Георгий Бовт: «Я уже не знаю, чем Москва еще может ответить на высылку дипломатов»
«Последуют еще более жесткие санкции», — считает политолог, комментируя солидарную позицию западных стран относительно «дела Скрипаля»
Россия будет руководствоваться принципом взаимности. Владимир Путин примет решение об ответных мерах после анализа ситуации с высылкой российских дипломатов из ряда стран. Об этом заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Также решительный протест в связи с решением о высылке российских дипломатов заявил МИД России.
В своем заявлении дипломатическое ведомство назвало подобный шаг «в качестве недружественного». В заявлении отмечается, что Лондон занял предвзятую, ангажированную и лицемерную позицию по «делу Скрипаля». Британия, уходящая из Евросоюза, эксплуатирует фактор солидарности и навязывает остающимся ухудшение отношений с Россией.
Ранее 14 из 28 государств — членов Евросоюза решили выслать российских дипломатов в качестве меры солидарности с Лондоном по «делу Скрипаля». Об этом заявил глава Европейского совета Дональд Туск.
Уже о высылке российских дипработников заявили Франция, Польша, Германия, Италия, Украина, Хорватия, Чехия и страны Прибалтики. Также о высылке четырех российских дипломатов объявила Канада.
В США заявили, что вышлют 60 российских дипработников — это 48 сотрудников дипмиссии и еще 12 сотрудников миссии ООН. Кроме того, Вашингтон закрывает российское генконсульство в Сиэтле. Дипломаты должны покинуть страну в течение недели. Почему европейские страны проявляют такую солидарность? К каким последствиям все это приведет?
Георгий Бовт политолог, журналист:
«Пока они этим ограничатся. А если появится какая-то новая информация об отравлении Скрипаля, которую удастся увязать с Россией, то последуют, я думаю, еще более жесткие санкции. Пока отзыв дипломатов — это проявление солидарности с Великобританией в большей степени. Реальных последствий на дипломатические отношения с ЕС он пока, вот на сегодня, иметь будет небольшое, потому что, во-первых, они и так скверные. И контактов будет мало, и те, что будут, они будут вынужденные. Мы заморозимся вот на этой точке на какое-то количество недель, а может быть, и месяцев. В зависимости от того, как будет развиваться «дело Скрипаля». Что касается Америки, то я думаю, что в нынешней ситуации ответ будет, во-первых, зеркальный, как в случае с Евросоюзом. Ну, и практическое значение это будет иметь такое, что получить американскую визу станет не только теоретически, но и практически невозможно. И сейчас уже невозможно получить для особого ряда категорий виз. В общем, этот визовый процесс, он будет прекращен. Будет примерно, как с Кубой долгие годы. Что касается других стран, то это в зависимости от того, какие текущие у этих стран отношения с Россией. Вот, скажем, они с Польшей откровенно враждебные. Французы, ну, вы видите, Макрон делает какие заявления? Он был в числе первых, кто солидаризировался с этим. Немцы солидаризировались с британцами, но, как видите, они и вашим, и нашим: ограничились таким скромным составом, выслав четыре человека. Я думаю, что наше посольство в Германии, будь здоров, какое. Там можно было бы пару десятков набрать тех, кого можно выслать. Они этого не сделали. Но, тем не менее, поставили галочку. Ну, а с Балтийских стран, что с них взять? Там и дипломатов, во-первых, мало. Ну, а степень враждебности известна. Я уже не знаю, чем Москва еще может ответить, потому что меры экономического воздействия с нашей стороны, честно говоря, ограничены — что с ЕС, что с Америкой. Ну, что мы им газ перестанем, что ли, продавать? Не перестанем. Другое дело, что в случае каких-то вот, такая если возникнет увязка с Россией, с Москвой или с российскими гражданами, скажем, работающими в спецслужбах, тогда можно дойти до финансовых санкций жесткого такого порядка по иранскому варианту. Например, отключение от SWIFT. Конечно, простых граждан это может коснуться? Это и коснется российских граждан».
Скрипаля, работавшего на британскую разведку, и его дочь Юлию 4 марта нашли без сознания в британском городе Солсбери. Лондон утверждает, что к их отравлению причастно российское государство. После происшествия Британия выслала 23 российских дипломата и заморозила контакты с Россией на высоком уровне. Москва в ответ объявила персонами нон грата такое же число сотрудников британского посольства, отозвала разрешение на открытие консульства в Санкт-Петербурге и заявила о прекращении работы Британского совета.