ВЫСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СМИ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ С.В.ЛАВРОВА
О взаимодействии Москвы и Пекина
Уважаемые дамы и господа,
Приятно находиться в этом прекрасном месте, любоваться неповторимой природой этой провинции. Получили искреннее удовольствие от пейзажей, но, смею вас заверить, что это не помешало предельно деловому, конкретному характеру наших переговоров. Они прошли в традиционно дружественной, доверительной атмосфере.
В очередной раз четко констатировали, что Россия и Китай, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, продолжают тесно и плодотворно сотрудничать в практических областях, на международной арене, по сути, по всем направлениям, определённым в качестве приоритетных в ходе контактов Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина.
Будем и далее укреплять отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Предметно обсудили пути дальнейшего продвижения практической кооперации в условиях существующих эпидемиологических ограничений.
Особое внимание уделили вопросам подготовки российско-китайских контактов на высшем и высоком уровнях. Передали партнерам проект совместного заявления глав государств к 20-летию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
С совпадающих позиций сверились по ключевым проблемам современности. Москва и Пекин выступают за выстраивание межгосударственных отношений на принципах взаимного уважения и учета интересов друг друга, справедливости, невмешательства во внутренние дела. Мы отвергаем геополитические игры с «нулевой суммой», односторонние нелегитимные санкции, к которым все чаще прибегают наши западные коллеги.
У нас единое мнение о том, что российско-китайское внешнеполитическое взаимодействие остается важнейшим фактором в мировых делах. Отметили деструктивный характер намерений США, опираясь на военно-политические союзы времен «холодной войны» и создавая новые закрытые альянсы в том же духе, подорвать ООНоцентричную международно-правовую архитектуру. Подчеркнули, что на фоне активных попыток Запада продвигать свою концепцию «миропорядка, основанного на правилах» все более актуальными становятся совместные усилия России, Китая и в целом самого широкого круга стран по сохранению современной системы международного права.
Дали высокую оценку достигнутому уровню координации на различных многосторонних площадках — ООН, «Группа двадцати», ШОС, БРИКС, РИК, АТЭС, а также ВАС и другие созданные на основе АСЕАН структуры регионального взаимодействия. Затронули ход подготовки саммита государств – постоянных членов СБ ООН, инициатива организации которого была выдвинута Президентом В.В.Путиным и активно поддержана Председателем Си Цзиньпином.
Как уже сказал Министр Ван И, мы подписали совместное заявление, в котором отражены взгляды России и Китая на такие актуальные вопросы, как демократия, права человека, международное право и необходимость коллективных подходов к решению мировых проблем.
Подписали ежегодный план межмидовских консультаций. Он предусматривает проведение в течение нынешнего года многочисленных контактов на уровне заместителей министров иностранных дел, руководителей соответствующих департаментов для предметного обсуждения широкого спектра вопросов глобальной и региональной повестки дня.
Еще раз хочу от имени нашей делегации выразить искреннюю признательность китайским друзьям за гостеприимство и содержательную совместную работу.
Вопрос: Как Россия планирует уходить от использования контролируемых Западом международных платежных систем? Есть ли конкретные договоренности с Китаем по созданию общей системы в противовес западным? На базе чего она может быть создана – российская карта «Мир» или китайская система «Юнион Пэй»?
С.В.Лавров: Эта работа ведется уже достаточно давно по разным направлениям. У нас есть собственная система передачи финансовых сообщений. Соответствующие финансовые ведомства России и Китая рассчитывают расширять ее применение.
Уже не один год стараемся все большую долю товарооборота переводить на расчеты в национальных валютах. Соответствующий механизм есть, достаточно успешно работает. В торговле с другими крупными партнерами тоже переходим на национальную валюту.
Это веление времени. Те, кто создал нынешнюю валютно-финансовую систему в мире, вдруг решили, что они недовольны тем, как другие страны, в частности Китай, пользуются этой системой. КНР обыгрывает Запад на его же поле. Именно поэтому сейчас такая реакция со стороны США. Об этом Ван И подробно сказал. Нельзя вести дела в мире путем ультиматумов и санкций, принуждая другие страны к поведению, которое от них ожидают. У нас есть пословица: «насильно мил не будешь». США, к сожалению, ее не выучили и действуют с противоположных позиций.
