В КИТАЕ ПРИШЛО ВРЕМЯ МЕНЯТЬ МОДЕЛЬ РОСТА
Об экономической стратегии КНР
Москва. 3 августа. INTERFAX.RU — Закончившийся недавно третий пленум ЦК Коммунистической партии Китая 20-го созыва остается в центре внимания экспертов и прессы во всем мире. Это вполне понятно, так как решения партийного форума определят путь развития Китая на ближайшее десятилетие.
Некоторые важные положения принятого документа обсуждает исследователь современного Китая, заместитель директора ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН профессор Александр Ломанов с нашим специальным корреспондентом Вячеславом Тереховым.
Первая часть беседы посвящена проблеме изменения экономической системы Китая.
«Дорожная карта» 2.0: жить как раньше уже нельзя!
— При внимательном чтении материалов пленума складывается впечатление, что это «дорожная карта» развития страны на ближайшее десятилетие с более детализированными направлениями на ближайшие пять лет. Вы согласны с таким определением?
— Сказано абсолютно точно. Я бы охарактеризовал постановление пленума как обновленный, более продвинутый вариант стратегии китайских реформ. Это созданная под руководством Си Цзиньпина «дорожная карта» развития версии 2.0. Предыдущий вариант был сформирован в прошлом десятилетии, его ключевым символическим ориентиром стало превращение Китая в современное развитое государство к 2049 году к 100-летнему юбилею создания КНР.
Теперь идет процесс уточнения промежуточных целей, выстраивания их последовательности. До середины столетия слишком далеко, впереди еще четверть века. Четко распланировать мероприятия на весь этот срок очень трудно, практически невозможно. Поэтому китайское руководство добавило в свой план 2035-й год как рубеж завершения в целом модернизации страны. На пленуме появился еще один ориентир — это 2029 год, намного более близкий к нам по времени, когда намечено выполнить основные решения в области экономических реформ.
Фундаментом стало признание того, что прежний путь развития больше не может обеспечить устойчивый рост китайской экономики. Дешевых и одновременно квалифицированных рабочих в Китае больше нет, зарплаты заметно выросли. Доступных недорогих природных ресурсов также становится все меньше. Поставки на западные рынки несложных потребительских товаров уже не могут служить надежным источником прибыли, в этой нише у Китая много конкурентов из развивающихся стран.
Исчерпание возможностей старой модели роста стало заметным уже в середине прошлого десятилетия. Политика Запада, в особенности введенные Трампом в бытность его президентом антикитайские торговые ограничения, ускорили темп перемен. Разрушаются международные производственные и сбытовые цепочки с китайским участием. Запад все более активно блокирует доступ Китая к своим передовым технологиям.
В итоге внутри страны сокращаются ряды дешевых производителей, а за ее пределами остается все меньше надежных импортеров и технологических партнеров. Единственным направлением движения вперед выступает повышение качества рабочей силы, развитие образования и науки, поддержка инновационных разработок. Китай стремится обновить производственную базу и обрести суверенитет по ключевым технологиям, которые ныне находятся в руках Запада.
Назад к пятилеткам?
— Детализация направления на пять лет в новой части «дорожной карты» означает, что в Китае опять вернулись к пятилеткам? Но если говорить о пятилетнем плане, то нельзя не заметить, что в документах пленума нет конкретных цифр и сроков.
— Постановление пленума – это не пятилетний план социально-экономического развития, который утверждает китайский парламент для последующего исполнения правительством. Партия формулирует долгосрочную комплексную стратегию развития с учетом политических приоритетов. Тут нет места для количественных показателей выпуска продукции, которыми изобиловали советские экономические планы. КПК дает базовые установки, которые касаются институтов рыночной экономики, инновационной политики, привлечения иностранных инвесторов. Все эти и многие другие направления собраны воедино в постановлении пленума.
Поиск золотой середины в «ручном» режиме
— Документ состоит из 60 пунктов, а количество предлагаемых мер достигает почти 300! В одной беседе нельзя объять необъятное, и потому я хотел бы остановиться на некоторых, как мне показалось, особенно важных его положениях. Помимо текста постановления, в Китае опубликовали «Пояснения…» Си Цзиньпина по поводу принятия этого документа. В частности, он указал на «несбалансированность нынешнего развития», отметив, что «не в полной мере упорядочены связи между правительством и рынком».
