Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Новости

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на III Московской конференции по международной безопасности

27.05.2014 – 11:50 Комментарии

Сергей Лавров

| МИД

Уважаемый Сергей Кужугетович,

Дамы и господа, коллеги,

Организованная Министерством обороны Российской Федерации очередная, уже третья международная конференция по международной безопасности предоставляет хорошую возможность для оценки происходящих в мире событий и формирования стратегического взгляда на глобальное развитие в его различных аспектах.

lavrov-2705

Повестка дня конференции предлагает сосредоточиться прежде всего на перспективах урегулирования конфликтов в регионах Ближнего, Среднего Востока и Южной Азии как создающих серьезные риски для международной безопасности и стабильности. К сожалению, в последние месяцы эта острейшая проблематика оказалась как бы в тени кризиса на Украине. Другими словами, европейский континент, который породил в минувшем столетии две глобальные военные катастрофы, вместо того, чтобы демонстрировать всему миру пример мирного развития и широкого сотрудничества, вновь перетягивает на себя главное внимание международного сообщества в том, что касается кризисного регулирования.

Такое положение дел не может не беспокоить, тем более, что оно является не проявлением случайного стечения обстоятельств, а скорее закономерным результатом развития событий в Европе за последние двадцать пять лет. Наши западные партнеры не воспользовались поистине историческим шансом построения Большой Европы без разделительных линий и предпочли привычную логику передвижения на Восток подконтрольного им геополитического пространства. По сути это означало, пусть и в более мягкой форме, линию на сдерживание России.

Этот курс осуществлялся, несмотря на настойчивые призывы российской стороны взяться, наконец, за практическую работу по созданию в Евро-Атлантике общего пространства мира, безопасности и стабильности в соответствии с принятыми на высшем уровне декларациями. Вместо того, чтобы заняться продвижением естественной, идущей от жизни задачи гармонизации интеграционных процессов в Европе и Евразии, были предприняты попытки поставить государства на постсоветском пространстве перед жестким выбором между Западом и Востоком – либо с нами, либо против нас. В хрупкой внутриполитической ситуации на Украине такого давления оказалось достаточно, чтобы спровоцировать масштабный кризис государственности в этой стране.

Если мы все искренне хотим помочь украинскому народу преодолеть этот кризис, то необходимо решительно отказаться от пресловутых «игр с нулевым результатом», от поощрения ксенофобских, неонацистских настроений, от опасного комплекса превосходства, который Г.Шмидт недавно назвал «манией величия», характеризуя политику ЕС в отношении Украины. И если есть желание избежать повторения подобных кризисов в будущем, то из событий на Украине необходимо извлечь правильный урок и как можно скорее приступить к практической реализации принципов равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике и созданию условий для формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, как это предложил Президент Российской Федерации В.В.Путин.

К сожалению, схемы, основанные на отстаивании собственной исключительности, использовании двойных стандартов, стремлении извлекать односторонние геополитические выходы из кризисных ситуаций, широко применяются не только в Европе, но и в других регионах. Это подрывает эффективность усилий по урегулированию кризисов. В схожих ситуациях используются совершенно разные подходы. По сути, одним и тем же силам в каком-то случае оказывается поддержка, как это было в Ливии, когда наши натовские коллеги активно поддерживали противников режима, а в других случаях им оказывается вооруженное сопротивление, они объявляются террористами, как это стало в Мали, где те же самые люди, которые свергали М.Каддафи, противостояли сначала французам, а затем и другим международным контингентам. В результате у сторон внутригосударственных конфликтов возникает искушение инспирировать вооруженное вмешательство извне для достижения своих целей, которые зачастую не имеют ничего общего с борьбой за демократию и права человека.

Очевидный ущерб международной стабильности наносят операции по смене режимов в суверенных государствах, инициированные извне разного рода «цветные революции». Попытки навязывать другим народам собственные рецепты внутренних преобразований, не учитывающие их традиции и национальные особенности, заниматься «экспортом демократии» оказывают деструктивное воздействие на международные отношения и оборачиваются умножением горячих точек на карте мира.

