Владимир Брутер: Демократия для стран второго сорта
| Россия в Глобальной Политике
Владимир Брутер – специально для журнала «Россия в глобальной политике»
Свершилось. Первая после 1945 г. «национальная революция» в Европе.
И не надо делать вид, что кто-то что-то не видит и не понимает. Только вчера подписали очередное «мирное соглашение», и сегодня уже «дорога открыта».
Хотя Радослав Сикорский не видит признаков госпереворота и пишет в твиттер «В Киеве – никакого переворота. Государственные здания — заброшенные. Спикер Верховной Рады законно избран». Я так понял, что в Польше принято занимать резиденцию президента, когда он отсутствует. А для большего интереса переворачивать все вверх дном, изымать бумаги и выставлять охрану. Естественно из «возмущенных» и «национально мыслящих» граждан. А чтобы спикер вовремя подал в отставку в него надо пострелять по дороге. Чтобы в правильном направлении ехал и в правильном направлении думал. Чтобы у него теперь было много времени – подумать.
Чтобы г-н Сикорский и дальше видел только хорошее, я еще раз процитирую. «Как сообщает активист Майдана и журналист Богдан Буткевич, в аэропорту Жуляны представителями отрядов самообороны Майдана (это новая организация «небезразличных» граждан) задержан при попытке бегства из страны (!!!) народный депутат Владимир Медяник. Охрана депутата разбежалась, а сам он был отправлен под конвоем (это новый вид европейской демократии в Украине) на работу, в Верховную раду». И, наконец, в качестве информационного итога дня. «Разъяренные граждане поймали Нестора Шуфрича на выходе из Верховной рады.
Кличко призвал активистов не чинить самосуд над Шуфричем. При этом Кличко подчеркнул, что Шуфрич два дня голосовал вместе с остальными народными депутатами за принятие важных решений».
У меня к г-ну Сикорскому 2 вопроса. Первый. А если бы Шуфрич не голосовал два дня? Тогда все? Второй. Я разглядел на подписанном вчера документе гарантии от евротройки. Почему-то мне хотелось верить, что в Европе играют по правилам.
Впервые после войны к власти пришли национал-радикалы при поддержке вооруженных национал-экстремистов. Как пишет (несоветский) учебник политологии, «все признаки переворота налицо». И обеспечила этот переворот евротройка, придав соглашениям 21 февраля видимость законности и не сделав ничего, чтобы помешать «новой власти» немедленно использовать вчерашний документ для других целей.
Десятки сломанных памятников – это тоже из европейской практики. Только несколько более раннего времени, и, мне кажется, что г-н Штайнмайер вовсе не хотел бы аналогий. Они для него слишком болезненны, и, скорее всего, ему не будут приятны. Так почему же нельзя там, а можно у нас.
Ответ простой. Простой до неприличия. «Национальная революция» (также как это и было в 1920–30-е гг.) – это «демократия для стран второго сорта». «Пряник», который получает часть элиты, чтобы другой (меньшей) части достался вполне «настоящий кнут». А потешный украинизм – это такой жупел. Чтобы отделять чистых, средне чистых и неприкасаемых.
Только следует помнить, что революции очень любят пожирать своих детей. Иногда революции оказываются слишком хищными и съедают еще и родителей. Нам всем не хотелось бы это видеть, но надо понять. Грустный финал сегодня стал ближе. Значительно ближе.