Что это означает? В Китае слишком сильны стали рыночные отношения, слишком быстро они развиваются — причем настолько быстро, что правительство теряет контроль над развитием экономики?
— Я бы охарактеризовал эти заявления через призму укорененных в традиционной китайской культуре идей поиска «золотой середины» и поддержания гармонии. С учетом специфики современной китайской системы обеспечить оптимальный баланс не так просто. Причина в том, что эту систему невозможно оценить ни через сравнения с экономиками развитых стран Запада, ни через воспоминания о плановом хозяйстве СССР. Это очень своеобразный сплав государства и рынка, а потому баланс между ними зачастую приходится устанавливать в «ручном режиме».
Китай выбрал путь модернизации без политической либерализации. Однако в экономике КНР был период, когда развитие частного бизнеса считали приоритетом, а государственные предприятия были «в загоне», на вторых ролях. Эти времена продлились с середины 1990-х примерно до начала 2010-х годов. Частное предпринимательство внесло и до сих пор вносит огромный вклад в развитие Китая. Но теперь, при Си Цзиньпине, государство усиливает присутствие в экономике. Курс на создание современной промышленной системы неотъемлем от развития крупных госпредприятий и от государственной поддержки инновационной деятельности.
Искусство «золотой середины» состоит в том, чтобы одновременно поддерживать и частный бизнес, и государственный сектор таким образом, чтобы в своем развитии они укрепляли друг друга. В 2020-2021 годах китайские власти сильно ограничили развитие крупных интернет-платформ. Западные комментаторы издевательски объяснили эту политику исконной неприязнью коммунистов к слишком богатым предпринимателям. На деле меры по борьбе с монополизмом помогли защитить права потребителей, поддержать развитие мелкого и среднего бизнеса. В итоге рыночный механизм в КНР стал более совершенным и сбалансированным.
Рулить экономической машиной «двумя руками»!
— В этом была причина обвинения китайского руководства в активной борьбе с частным бизнесом?
— Тогда растиражировали ошибочный вывод, что Си Цзиньпин настроен против частного бизнеса. На деле он, как и все китайское руководство, прекрасно понимает, что без привлечения частного предпринимательства и частного капитала построить современную систему научно-технологических разработок и передовых производств в Китае невозможно. Другое дело, что ради достижения этой цели нужны эффективные инструменты встраивания частного бизнеса в выполнение общегосударственных национальных целей. Фактически это пример тонкой ручной настройки отношений между правительством и рынком, между госсектором и частным бизнесом.
В Китае любят напоминать, что их система лучше западной потому, что у китайской экономики две «руки», а у западной — только одна. Либеральный подход уповает на всемогущество «невидимой руки» рынка. Но китайские власти не испытывают иллюзий на этот счет и сознательно дополняют ее «видимой рукой» государства. Пока Запад рулит одной «невидимой рукой», Китай управляет своей экономической машиной сразу двумя «руками». И в этом случае добиваться хороших результатов становится легче.
Но сенсации не получилось…
— В период подготовки пленума наблюдатели, особенно в прессе, все время гадали: будет сенсация или нет? Теперь документ появился. На мой взгляд, сенсацией можно считать констатацию Си Цзиньпином реального уровня развития промышленности страны. По его словам, «производственная система в основном характеризуется крупными масштабами и целостностью структуры, а не внушительной мощью и качеством». Более того, «не изменилась коренным образом ситуация, когда основные ключевые технологии находятся под чужим контролем».
Означает ли это признание того, что поступающие на рынок китайские товары все еще недостаточно качественны? И что все известные технологические достижения Китая — это результат деятельности зарубежных компаний на территории страны, раз они под «чужим контролем»?
— Речь тут вовсе не о том, что все произведенные в Китае товары плохи. Си Цзиньпин настойчиво требует от партии, от всего государственного аппарата и от исследовательских кругов трезвой оценки ситуации. Примерно до середины прошлого десятилетия в китайском экспертном сообществе царил неоправданный оптимизм по поводу достижений Китая, его способности легко и без проблем приблизиться к уровню ведущих держав. Оценивали совершенно формальные показатели: если в Китае патентов больше, чем в США, значит, Китай лидирует. Аналогичные выводы делали и на основании подсчета количества научных статей в высокорейтинговых журналах.
