Владимир Дворкин, Алексей Арбатов в «Прямой речи»
Действующая военная доктрина, принятая в 2010 году президентом Медведевым, не содержит ничего такого, что следовало бы изменять в нынешней обстановке в связи с украинским кризисом. С точки зрения вызовов и угроз там есть всё: приближение инфраструктуры НАТО к границам России, глобальная угроза ПРО, возможность создания недружественной коалиции, оговорены все условия применения ядерного оружия. Также там сказано, что Россия придерживается международных договоров, и, возможно, именно здесь последуют какие-то изменения и будет рассматриваться целесообразность участия в каких-то соглашениях. Но я знаю эту доктрину очень хорошо, и, с моей точки зрения, там уже оговорены все угрозы, которые представлены сейчас, а в 2010 году, возможно, как раз отсутствовали.
В советский период военная доктрина была абсолютно схоластическим документом о то, что СССР — оплот мира и прогресса, который ни на кого не собирается нападать, но если какой-то враг посягнет, то ему будет нанесён сокрушительный удар и тому подобное. Это была чисто идеологическая бумага. Новая военная доктрина была принята в 90-е годы, скорректирована в 2010, и это уже рабочие инструменты. Там, конечно, очень много лишнего из разряда военной теории: определение военного конфликта, уставные положения, относящиеся, скорее, к хрестоматиям военных академиях. Это пространные документы, ни у кого не хватает терпения, чтобы прочитать их от начала до конца. Но кое-какие положения там были вполне доктринальные, это тот же профиль творчества, который представлен военными доктринами США или НАТО. И сам по себе документ 2010 года был вполне удачным экспериментом, хотя и не совпадавшим с внешней политикой того времени.
Но с учётом изменившейся ситуации было решено и таким образом просигнализировать Западу, что Россия готова к открытой конфронтации. В 2010 году отношения России и Запада были наиболее тёплыми за последние 15 лет. Был подписан договор СНВ, президент Медведев выдвинул концепцию партнёрства и модернизации, которая предусматривала переориентирование российской промышленности на западные высокие технологии и предполагала большие инвестиции. То есть речь шла об очень тесном сотрудничестве. Но военные были начеку, и в том же году выпустили военную доктрину, где из 11 основных опасностей как минимум половина относилась к странам НАТО, то есть к государствам, от которых Россия рассчитывала получать серьёзную помощь для развития своей экономики.
Сейчас, 4 года спустя, все эти опасности, предвосхищенные отечественной военной мыслью, реализовались. Руководство НАТО открыто заявляет, что мы более не партнёры и не союзники, ни о каком плане модернизации с помощью Запада речь не идёт, наоборот, идёт опора на собственные силы, военно-промышленный комплекс — локомотив экономического развития, как было в СССР, евразийство, поворот на Восток и так далее. Ситуация коренным образом изменилась. В 2010 г. военная доктрина не соответствовала экономической и внешней политике, а сейчас она оказалась адекватна новой реальности. Поэтому что-то серьёзное менять там не придётся, но, возможно, надо будет как-то усилить те положения, где говорится, что НАТО продвигается вплотную к нашим границам, создаёт базы, проводит учения, расширяется на новые страны, пытается «оторвать» Украину.
Могут быть вставлены и какие-то пугающие фразы относительно ядерного оружия. В предыдущей доктрине задачи ядерного оружия были обозначены очень скупо, без излишеств. Не было никаких разговоров относительно возможности ограниченной ядерной войны, гибких способов применения этого типа оружия, демонстрационных ударов. А сейчас эти экспериментальные концепции могут вспомнить и использовать, чтобы посильнее попугать, продемонстрировать, что Россия готова пойти на ограниченное применение ядерного оружия.