Георгий Бовт: Бюрократия травит людей газом
После взрыва дома в Иваново МЧС может хоть сто раз проверять газовое оборудование по всей стране. Но начинать наводить порядок надо с чиновничьей «консерватории»
После очередного взрыва бытового газа — на сей раз в Иваново, в результате чего погибли шесть человек – МЧС решило за месяц проверить газовое оборудование во всех домах страны.
У нас вообще это традиция: выждать, пока жареный петух клюнет в одно место, и потом именно это место «расчесывать».
Пожар в доме престарелых – проверка всех домов престарелых по стране.
Пожар в ночном клубе с жертвами – тотальная проверка всех ночных клубов.
Ну и так далее.
Притом что и после проверок «снаряды» все продолжают падать в одну и ту же «воронку». Которая называется «несоблюдение правил».
После ивановского ЧП уже прозвучали обличительные слова в адрес «несознательных граждан»: мол, устанавливают непонятно какое оборудование, потом непонятно кем обслуживаемое — вот вам и результат.
Никто почему-то не вспомнил о газоснабжающих организациях, которые, по сути, монополисты в сфере газоснабжения в конкретных регионах и, по идее, должны бы отвечать за техническое обслуживание сетей. Если посмотреть на офис какого-нибудь отделения «Межрегионгаза», то не создается впечатления о голимой нищете данной организации. Да и тарифы все последние годы только росли, увеличившись с ранних постсоветских времен, кажется, в десятки раз. Однако, вопреки здравому смыслу, техническое обслуживание газовых сетей не входит в тариф, который с каждым полугодием становится все выше. А с 2008 года — платная услуга.
Все правила на сей счет вроде прописаны. В Постановлении Правительства РФ № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» были записано, что граждане обязаны заключать договор о техобслуживании, как и аварийно-диспетчерском, со специализированной организацией. Эта организация и должна производить ТО внутридомового газового оборудования, а также аварийно-техническое обслуживание. При отсутствии такого договора подача газа в помещение должна быть прекращена.
В письме Минрегиона от 18 июня 2009 года была подробно вроде бы разъяснена и ответственность за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. При этом плата за содержание такого оборудование ложится на собственников помещений. Нет платы – нет обслуживания и подачи газа.
Получается, если газ подавался в злосчастный дом в Иваново, значит, плата была. Но получившая ее газоснабжающая организация деньги потратила на что-то другое? Оказывается, не все так просто.
В июне 2013 года вступили в действие «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению». Они были утверждены постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410. Там – на бумаге — еще более подробно регламентированы отношения между владельцами квартир и теми, кто обслуживает газовое оборудование. То есть «непонятно кто обслуживает и устанавливает» — эта проблема, теоретически, уже должна быть решена в «правилах 410». Нет, оказывается, и это еще не все.
Верховный суд вскоре аннулировал ряд статей этих «Правил 410», которые монополизировали систему обслуживания газового оборудования. Надо было правила эти скорректировать в соответствии с решением суда двухлетней давности.
Но этого не сделано. В том числе Минстроем, руководитель которого сейчас «хлопает крыльями» и «катит бочку» на несознательных граждан.
То есть вопрос «завис». Тянется бюрократический бардак. То есть на деле, никакие договоры о техобслуживании оборудования не заключаются, поскольку власти лоббируют интересы компаний-монополистов газоснабжающих организаций (ГЗО), но сделать это на законных основаниях (в силу решения Верховного суда) не могут. Монополисты же ГЗО, в свою очередь, скрывают истинное состояние сетей, что ведет к росту аварийности.
Вот, собственно, и вся причина участившихся аварий с бытовым газом, которые приводят к гибели людей: система просто погрязла в монополизме и бюрократизме. Например, до сих пор нет четкого определения, что такое «специализированная организация», которая должна заниматься ТО газового оборудования.
Так что МЧС, конечно, может все еще раз проверить, но сначала надо бы «в консерватории поправить», то есть привести понаписанные правила в соответствие с реальностью.