Острота вызовов региональной и международной стабильности, генерируемых различными региональными кризисами, не снижается. Напряженным остается положение в Афганистане, где сохраняется угроза дальнейшего ухудшения ситуации в сфере безопасности после вывода международных сил. Талибы объявили о начале очередного «летнего наступления». Вызывает обеспокоенность деградация обстановки в северных афганских провинциях, откуда террористическая активность перетекает в сопредельные страны Центральной Азии и в страны, которые являются союзниками Российской Федерации.

Полагаем, что при планировании новой миссии НАТО, которой предстоит получить одобрение СБ ООН, необходимо учитывать всю совокупность факторов, влияющих на ситуацию в Афганистане. Особое внимание следует уделить афганской наркоугрозе. Что касается судьбы соглашения о сотрудничестве между ИРА и США в сфере безопасности, то рассчитываем, что новый Президент Афганистана примет решение по данному вопросу, исходя из интересов афганского народа и общерегиональной стабильности.

Содействие Афганистану продолжится и по линии ШОС, где в качестве членов или наблюдателей представлены все его соседи, а сам Афганистан является наблюдателем в данной Организации. Будут задействованы также потенциал и практический опыт ОДКБ.

Что касается Ближнего Востока и Северной Африки, то Россия последовательно поддерживает стремление народов этого региона к лучшей жизни, к тому, чтобы обеспечить осуществление демократических реформ и выйти на путь устойчивого развития. При этом очевидна предпочтительность эволюционных, ненасильственных преобразований при опоре на диалог, нацеленный на достижение общенационального согласия.

Мы – за то, чтобы во всех случаях действовать коллективно. Именно совместные действия позволили продвинуться вперед по иранской ядерной программе, химическому разоружению Сирии.

Считаем безальтернативным мирное разрешение сирийского кризиса. Контрпродуктивны попытки использовать гуманитарный кризис или иные аспекты конфликта для обоснования внешнего силового вмешательства. Такие попытки предпринимаются. Вчера, наши западные партнеры в СБ ООН поставили на голосование проект резолюции, который, со ссылкой на гуманитарный кризис в Сирии, предлагал подвести эту ситуацию под Главу VII Устава ООН. Нет никаких сомнений в том, что это было бы первым шагом для обоснования внешнего вмешательства – это было понятно из комментариев, которые соавторы этой резолюции делали в СБ ООН. Прекрасно понимая, какой опасностью это чревато, Россия и Китай наложили вето на эту резолюцию, она не прошла.

Выступаем за возобновление женевского переговорного процесса, за продолжение межсирийского диалога в соответствии с согласованной повесткой дня, первым пунктом которой значится прекращение насилия и борьба с терроризмом. Напомню, что в прошлом году в Лох-Эрне на саммите «восьмерки» лидеры восьми государств приняли Заявление, в котором сирийское правительство и оппозиция призываются к тому, чтобы они объединили усилия в борьбе с терроризмом, без каких-либо условий. Следовать этому обязательству, принятом на себя государствами «восьмерки» необходимо на практике, чего мы и добиваемся. Это особенно актуально, учитывая распространение активности террористических группировок, действующих в Сирии, на территории Ирака, Ливана и других государств.

При обсуждении между сирийскими сторонами вопросов переходного периода речь должна идти о поиске компромиссов на основе взаимного согласия, а не об ультимативных требованиях смены режима. Важный момент: необходимо обеспечить по-настоящему представительный характер делегации оппозиционных групп на переговорах с правительством.