Но с первыми залпами американских санкций Китай столкнулся с огромными трудностями при переходе на более высокие ступени международных цепочек создания добавленной стоимости. Китай может шить великолепные кроссовки, делать качественные автомобили — не только с двигателем внутреннего сгорания, но и очень хорошие электромобили, строить современные морские суда и многое-многое другое. Все эти технологии уже есть в Китае, они освоены и постоянно совершенствуются без западного участия. Промышленность у Китая огромная по масштабу и с очень большой номенклатурой производимых товаров.
Тем не менее, Си Цзиньпин явно обеспокоен угрозой отставания от Запада в сфере новых технологий. Иными словами, Китай способен довести до наивысшего качества свои кроссовки и даже электромобили. Но если у него не будет собственных прорывных разработок в искусственном интеллекте, в биотехнологиях, в производстве микрочипов и новых материалов, он останется позади.
Как в песне: а по камешкам, все по камешкам речка быстрая бежит…
— Зарубежные эксперты часто говорят, что современный Китай утратил приверженность политике реформ, при Си Цзиньпине преобразования якобы пошли в ошибочном направлении. Реформы закончились или все еще продолжаются?
— Китайские реформы стартовали в конце 1970-х под лозунгом «мир и развитие», это ключевая формулировка Дэн Сяопина. Прежде Мао Цзэдун был уверен в неизбежности мировой войны, и потому считал главной темой эпохи войну и революцию. Однако здравый взгляд на ситуацию привел китайских реформаторов к выводу о том, что никакой большой войны не будет. И потому у Китая есть прекрасный шанс совершить экономический рывок в мирной и спокойной обстановке.
Надо отдать должное прозорливости Дэн Сяопина и его соратников — Китай этой возможностью воспользовался сполна.
Но как это было сделано? В начале реформ Китай «переходил реку, нащупывая камни», то есть двигался от плановой экономики к рынку через эксперименты, совершая ошибки и исправляя их. Теперь времена изменились, наша эпоха становится все менее мирной, и Китай остро чувствует это. Возможностей исправить крупные промахи у руководства страны остается все меньше, что многократно повышает требования к качеству стратегического планирования. Развитие остается для Китая лейтмотивом, но в партийных документах оно все чаще соседствует со словом «безопасность».
Разумеется, Китай не хочет ни войны, ни, тем более, мировой революции. Однако Пекин все более озабочен тем, как гарантировать и защитить свою национальную безопасность. Ушли в прошлое былые упования на то, что в эпоху глобализации за деньги можно купить за рубежом любую передовую технологию, с гарантированно высоким качеством и в минимальные сроки. Китай попал в ситуацию классического замкнутого круга. Чем больше американцы говорят о том, что хотят остановить его развитие и не подпустить к научно-технологическим и промышленным вершинам, тем больше Китай вкладывает средств, денег, кадров, ресурсов в собственные научно-технологические разработки для того, чтобы не отстать и не оказаться на обочине. Американцы, видя это, пугаются еще больше и дополнительно усиливают давление на Китай.
На смену системе «все купим» пришла другая: создадим самостоятельно
— Получается, что реформы в Китае продолжаются, но при этом они сильно отличаются от прежней модели развития?
— Китай всерьез озаботился наращиванием собственного инновационного потенциала. Если технологии невозможно ни купить, ни скопировать, их нужно создать своими силами. Речь идет в первую очередь о том, чтобы в руках Китая оказались современные производственные технологии, которые уже разработаны иностранцами, но которые в силу ухудшающихся отношений между Китаем и Западом становится невозможно приобрести. Если использовать привычные нам понятия, это означает стремление добиться научно-технологического и промышленного суверенитета. На пути к этой цели Китаю придется столкнуться с серьезными внешними преградами.
