Георгий Бовт: Дрессировка Трампа
Почему новому президенту США придется играть по правилам
До инаугурации Дональда Трампа меньше недели, а ведущие газеты США рассуждают о том, как его уволить. Отношения Трампа с прессой катастрофические. Скандалы идут один за другим. Будущий президент проходит жесткую дрессировку в исполнении «четвертой власти». Конгресс тоже готов присоединиться.
Комитет по разведке сената начинает расследование на тему «русских хакеров», взломавших американскую демократию. А тут и новый скандал. И опять «Путин виноват». Респектабельная CNN (она давно заняла антитрамповскую позицию) опубликовала краткое изложение, а затем новостной ресурс BuzzFeed полностью опубликовал 35-страничное досье о том, как будущего президента Америки якобы подсадили «на крючок» русские чекисты и теперь будут шантажировать. Досье подготовила частная контора бывшего агента британской MI-6 Кристофера Стила. Он в 90-х пару лет поработал в Москве.
Самая «сочная деталь» — описание визита Трампа в Москву на конкурс «Мисс Вселенная» в 2013-м. Миллиардер остановился в том же номере отеля «Ритц Карлтон», что в свое время Барак Обама с Мишель. И там-то его якобы могли заснять, как некогда человека, похожего на генпрокурора Скуратова, с проститутками.
Сюжет словно списан из шпионских романов. Для досужей публики он может казаться правдоподобным. Поверить в то, что спецслужбы могут понатыкать камер в номере для «политически перспективного» иностранца, — можно. Но поверить в то, что его охрана не проверит номер, а сам он (уже после истории не только со Скуратовым, но и со Стросс-Каном и многими другими) начнет резвиться в ста метрах от Кремля с девицами легкого поведения, — куда труднее.
Стил ссылается на высокопоставленные источники, но не называет имен. Это и некий банкир, и высокопоставленный чиновник МИДа, и «бывший сотрудник разведки, работающий в Кремле», и сотрудник администрации, якобы курировавший выборы в США (на поверку это оказался чиновник, курировавший выборы в Думу и ушедший из администрации в Думу же за месяц до ноябрьского голосования в Америке, которое он якобы курировал).
Возможно, многих в Америке этот список впечатлит. Поверить в правдоподобность этих ссылок из России труднее.
Для этого надо для начала поверить в то, что в стране времен третьего срока Владимира Путина в условиях нарастающей, мягко скажем, «высокопоставленной подозрительности» ко всему, что исходит с Запада, найдутся столь смелые люди в политике и большом бизнесе, которые будут делиться откровениями насчет действий ФСБ непонятно с кем. Притом что Стил не только давно невъездной в Россию, но и успел засветиться в связи с расследованием дела Литвиненко. Его «источники» — это информация, полученная через неизвестных третьих лиц.
Скорее всего, «досье Стила» сфабриковано из кейсов, почерпнутых из шпионских романов и публикаций об «активках» в отношении скуратовых и представителей российской оппозиции. А также, возможно, анекдотов про ФСБ, рассказанных русскими экспатами, обретающимися в Лондоне и хвастающимися прежними высокими связями в Москве.
Все это очень похоже на «слив по команде». Не столько с целью похоронить Трампа, сколько повлиять на его поведение.
Тем более что досье выглядит бездоказательным, многие журналисты пытались проверить приводимые там факты, но не смогли и поэтому в том числе отказывались до недавнего времени это публиковать.
Американские медиа, в ходе предвыборной кампании демонстрировавшие поразительную пристрастность по отношению к одному из кандидатов, теперь продолжают в том же духе. Скажем, касательно «утечек» от русских хакеров обличительный пафос сфокусирован на факте вмешательства в дела американской демократии из-за рубежа «ужасного автократа» Путина. Но сам материал, компрометирующий Клинтон и ее окружение, многие как бы не замечали.
То, что Фонд Клинтонов принимал пожертвования от Саудовской Аравии и Катара, когда она была госсекретарем, и это коррелировалось с рядом принимаемых Госдепом решений, сильно не возбудило прессу. Как и факты приема пожертвований от зарубежных банков, находившихся под расследованием минюста США. И даже история выплаты 500-тысячного гонорара Биллу Клинтону за выступление в Москве, увязываемое с приобретением канадской урановой компании «Росатомом» (Госдеп рассматривал вопрос об одобрении сделки), не стала поводом для слишком громких обвинений.
А вот кандидата в советники по национальной безопасности Майкла Флинна за менее громкие дела обвиняют чуть ли не в предательстве. Он, видите ли, пять (!) раз звонил российскому послу в Вашингтоне в день объявления Обамой новых санкций против России («за хакеров»).
И если кто-то в ужасе от наших «политических параноиков», усматривающих происки Госдепа чуть ли не в явлениях погоды, то вот вам паранойя по-американски.
Флинн выступал на Russia Today?! Предатель. Он сидел, о боже, на банкете за столом с Путиным?! Да как он может после этого быть утвержден? Флинну шьют ни много ни мало нарушение «Закона Логана» еще XVIII века (ни разу не применялся на практике), запрещающего гражданам США общаться с представителями стран, находящихся «в ссоре» с Америкой. В отношении других членов переходной команды Трампа — такой же настрой. Юридического советника Майкла Коэна обвиняют в секретных контактах с русскими, ради чего он якобы летал в Прагу. Где он, по его словам, не был ни разу. Картер Пейдж (работал ранее инвестбанкиром в Москве) обвиняется в том, что летом встречался с Игорем Сечиным.
