Георгий Бовт: Тело как улика
Инициатива правозащитников о том, чтобы отдавать тела террористов родственникам для захоронения, провисела в воздухе не более суток, и из Кремля раздался хотя и анонимный, но решительный отклик: этому не бывать. Поправки в закон о похоронном деле были приняты после теракта на Дубровке, тогда еще говорили, что тела убитых при штурме террористов похоронили завернутыми в свиные шкуры. В 2007 году Конституционный суд признал поправки не противоречащими Конституции.
Я примерно могу себе представить (примерно – потому что мы не знаем на самом деле в подробностях, что происходит с бандподпольем на Северном Кавказе, каковы масштабы, каковы формы и каналы общения между бандитами, жителями и властями и т. д.), зачем это президенту Ингушетии Евкурову, который не так давно предложил отдавать трупы, чтобы «не плодить терроризм». Он, видимо, имея перед собой более полную картину происходящего, пытается как-то о чем-то с кем-то договариваться. Он имеет право предложить собственную линию поведения. Но сам же должен будет за нее и отвечать. Я также понимаю, почему европейские структуры, ссылаясь на конвенции о правах человека, критикуют за это путинскую Россию. У них нет Чечни, Дагестана, зато есть на сегодня более или менее работоспособные государственные и общественные институты, силами которых они надеются справиться с исламистским террором. В конце концов, это их проблемы. Время рассудит.
Чего я не понимаю, так это зачем это главе совета по правам человека при президенте Михаилу Федотову и поддержавшим его другим видным правозащитникам. Когда Федотов говорит, что это не в традициях русского народа и народов Кавказа, то он, конечно, тысячу раз прав. Но также не в традициях ни тех, ни других взрывать метро и аэропорты.
И еще надо бы добавлять, что методы усмирения Кавказа генералом Ермоловым в силу целого ряда причин были отступлением от таких традиций русского народа. Или не были? Другой аргумент, употребляемый правозащитниками, это коррупция: мол, за трупы требовали выкуп, на этом процветал целый бизнес. Однако мне кажется, что пойти навстречу террористам, да даже и их родственникам – это не самый лучший способ борьбы с коррупцией в силовых структурах. К тому же разрешение отдавать трупы вовсе никак не помешает им все равно требовать за них выкуп.
В 1911 году командовавший тогда гарнизоном на Филиппинах генерал Джон Першинг (тот самый, в честь кого потом ракеты средней дальности назвали) по прозвищу Black Jack сталкивался с бесконечными атаками исламистских террористов. И он решил преподать им урок. Он приказал схватить 50 бандитов, их заставили вырыть себе могилы, затем поставили перед могилами на колени и у них на виду зарезали несколько свиней. На глазах у обреченных американские солдаты расстрельной команды смазали свиным салом пули, а останки животных побросали в могилы. Отпустили только одного – чтобы рассказал соратникам, как расправились с остальными. Об исламистском терроризме на Филиппинах забыли на последующие 50 лет.
Генерал Першинг всего лишь поступил с учетом той пропаганды, которая вербует в ряды джихадистов новых бойцов и смертников. Павший в бою (войне, теракте) с неверными попадает в рай, где его ждут 72 девственницы, которые, впрочем, не будут с ним знаться, если он соприкасался со свининой. Также важно сохранить тело для Судного дня, умерший не должен кончить жизнь повешением и т. д. После того как мусульманин умер, его погребают и долго оплакивают. И до Судного дня умершие «терпят наказание в могиле», это особого рода чистилище. В Судный же день все души соединятся с их телами, восстанут из мертвых и будут ждать Страшного суда, когда и определится, где они проведут «оставшуюся» вечность – в раю или в аду.
Поскольку мы имеем дело во многом с религиозной войной, войной, ведущейся фанатиками, то такие «тонкости» умонастроений противника знать совсем не лишне. К примеру, в Израиле вполне серьезно обсуждается тема оборудования каждого пассажирского автобуса некими «свиными принадлежностями», чтобы отвадить смертников взрываться вместе с таким багажом, дабы нечаянно не замараться.
Собственно, именно израильтяне в современной истории и прославились тем, что запрещали выдавать тела террористов и смертников родственникам для захоронения. Они закапывали их на военном кладбище, недоступном для поклонения будущих воинов джихада. А американцы ровно по тем же мотивам даже не стали привозить тело убитого Бен Ладена в Штаты, а выбросили его в океан.
Некоторое время назад израильтяне решили проявить гуманизм и сделать жест доброй воли. В мае 2012 года они передали властям Палестинской автономии несколько десятков тел, точнее 91, в разное время умерших, убитых и погибших террористов и смертников. Вопреки массовым протестам семей жертв терактов, между прочим. Палестинские власти и население встречали гробы воинов джихада, обернутые в национальные флаги, как встречают героев, победителей кубка мира по футболу, а раньше в СССР встречали чкаловцев или папанинцев. В том числе палестинцам были переданы тела 11 террористов, погибших во время теракта в 1975 году в тель-авивской гостинице «Савой». Теперь в Рамалле построен мавзолей в честь этих «мучеников веры», к нему ходят поклоняться люди, мечтающие продолжить их «правое дело». Остальных террористов тоже прославляют по мере сил и на каждом шагу. В их честь, например, проводятся футбольные турниры. А именно в честь трех террористов, убивших отца семерых детей в 2009 году. Убивших просто так, «проездом». В Палестине есть танцевальная группа – «Дадал Мухраби» — названная в честь другого террориста, который захватил и взорвал автобус в 1978 году. Убив 37 человек, включая 12 детей. Также есть одноименный детский летний лагерь. Как все же мило и трогательно.
У меня лично нет никаких сомнений в том, что могилы российских террористов, за которыми будут ухаживать родственники, превратятся также и в места паломничества будущих джохаров царнаевых. К тому же не надо давать убийцам надежду, что им удастся как-то «перележать в могиле» в ожидании Судного дня, чтобы потом отправиться к тем самым 72 девственницам.
Может, кто-то, конечно, считает, что это варварство и что именно в этом вопросе, наплевав в том числе на собственное варварство во многих других вопросах, надо проявить великодушие и гуманизм. Мне почему-то кажется, что это как раз тот случай, когда этого делать совсем не нужно. Все равно не оценят.