; однако и она вынуждена реагировать на стремительные изменения окружающей среды. Сегодня, с одной стороны, дипломаты работают в условиях беспрецедентной открытости, когда почти ничего невозможно скрыть, а конфиденциальность, составлявшая ранее основу любых переговоров, практически не существует. С другой стороны, информационное противостояние достигло небывалого накала, интерпретация фактов, событий, откровенный пропагандистский накат становятся инструментами противостояния и создают для дипломатов совершенно новые условия.
В ходе дискуссии участники семинара попытались дать ответы на вопросы: Что изменилось для дипломатической работы в этой ситуации? Может ли внешняя политика остаться уделом профессионалов, или в новых условиях она фатально подвержена воздействию внешних факторов, и дипломатам приходится играть по правилам открытой публичной политики? Что это значит в практике дипломатической работы? Осталась ли еще грань между международной информацией и пропагандой, и в чем состоят задачи журналистов-международников?
Участники панели отмечали необходимость использования социальных медиа (например, Twitter) для расширения охвата мировой Интернет-аудитории. Они подчеркивали, что информационная война против России приняла серьёзный характер, так как сочетает в себе использование информационных ловушек (кейс группы Pussy Riot), а также массовых атак с использованием как недостоверной информации, так и дезинформации. При этом Россия рассматривает себя в качестве стороны, обороняющейся от подобных атак с целью сохранения информационного суверенитета, так что борьба ведётся «за сердца и умы» каждого. При этом внешняя политика проникла во все сферы жизни общества и вовлекает с каждым годом всё большее количество акторов, в качестве которых могут рассматриваться обычные избиратели, своим голосом определяющие будущую внешнюю политику страны и мира.
Тема специфики работы дипломатов в условиях коммуникационной революции нашла преломление в активном обсуждении информационного противоборства в международной политике как в форме дипломатической полемики, так и в форме информационной/пропагандистской войны. Участники дискуссии разделились на сторонников активного участия в пропагандистском противоборстве и тех, кто считает такое противоборство заранее проигрышным как по задействованному оппонентами техническому и финансовому потенциалу, так и по качеству и количеству человеческого потенциала для такого противоборства со стороны России. Последние предложили сосредоточить усилия не на реакции на информационные атаки Запада, а на выстраивании информационного взаимодействия с партнерами России и на работе по решению внутренних социально-политических и экономических задач страны и тем самым наращиванию её «мягкой силы».
В целом дискуссии на XXIV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике по мнению её участников получились насыщенными и многоаспектными, так как содержали в себе полярные мнения и нетривиальные идеи о текущих проблемах развития страны и ее внешней политики. В заключение члены СВОП поблагодарили друг друга за активную дискуссию и пожелали успехов Совету в его деятельности по сохранению и приумножению потенциала страны.
Метки: Ассамблея СВОП, внешняя политика России, дипломатия, ИГИЛ, Исламское государство, Караганов, Китай, Лукьянов, Россия, социальные сети, терроризм, экономикаOne Comment »
Leave a comment!
Похоже, что сбросили ответственность на Совет.
Мы вам раскрыли обе позиции, но конкретные решения принимайте сами, на то вы и совет…
Совет должен выбирать из предложенных вариантов, объединяющие обе позиции. Много альтернативных мнений, которые реально смогут помочь в разработке стратегии сильной, а главное нерушимой России.
Правильная мысль — не только эксперты. Наша земля богата умами, больше вкладывать денег в ЭТО нужно.
А на сегодня повторяются 90е, только уже с усвоенным уроком — конспирация прежде всего.
Центры как мыльные пузыри главная тема работы — освоение бюджетов и президентских грантов. Но на их более-менее русском фоновом мнении активно работает целая куча громких голосов с акцентами.
А как хочется включить ТВ и увидеть там, как Германия подписывает договор о взаимной обороне с Россией.