В конгрессе требуют расследования связей Трампа с Москвой. Сами факты контактов с русскими трактуются как преступные. Это как если бы у нас с инвективами на тему контактов с иностранцами выступал в Думе какой-нибудь провинциальный «гэбэшник» старой советской школы.
Пресса мейнстрима критически препарирует каждое заявление Трампа. Ловя несоответствия нынешних заявлений тому, что говорилось в ходе избирательной кампании. Это касается и заявлений номинантов в члены администрации Трампа. Такому скринингу подвергаются все политики в Америке, таковы принципы системы. Однако в отношении представителя антиистеблишмента Трампа, ненавидимого либеральными СМИ (которые и доминируют в информпространстве), это обретает почти гротескный характер.
Если почитать иные колонки в Washington Post, послушать комментаторов СNN, можно подумать, что дело об импичменте уже вот-вот закончится позорным удалением смутьяна из Овального кабинета, куда он еще не въехал.
Немудрено, что рейтинг одобрения работы переходной команды Трампа — низший за последние десятилетия. Представить, что президент США сможет проработать четыре года на фоне такого «черного пиара», невозможно. Американская пресса по праву считается «четвертой властью». И она стоит на страже системы в том виде, какой ее хотят видеть политическая, деловая и во многом интеллектуальная элита страны.
СМИ — такой же предохранитель от вторжения в систему инородных элементов, каковым в свое время отцами-основателями задумывался институт коллегии выборщиков (президент не избирается напрямую народом). Против Трампа второй институт не был задействован. Но это не значит, что не будут задействованы другие предохранители.
Импичмент — один из теоретически возможных сценариев. Но для него нужно серьезное преступление. Процедура импичмента долгая и муторная. Можно инициировать конгрессовское расследование на тему «связей с Путиным», а потом уличить дающего показания во лжи под присягой. Далее вступает в силу закон политической целесообразности — нужно ли раскручивание дела конгрессовскому большинству (сейчас это республиканцы).
Конфликт с конгрессом не предопределен. Трамп — прагматик. Он не станет биться с собственной партией, «плевать против ветра», господствующего в Вашингтоне, ради «дружбы с Путиным».
Налаживание отношений с Россией не является приоритетом для правящей элиты США, большая ее часть не видит в этом надобности. Нынешнее информационное давление пока — всего лишь способ заставить будущего президента внять преобладающему в Вашингтоне настрою.
Более простая процедура отстранения прописана в 25-й поправке к конституции, принятой в 1967 году, с учетом обстоятельств убийства Кеннеди, когда власть перешла к вице-президенту на основе не закона, но неформальной традиции. Она сложилась еще в ХIХ веке, когда умершего Уильяма Гаррисона в 1841 году сменил вице-президент Джон Тайлер. Поправка эту практику узаконила. Она была задействована после покушения на Рейгана, когда его обязанности на короткое время перешли вице-президенту Бушу. Поправка гласит, что вице-президент сменяет президента в случаях смерти, отставки или отстранения от должности.
Последней процедуре (при живом президенте) посвящен раздел 4. Там сказано, что в случае «неспособности исполнять обязанности» большинство членов администрации (подразумевается, что включая основных министров, скажем, госсекретаря и обороны) совместно с вице-президентом могут объявить президента «неспособным». Представив в течение четырех дней обращение к конгрессу.
Нарушения закона президентом не требуется. Чисто гипотетически возможен вариант, когда вице-президент — у Трампа это Майкл Пенс, ставленник консервативной части республиканцев — может «в любой момент» (так сказано в поправке) после приведения к присяге обратиться к обеим палатам конгресса. Тот собирается на чрезвычайную сессию и большинством в две трети может признать президента неспособным исполнять обязанности.
Пока это всего лишь фантазии.
Политической элите Америки не нужен масштабный кризис. Тем более что большой бизнес настроен в отношении новой администрации позитивно.
Представителям крупных корпораций обещаны посты в администрации. Так, «Голдман Сакс» (вот она, «мировая закулиса») будет представлен минимум четырьмя своими людьми.
Но президент Америки — не всемогущая фигура внутри страны, какой видится на международной арене. Он повязан системой сдержек и противовесов, в том числе со стороны прессы, с которыми не может не считаться. Если бы Трамп разгромил — в рамках «спора хозяйствующих субъектов» — какую-нибудь CNN, у нас бы поняли.
Кстати, минюст может оспорить планируемую сделку по слиянию Time Warner, которой принадлежит CNN, и телекоммуникационной корпорации AT&T; возможно, Time Warner придется продать CNN, чтобы сделку признали соответствующей антимонопольному законодательству. Однако такой разгром не поймут и не примут в самой Америке. Трампу придется играть по правилам Системы — как писаным, так и неформальным. Или его объявят «вне игры». И президентом станет человек с говорящей фамилией Пенс.