Вышел новый учебник Владимира Овчинского «Криминология цифрового мира»
| Московское Бюро по Правам Человека
Учебник «Криминология цифрового мира» (М.: Норма, Инфра-М), подготовленный доктором юридических наук, заслуженным юристом России Владимиром Овчинским, представляет интерес не только для магистрантов, специализирующихся в области криминологии и информационной безопасности, но и для социологов, правозащитников, журналистов. Укрепляя в научном обиходе актуальные понятия современной медийной эпохи («цифровой мир», «цифровая среда», «информационное общество», «цифровая экономика», «граждане цифрового мира», «цифровое неравенство»), автор заявляет целый ряд острых проблем (безработица в результате новых технологических революций, «восстание идентичностей» и др.), намечая пути их осмысления и преодоления.
Особое внимание в исследовании уделено экстремистским вызовам цифровой эры. В.Овчинский констатирует возрастание мощи небольших негосударственных групп и повышение потенциала террористов, выделяет формы и методы киберпреступности. Как отмечается в книге, многофункциональный характер любой современной технологии способствует тому, что практически одни и те же механические узлы, компьютерные программы и технологические решения могут быть использованы как в военной и гражданской, так и в преступной и террористической деятельности. При этом большинство новых высоких технологий появляется на широком рынке даже быстрее, чем у государства. «В сочетании с эффективными системами рекрутинга и телекоммуникаций это резко повышает могущество негосударственных деструктивных сил, включая повстанцев, террористов, преступников и т. п.», – указывает ученый.
Анализируя новые угрозы, В.Овчинский прибегает к опыту разведслужб США, выделивших следующие опасные вызовы:
— интегрированные образования глобального или регионального характера, в состав которых входят террористические и криминальные группировки, легальные общественные организации и религиозные микроконфессии и даже политические объединения, легальные экономические и финансовые структуры (подобные группы смогут превосходить некоторые средние и даже крупные государства, при этом действовать они будут поверх политических границ и правовых норм);
— глобальные религиозно-террористические движения типа запрещенной в РФ экстремистской организации ИГИЛ;
— локальные, в том числе небольшие, группы действия, состоящие из высокообразованных, технически компетентных профессионалов с экстремистскими убеждениями.
Как прогнозируют американские аналитики, в течение ближайших пяти лет, несмотря на военные успехи, не удастся не только победить, но и сколько-нибудь сильно ослабить терроризм. Пессимистическую перспективу выстраивает и российский криминолог.
«В ближайшие годы террористические акты будут перемещаться в киберпространство, – уверен В.Овчинский. – Это означает, что террористы все активнее будут использовать уязвимость критической инфраструктуры государственных, корпоративных и частных сетей, соединенных с «Интернетом всего», для осуществления кровопролитных террористических актов. В отличие от традиционных огневых атак подобные террористические акты чрезвычайно сложно распознать. Это, конечно же, резко дестабилизирует глобальную ситуацию… В ближней перспективе не следует ожидать, что в будущем террористические группы и сети будут продолжать действовать исключительно в физическом пространстве. Особенности киберпространства делают эту среду достаточно безопасной для хакеров, особенно малых группировок, с которыми трудно работать методами агентурного проникновения… Сопоставляя плюсы и минусы развития информационно-коммуникационных и иных технологий для террористов, приходится сделать вывод: в конкретных сложившихся условиях у террористов появляются новые возможности при снижении рисков».
Как показывает исследование, использование Интернета в экстремистских целях началось еще в 1991 г., когда был создан сайт т.н. Исламского медиацентра (IMC). Контентом ресурса стали практические советы и рекомендации боевикам. С 2000 г. главным методом, используемым сетевыми террористами и экстремистами, является пропагандистская деятельность в форме виртуальных сообщений, презентаций, журналов, теоретических работ, аудио- и видеофайлов, а также электронных игр. Общей тенденцией, охватывающей все более широкую аудиторию, является пропаганда экстремистской риторики с призывами к насильственным действиям. Кроме того, Интернет используется в качестве вербовки, подстрекательства и радикализации адептов террористических организаций. Посредством интернет-технологий происходит планирование терактов и экстремистских акций, осуществляется сбор разведданных. Также Сеть используется в качестве эффективного канала финансирования террористов. Анализ ситуации показывает, что уже сегодня существует реальная опасность применения террористами передовых разработок в сфере искусственного интеллекта, робототехники и 3D-печати.
По мнению автора книги, эффективная борьба с террористами в Интернете немыслима без создания сильных и взаимовыгодных государственно-частных партнерств. Размышляя о специфике подобных структур, ученый указывает на необходимость систематического использования опыта и технических знаний, которыми владеет частный сектор, «в том числе путем формулирования четких, понятных законов, регулирующих сотрудничество с учетом роли и обязанностей каждой из сторон»: «Такое сотрудничество также может основываться на рекомендациях по сотрудничеству, вырабатываемых совместно и реализуемых всеми заинтересованными сторонами, выразившими однозначную готовность к долгосрочной работе. В рамках эффективного сотрудничества обе стороны должны определить контактных лиц, наделенных правами и возможностями выступать от имени своей стороны. В этом отношении сотрудничество с частным сектором может быть также усилено, например, путем создания организационной структуры, позволяющей частному сектору выступать от одного лица».
В.Овчинский неоднократно подчеркивает, что важным средством борьбы с терроризмом в Сети должны стать сами индивидуальные интернет-пользователи. Таким образом, вызревает необходимость в повышении осведомленности обитателей сетевого пространства об ответственном использовании Интернета и о возможных последствиях неосторожного раскрытия личных данных. В этих целях автор учебника предлагает включить в школьную программу курс по интернет-безопасности, а затем продолжать «киберобразование» в течение всей рабочей карьеры и пенсионного возраста человека.
Кроме того, на групповом уровне автор предлагает создать для интернет-пользователей специальные системы взаимоконтроля. «Сюда необходимо включить соответствующие механизмы передачи информации и маркировки со стороны частного и (или) государственного сектора и знания о том, какую информацию необходимо направлять. Организации гражданского общества играют особую роль в этом отношении как в плане борьбы с идеями террористов, так и в плане информирования о таких преступлениях конечного пользователя и сообщения о террористическом контенте в соответствующие органы. Необходимо продолжить обсуждение ответственности пользователя, а также вопроса о том, как привлекать интернет-пользователей к оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций», – поясняет В.Овчинский.
Особая роль в укреплении устойчивости конечных пользователей к насильственному контенту отводится автором организациям гражданского общества. Последние основывают свою деятельность на допустимости, надежности и свободе действий, которых может не быть у государственных властей, особенно при борьбе с ненасильственным экстремизмом. «Их следует стимулировать к использованию социальных сетей для формулирования и распространения позитивных обращений и контрмер, противостоящих террористической пропаганде и разжиганию вражды», – предлагает юрист.
Директор МБПЧ Александр Брод: «Одним из главных выводов книги становится убеждение в том, что меры правоохранительных органов по противодействию террористам в Интернете должны быть скорее упреждающими, чем ответными. При этом они не должны применяться за счет нарушения прав человека и основных свобод».
Скачать учебник «Криминология цифрового мира»