К сожалению, пока наши западные коллеги и некоторые страны региона Северной Африки и Ближнего Востока не согласны с тем, что пора возобновить усилия по проведению переговоров и продолжают делать ставку на военные решения. Убежден, что этот пусть бесперспективен. Мы в свою очередь предлагаем использовать позитивный опыт локальных перемирий на примере освобождения г.Хомса от боевиков на основе договоренностей между ними и правительственными силами. Убеждены, что эта практика может успешно распространиться и на другие регионы. Для этого нужна поддержка внешних игроков, и они должны признать, что режим, который они обвиняют во всех бедах, пользуется широкой поддержкой значительной части населения. Иного пути, кроме как диалога с участием правительства Б.Асада, нет и быть не может.

Растет беспокойство по поводу развития обстановки в Ливии. Очевидно, что ситуация в этой стране зашла в тупик, и никто из «друзей» Ливии в одиночку ее оттуда вывести не может. Окончательный распад страны привел бы к образованию еще одного очага постоянной напряженности и угроз в Сахаро-Сахельской зоне.

Через несколько дней должны состояться президентские выборы в Египте. Поддерживаем настрой египетского руководства на последовательную реализацию «дорожной карты» политического процесса. Заинтересованы в том, чтобы Египет продолжал играть стабилизирующую роль на Ближнем Востоке, в арабском и исламском мире, вносил вклад в укрепление региональной безопасности и стабильности, весомо содействовал решению проблем ближневосточного урегулирования.

Убеждены, что необходимость адекватного реагирования на развитие ситуации в различных странах региона не должна отвлекать внимание от задачи урегулирования арабо-израильского конфликта. Сейчас важно сохранить шансы на возобновление палестино-израильских переговоров. Опыт последнего года показал, что и здесь односторонних усилий недостаточно и надо возвращаться к коллективной работе с целью добиться всеобъемлющего, справедливого, прочного решения палестинской проблемы на имеющейся международно-правовой основе, призванного обеспечить безопасность, добрососедство и достойное будущее народам Палестины, Израиля и всех других стран региона.

В ситуации, когда на всех направлениях кризисного регулирования настоятельно требуются совместные усилия, трудно понять логику тех, кто принимает решения об ограничении сотрудничества с Россией в деле реагирования на общие вызовы и угрозы. Можно, разумеется, пойти по пути сворачивания взаимодействия, но вряд ли это будет способствовать борьбе с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, преодолению последствий природных и техногенных катастроф, созданию заслонов на пути экстремизма. Кроме того, как отмечает глава Международного валютного фонда К.Лагард в своем недавнем интервью, цитирую: «новая «холодная война» между Россией и Западом не означала бы ничего хорошего для финансовой стабильности, глобализации и свободной торговли, то есть всего того, что мы считаем необходимым для улучшения стандартов жизни в мире».

Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул на днях, что в качестве модели межгосударственных отношений может рассматриваться российско-китайское взаимодействие, основанное на уважении взаимных интересов и эффективной работе на благо народов своих стран и всего международного сообщества. Именно на таком фундаменте должна выстраиваться новая полицентричная система международных отношений во всех ее компонентах, включая многостороннее сотрудничество по укреплению региональной стабильности.

Позитивную роль могло бы сыграть согласование общих принципов кризисного регулирования, которые не допускали бы двойных стандартов. В рамках ОДКБ мы уже несколько лет продвигаем эту инициативу с тем, чтобы выработать такой перечень принципов кризисного реагирования. Имею в виду прежде всего подтверждение главной ответственности ООН за поддержание международного мира и безопасности, опору на базовые принципы международного права, обеспечение надежной защиты гражданского населения, признание законных интересов всех сторон конфликта, организацию инклюзивного общенационального диалога между ними, учет интересов всех политических, этнических и конфессиональных групп.

Основой усилий по содействию урегулированию кризисных ситуаций должно быть уважение права народов самостоятельно, без вмешательства извне определять свою судьбу. Равноправное партнерство между различными культурами и цивилизациями является ключевым условием справедливого, демократического мироустройства, к которому, я надеюсь и убежден, все мы стремимся.