* * *
Москва. 4 августа. INTERFAX.RU — Мы публикуем вторую часть беседы заместителя директора ИМЭМО им. Е. М. Примакова профессора РАН Александра Ломанова с нашим специальным корреспондентом Вячеславом Тереховым, посвященную решениям третьего пленума ЦК КПК об углублении реформ для продвижения китайской модернизации. Она посвящена внешнеполитическим проблемам, стоящим на пути осуществления новых реформ.
И «черный лебедь» может прилететь, и «серый носорог» объявиться!
— Си Цзиньпин в выступлении на пленуме отметил, что Китай вступает в период развития, когда одновременно существуют и стратегические возможности, и риски, и вызовы. Он подчеркнул, что в любой момент могут возникнуть неприятные события – «черный лебедь» и «серый носорог». Но ведь об этом уже было сказано пару лет назад на съезде партии. Означает ли это, что в международной части документа обошлось без новизны, без новых направлений, и в ней содержится лишь констатация имеющегося положения?
— Пленум был посвящен экономическому развитию, проблеме модернизации Китая. Однако очевидно, что его решения окажут долгосрочное влияние на отношения Китая с окружающим миром. Напоминание о «лебеде» и «носороге» свидетельствует о значительной обеспокоенности Китая сохранением стабильности в интересах продолжения реформ. Си Цзиньпин призывает партию и всех своих соотечественников к гораздо большей внимательности и бдительности, к укреплению системы превентивного мониторинга рисков как во внутренней так и во внешней сфере. Неожиданные повороты событий не должны стать причиной существенного торможения китайского экономического развития.
Западу пока не удалось заставить Китай изменить свою экономическую политику и фактически сменить курс. Китайские лидеры понимают, что если они поддадутся на западное давление, то они ничего не выиграют, а только проиграют. Но США не намерены отступать. Их вдохновляют былые примеры успешного давления на экономических соперников, как это произошло, например, с Японией.
США не удается «японизировать» китайскую экономику
— Вы полагаете, что США хотят заставить Китай принять американские условия развития по типу договоренностей с Японией середины восьмидесятых годов прошлого века?
— Обратимся к событиям прошлого. В 1985 году Япония подписала с США соглашение об изменении курса национальной валюты по отношению к доллару. В итоге японская иена подорожала, сделанные в Японии товары утратили конкурентоспособность, а американские товары ее, напротив, повысили. Благодаря одному соглашению США удалось нейтрализовать растущий потенциал Японии как экономического соперника. Начиная с Трампа США мечтают сделать что-то подобное в отношении Китая. Полагаю, что при любом будущем американском президенте повестка дня не изменится.
Вашингтону очень хочется «японизировать» экономику Китая, то есть добиться от Пекина безоговорочных уступок, которые затормозили бы экономическое развитие КНР, избавив западных производителей от напряженной конкуренции. Полномасштабный крах китайской экономики слишком опасен для устойчивости мировой экономики, поэтому США предпочли бы для Китая долгосрочную стагнацию японского образца.
Западные доводы в пользу изменения модели экономического развития КНР хорошо известны. Постоянно говорят о том, что в Китае существуют «избыточные производственные мощности», наводняющие своей продукцией западные рынки. Они дешевы, якобы, лишь из-за государственных субсидий. Сейчас китайских товаров много и они весьма конкурентоспособны. Поэтому нужно сделать так, чтобы этих товаров стало мало, и они были как можно более дорогими.
В зарубежной экспертной среде в ходу демагогические рассуждения о том, что руководство КПК не заботится о народе, поскольку тратит слишком много денег на инвестиции в промышленность, на НИОКР, на укрепление экономической мощи Китая. Иностранцы настойчиво советуют перенаправить эти деньги на поддержку рынка недвижимости, на расширение внутреннего спроса. Пусть китайское население богатеет и покупает все что захочет.
Но ведь это калька навязанной Японии экономической политики второй половины 1980-х! Пока иена была дешевой, трудолюбивые японцы наводняли западные рынки своей первоклассной продукцией, которая в силу ценовых преимуществ прекрасно расходилась по всему миру. После изменения валютного курса японцы почувствовали себя богатеями, начались непродуманные вложения средств, на рынке недвижимости образовался огромный «пузырь». А потом стало ясно, что конкурентоспособность подорожавших японских товаров на внешних рынках бесповоротно сократилась. И тут для Японии начались те самые «потерянные десятилетия»…
Западу хочется заставить Китай сократить присутствие на внешних рынках, чтобы избавиться от конкуренции с китайскими высокотехнологичными товарами. И чем сильнее будет становиться китайская экономика, тем больше будет желание США добиться ее полной и окончательной «японизации».