Убежден, что Россия и Китай будут делать все, чтобы быть в безопасности и не подвергаться угрозам со стороны недружественно настроенных по отношению к нашим странам государств. В том числе это касается путей ведения торговли, взаимных расчетов и всего остального, что делает нас более сильными.
Вопрос (перевод с китайского, адресован Ван И): Китайскую и российскую вакцины доставляют в десятки стран мира. Существуют необоснованные рассуждения о том, что Китай продвигает «вакцинную дипломатию», а Россия пытается увеличить собственное влияние. Как Вы можете это прокомментировать?
С.В.Лавров (добавляет после Ван И): Полностью поддерживаю то, что сказал Ван И. С самого начала пандемии Россия и Китай являли собой образец открытости, сотрудничества, взаимопомощи. Это взаимодействие продолжается, в том числе в сфере производства и распространения вакцин. Наши соответствующие учреждения находятся в контакте по этим вопросам.
22 марта с.г. Президент России В.В.Путин проводил совещание по проблеме производства и распространения вакцины. Он четко высказался за то, чтобы в этих вопросах все руководствовались исключительно соображениями гуманности, интересами спасения жизней, а не геополитическими и не коммерческими подходами к преодолению конкуренции. Это абсолютно необходимо помнить всем, в том числе нашим партнерам на Западе, которые пытаются выставить Россию и Китай в качестве авантюристов на ниве «вакцинной дипломатии». Это не соответствует действительности.
Вопрос: Китай и Россия находятся под санкционным давлением со стороны западных стран, как США, так и Евросоюза. Планируют ли страны обмениваться опытом противостояния им? Насколько оправдано мнение, что напряженные отношения обеих стран с западными державами заставляют их все больше сближаться друг с другом?
С.В.Лавров: Что касается санкций и реакции России и Китая на эти нелегитимные односторонние рестрикции, то сегодня уже говорили об этом. У нас единое понимание неприемлемости подобного рода методов в международной жизни. Неоднократно фиксировали позицию на этот счет, в том числе в подписанном Совместном заявлении. Убежден, что в документе, который одобрят наши лидеры по случаю 20-летия Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, эта тема тоже четко и недвусмысленно прозвучит.
Помимо принципиальных подходов, излагаемых в публичных документах, тесно сотрудничаем со многими странами в ООН, противодействуя такого рода практике. Напомню, в ООН существует позиция специального докладчика по вопросам односторонних рестрикций. Это уже достаточно серьезный практический шаг по разъяснению неприемлемости такой политики. США, Европа и Запад в целом, по сути дела, подменяют дипломатию, искусство которой они утрачивают, этими шагами по навязыванию всем другим своих правил. По их мнению, они должны лежать в основе миропорядка, а не международное право. Санкции – один из видов таких правил.
Россия и Китай дружат не против кого бы то ни было. Наша страна географически расположена на огромном пространстве евразийского континента. Китай – наш добрый сосед, Европейский Союз – тоже. Всегда были заинтересованы в продвижении отношений по всем азимутам. Европа эти отношения разорвала, разрушив все механизмы, создаваемые многие годы. Остались только отдельные европейские страны-партнеры, которые хотят руководствоваться своими национальными интересами.
Это объективно ведет к тому, что сотрудничество России с Китаем развивается быстрее чем то, что осталось от отношений с европейскими странами. Подчеркну, с ЕС как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура уничтожена односторонними решениями Брюсселя. Если и когда со стороны европейцев будет сочтено целесообразным устранить эту аномалию в контактах со своим крупнейшим соседом, будем готовы на основе равноправия и поиска баланса интересов наращивать отношения. Но пока на западном фронте без перемен, а на Востоке очень интенсивная повестка дня, которая с каждым годом становится все богаче.