Спасибо за внимание. Желаю участникам конференции успешной и плодотворной работы.

Уважаемый Сергей Кужугетович,

Дамы и господа, коллеги,

Организованная Министерством обороны Российской Федерации очередная, уже третья международная конференция по международной безопасности предоставляет хорошую возможность для оценки происходящих в мире событий и формирования стратегического взгляда на глобальное развитие в его различных аспектах.

Повестка дня конференции предлагает сосредоточиться прежде всего на перспективах урегулирования конфликтов в регионах Ближнего, Среднего Востока и Южной Азии как создающих серьезные риски для международной безопасности и стабильности. К сожалению, в последние месяцы эта острейшая проблематика оказалась как бы в тени кризиса на Украине. Другими словами, европейский континент, который породил в минувшем столетии две глобальные военные катастрофы, вместо того, чтобы демонстрировать всему миру пример мирного развития и широкого сотрудничества, вновь перетягивает на себя главное внимание международного сообщества в том, что касается кризисного регулирования.

Такое положение дел не может не беспокоить, тем более, что оно является не проявлением случайного стечения обстоятельств, а скорее закономерным результатом развития событий в Европе за последние двадцать пять лет. Наши западные партнеры не воспользовались поистине историческим шансом построения Большой Европы без разделительных линий и предпочли привычную логику передвижения на Восток подконтрольного им геополитического пространства. По сути это означало, пусть и в более мягкой форме, линию на сдерживание России.

Этот курс осуществлялся, несмотря на настойчивые призывы российской стороны взяться, наконец, за практическую работу по созданию в Евро-Атлантике общего пространства мира, безопасности и стабильности в соответствии с принятыми на высшем уровне декларациями. Вместо того, чтобы заняться продвижением естественной, идущей от жизни задачи гармонизации интеграционных процессов в Европе и Евразии, были предприняты попытки поставить государства на постсоветском пространстве перед жестким выбором между Западом и Востоком – либо с нами, либо против нас. В хрупкой внутриполитической ситуации на Украине такого давления оказалось достаточно, чтобы спровоцировать масштабный кризис государственности в этой стране.

Если мы все искренне хотим помочь украинскому народу преодолеть этот кризис, то необходимо решительно отказаться от пресловутых «игр с нулевым результатом», от поощрения ксенофобских, неонацистских настроений, от опасного комплекса превосходства, который Г.Шмидт недавно назвал «манией величия», характеризуя политику ЕС в отношении Украины. И если есть желание избежать повторения подобных кризисов в будущем, то из событий на Украине необходимо извлечь правильный урок и как можно скорее приступить к практической реализации принципов равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике и созданию условий для формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, как это предложил Президент Российской Федерации В.В.Путин.

К сожалению, схемы, основанные на отстаивании собственной исключительности, использовании двойных стандартов, стремлении извлекать односторонние геополитические выходы из кризисных ситуаций, широко применяются не только в Европе, но и в других регионах. Это подрывает эффективность усилий по урегулированию кризисов. В схожих ситуациях используются совершенно разные подходы. По сути, одним и тем же силам в каком-то случае оказывается поддержка, как это было в Ливии, когда наши натовские коллеги активно поддерживали противников режима, а в других случаях им оказывается вооруженное сопротивление, они объявляются террористами, как это стало в Мали, где те же самые люди, которые свергали М.Каддафи, противостояли сначала французам, а затем и другим международным контингентам. В результате у сторон внутригосударственных конфликтов возникает искушение инспирировать вооруженное вмешательство извне для достижения своих целей, которые зачастую не имеют ничего общего с борьбой за демократию и права человека.

Очевидный ущерб международной стабильности наносят операции по смене режимов в суверенных государствах, инициированные извне разного рода «цветные революции». Попытки навязывать другим народам собственные рецепты внутренних преобразований, не учитывающие их традиции и национальные особенности, заниматься «экспортом демократии» оказывают деструктивное воздействие на международные отношения и оборачиваются умножением горячих точек на карте мира.