Однако решения пленума разбивают эти надежды Запада в прах. Впервые на официальном уровне была утверждена цель строительства производительных сил нового качества. Это значит, что китайское государство будет вкладывать еще больше сил и ресурсов в создание передовых производств, в обретение новых технологий. Речь идет не только о самостоятельном повторении передовых технологий сегодняшнего дня, но и о рисковых венчурных вложениях в технологии будущего.
При этом в Китае вовсе не отказываются от поддержки внутреннего рынка. Уже после пленума, на заседании Политбюро ЦК КПК 30 июля 2024 года было сказано о стимулировании потребления для расширения внутреннего спроса, о дальнейшем переносе центра тяжести экономической политики в направлении улучшения народного благосостояния.
Другое дело, что Пекин не поддается на иностранные уговоры и не собирается жертвовать стратегическими целями развития ради искусственного поспешного стимулирования внутреннего потребления.
Это еще один пример «ручной настройки» развития экономики Китая.
Пряник вместо кнута
— Говоря об отношениях с зарубежными партнерами, нельзя обойти стороной еще один аспект основного документа пленума. Там есть раздел, призывающий углублять реформу системы управления иностранными инвестициями и инвестиционной деятельностью за рубежом. Что это означает?
— Прежде всего речь идет об управлении политическими решениями в сфере инвестиций. Китайская экономика становится все более развитой и сложной. Четыре десятилетия назад Китай был для иностранных инвесторов неосвоенной целиной. Там были востребованы товары, которые для западных рынков были привычными, но для китайских потребителей они были желанной новинкой. Конкурирующих китайских производств тогда просто не существовало.
Сейчас наступает новый этап. Да, Китай настроен на привлечение на иностранных инвесторов и иностранных инвестиций. Однако найти себе выгодную нишу в китайской экономике уже не так просто. Многие отрасли прекрасно освоены и развиты китайскими предпринимателями, они обслуживают как внутренний, так и внешние рынки.
Чтобы привлечь иностранных инвесторов, власти Китая открывают сектора, которые были закрыты в прошлом — сферу обслуживания, инфраструктуру. Китай заинтересован в том, чтобы получать вместе с иностранными инвестициями новый опыт менеджмента и маркетинга. Однако в области науки и технологий, где иностранцев ждут с особым нетерпением, становится все больше политических преград, связанных с обострением международного соперничества. На Западе последовательно принимают меры для того, чтобы не допустить приток передовых технологий в Китай.
Вслед за повышением уровня своего технологического развития Китай идет на то, чтобы открыть для иностранцев новые окошки или ворота, через которые те могли бы заходить с инвестициями в сферы, недостаточно освоенные китайскими предпринимателями. Там иностранный бизнес еще обладает конкурентоспособностью и преимуществами. Китай не пытается управлять иностранными инвесторами, но готов предоставить им новые возможности для инвестирования, которые соответствуют приоритетам китайского развития.
— А санкции? Ведь, может быть, иностранцы и с удовольствием куда-нибудь пошли, но санкции?!
— Тут начинается гонка кнута и пряника. С одной стороны, на Западе готовят все более мощные и болезненные «кнуты» для тех, кто хочет сотрудничать с Китаем в тех сферах, которые способны ускорить повышение уровня китайского передового потенциала в науке и технологиях. А с другой стороны, в Китае, видя это, начинают создавать все больше и больше «пряников», как то : дополнительные гарантии и преференции для зарубежных инвесторов. На пленуме такая политика была обозначена четко. Иностранных инвесторов надо мотивировать, создавая для них еще более благоприятные условия и открывая для них прежде недоступные привлекательные сферы .
Запад будет грозить своим бизнесменам за сотрудничество с Китаем все более страшным кнутом. В ответ Пекин будет искать возможности привлечь их на свою сторону, предлагая новые вкусные «пряники».