Острота вызовов региональной и международной стабильности, генерируемых различными региональными кризисами, не снижается. Напряженным остается положение в Афганистане, где сохраняется угроза дальнейшего ухудшения ситуации в сфере безопасности после вывода международных сил. Талибы объявили о начале очередного «летнего наступления». Вызывает обеспокоенность деградация обстановки в северных афганских провинциях, откуда террористическая активность перетекает в сопредельные страны Центральной Азии и в страны, которые являются союзниками Российской Федерации.

Полагаем, что при планировании новой миссии НАТО, которой предстоит получить одобрение СБ ООН, необходимо учитывать всю совокупность факторов, влияющих на ситуацию в Афганистане. Особое внимание следует уделить афганской наркоугрозе. Что касается судьбы соглашения о сотрудничестве между ИРА и США в сфере безопасности, то рассчитываем, что новый Президент Афганистана примет решение по данному вопросу, исходя из интересов афганского народа и общерегиональной стабильности.

Содействие Афганистану продолжится и по линии ШОС, где в качестве членов или наблюдателей представлены все его соседи, а сам Афганистан является наблюдателем в данной Организации. Будут задействованы также потенциал и практический опыт ОДКБ.

Что касается Ближнего Востока и Северной Африки, то Россия последовательно поддерживает стремление народов этого региона к лучшей жизни, к тому, чтобы обеспечить осуществление демократических реформ и выйти на путь устойчивого развития. При этом очевидна предпочтительность эволюционных, ненасильственных преобразований при опоре на диалог, нацеленный на достижение общенационального согласия.

Мы – за то, чтобы во всех случаях действовать коллективно. Именно совместные действия позволили продвинуться вперед по иранской ядерной программе, химическому разоружению Сирии.

Считаем безальтернативным мирное разрешение сирийского кризиса. Контрпродуктивны попытки использовать гуманитарный кризис или иные аспекты конфликта для обоснования внешнего силового вмешательства. Такие попытки предпринимаются. Вчера, наши западные партнеры в СБ ООН поставили на голосование проект резолюции, который, со ссылкой на гуманитарный кризис в Сирии, предлагал подвести эту ситуацию под Главу VII Устава ООН. Нет никаких сомнений в том, что это было бы первым шагом для обоснования внешнего вмешательства – это было понятно из комментариев, которые соавторы этой резолюции делали в СБ ООН. Прекрасно понимая, какой опасностью это чревато, Россия и Китай наложили вето на эту резолюцию, она не прошла.

Выступаем за возобновление женевского переговорного процесса, за продолжение межсирийского диалога в соответствии с согласованной повесткой дня, первым пунктом которой значится прекращение насилия и борьба с терроризмом. Напомню, что в прошлом году в Лох-Эрне на саммите «восьмерки» лидеры восьми государств приняли Заявление, в котором сирийское правительство и оппозиция призываются к тому, чтобы они объединили усилия в борьбе с терроризмом, без каких-либо условий. Следовать этому обязательству, принятом на себя государствами «восьмерки» необходимо на практике, чего мы и добиваемся. Это особенно актуально, учитывая распространение активности террористических группировок, действующих в Сирии, на территории Ирака, Ливана и других государств.

При обсуждении между сирийскими сторонами вопросов переходного периода речь должна идти о поиске компромиссов на основе взаимного согласия, а не об ультимативных требованиях смены режима. Важный момент: необходимо обеспечить по-настоящему представительный характер делегации оппозиционных групп на переговорах с правительством.

К сожалению, пока наши западные коллеги и некоторые страны региона Северной Африки и Ближнего Востока не согласны с тем, что пора возобновить усилия по проведению переговоров и продолжают делать ставку на военные решения. Убежден, что этот пусть бесперспективен. Мы в свою очередь предлагаем использовать позитивный опыт локальных перемирий на примере освобождения г.Хомса от боевиков на основе договоренностей между ними и правительственными силами. Убеждены, что эта практика может успешно распространиться и на другие регионы. Для этого нужна поддержка внешних игроков, и они должны признать, что режим, который они обвиняют во всех бедах, пользуется широкой поддержкой значительной части населения. Иного пути, кроме как диалога с участием правительства Б.Асада, нет и быть не может.

Растет беспокойство по поводу развития обстановки в Ливии. Очевидно, что ситуация в этой стране зашла в тупик, и никто из «друзей» Ливии в одиночку ее оттуда вывести не может. Окончательный распад страны привел бы к образованию еще одного очага постоянной напряженности и угроз в Сахаро-Сахельской зоне.

Через несколько дней должны состояться президентские выборы в Египте. Поддерживаем настрой египетского руководства на последовательную реализацию «дорожной карты» политического процесса. Заинтересованы в том, чтобы Египет продолжал играть стабилизирующую роль на Ближнем Востоке, в арабском и исламском мире, вносил вклад в укрепление региональной безопасности и стабильности, весомо содействовал решению проблем ближневосточного урегулирования.

Убеждены, что необходимость адекватного реагирования на развитие ситуации в различных странах региона не должна отвлекать внимание от задачи урегулирования арабо-израильского конфликта. Сейчас важно сохранить шансы на возобновление палестино-израильских переговоров. Опыт последнего года показал, что и здесь односторонних усилий недостаточно и надо возвращаться к коллективной работе с целью добиться всеобъемлющего, справедливого, прочного решения палестинской проблемы на имеющейся международно-правовой основе, призванного обеспечить безопасность, добрососедство и достойное будущее народам Палестины, Израиля и всех других стран региона.

В ситуации, когда на всех направлениях кризисного регулирования настоятельно требуются совместные усилия, трудно понять логику тех, кто принимает решения об ограничении сотрудничества с Россией в деле реагирования на общие вызовы и угрозы. Можно, разумеется, пойти по пути сворачивания взаимодействия, но вряд ли это будет способствовать борьбе с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, преодолению последствий природных и техногенных катастроф, созданию заслонов на пути экстремизма. Кроме того, как отмечает глава Международного валютного фонда К.Лагард в своем недавнем интервью, цитирую: «новая «холодная война» между Россией и Западом не означала бы ничего хорошего для финансовой стабильности, глобализации и свободной торговли, то есть всего того, что мы считаем необходимым для улучшения стандартов жизни в мире».

Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул на днях, что в качестве модели межгосударственных отношений может рассматриваться российско-китайское взаимодействие, основанное на уважении взаимных интересов и эффективной работе на благо народов своих стран и всего международного сообщества. Именно на таком фундаменте должна выстраиваться новая полицентричная система международных отношений во всех ее компонентах, включая многостороннее сотрудничество по укреплению региональной стабильности.

Позитивную роль могло бы сыграть согласование общих принципов кризисного регулирования, которые не допускали бы двойных стандартов. В рамках ОДКБ мы уже несколько лет продвигаем эту инициативу с тем, чтобы выработать такой перечень принципов кризисного реагирования. Имею в виду прежде всего подтверждение главной ответственности ООН за поддержание международного мира и безопасности, опору на базовые принципы международного права, обеспечение надежной защиты гражданского населения, признание законных интересов всех сторон конфликта, организацию инклюзивного общенационального диалога между ними, учет интересов всех политических, этнических и конфессиональных групп.

Основой усилий по содействию урегулированию кризисных ситуаций должно быть уважение права народов самостоятельно, без вмешательства извне определять свою судьбу. Равноправное партнерство между различными культурами и цивилизациями является ключевым условием справедливого, демократического мироустройства, к которому, я надеюсь и убежден, все мы стремимся.

Спасибо за внимание. Желаю участникам конференции успешной и плодотворной работы.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>