Григорий Карасин: Интервью информационному агентству «РИА Новости»
| МИД
Похоже, киевский режим уже не знает, как еще доказать США свою преданность. С 2014 года американские инструкторы размещены на различных украинских полигонах и круглогодично проводят там тренинги солдат и офицеров ВСУ…
Вопрос: Григорий Борисович, ожидаются ли в обозримой перспективе переговоры между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным?
Ответ: Таких переговоров пока нет в графике Сергея Лаврова.
Вопрос: Будет ли проводиться в ближайшем будущем встреча нормандского формата на уровне министров или президентов? Что нужно для ее проведения?
Ответ: В обозримой перспективе встреч нормандской четверки на уровне президентов или министров иностранных дел не планируется. Однако это не означает, что данный формат утратил актуальность. Он продолжает функционировать, оставаясь одним из важных механизмов процесса урегулирования кризиса на Украине. Так, в июне в Берлине состоялась очередная министерская встреча, а в июле и ноябре там же прошли консультации на уровне заммининдел и политдиректоров МИД «нормандских» стран. Поддерживаются также контакты по линии помощников лидеров России, ФРГ, Франции и Украины.
Что касается созыва саммита в нормандском формате, то непременным условием для этого должно стать выполнение Киевом договоренностей, достигнутых ранее лидерами квартета на встречах в верхах в 2015-2016 годах в Париже и Берлине. Речь, в частности, идет о принятии закона об особом статусе Донбасса с включением в него формулы Франка-Вальтера Штайнмайера, а также осуществлении разведения сил и средств сторон на линии соприкосновения в трех пилотных районах – в населенных пунктах Золотое, Петровское и Станица Луганская. Встреча ради самой встречи никому сегодня не нужна.
Вопрос: Готова ли Москва рассмотреть вариант обмена журналиста Кирилла Вышинского на кого-то из осужденных в России украинцев? Ранее пресс-секретарь украинского МИД Марьяна Беца заявила, что Украина готова рассмотреть вариант обмена режиссера Олега Сенцова, осужденного в РФ за подготовку терактов, на Вышинского.
Ответ: Проблематикой обмена занимаются омбудсмены двух стран, поэтому этот вопрос, видимо, нужно адресовать им. Что касается Кирилла Вышинского, то Россия всеми доступными средствами будет продолжать добиваться его скорейшего освобождения. Главный редактор РИА Новости – Украина был задержан за профессиональную деятельность, но не за терроризм. Рассчитываем, что наши международные партнеры не на словах, а на деле продемонстрируют свою приверженность демократическим ценностям и свободной печати и потребуют от Киева прекращения правового произвола в отношении Кирилла Вышинского. Как это сделал, к примеру, Европейский союз журналистов.
Вопрос: Какие последствия для Украины и России повлечет расторжение Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя государствами?
Ответ: Большой Договор — это очень важный компонент всей договорно-правовой базы межгосударственных отношений, своего рода ориентир для выстраивания взаимодействия в различных сферах двустороннего сотрудничества. Однако после вооруженного госпереворота в Киеве в феврале 2014 года пришедшие к власти националистически настроенные силы взяли курс на разрушение исторически сложившихся связей между нашими странами и народами, сознательное превращение Украины во враждебное России государство. Все это во многом обесценило заложенные в договоре принципы дружбы, добрососедства и стратегического партнерства. Его расторжение Киевом — это большая ошибка, которая, безусловно, будет иметь социальные, экономические, гуманитарные и иные последствия. Не берусь судить об их масштабах. Одно можно сказать со всей очевидностью: больше всех пострадают простые люди, чьи потребности никого в нынешнем украинском руководстве не волнуют, а значит, их можно принести в угоду собственным политическим амбициям.
Вопрос: В случае расторжения Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной будет ли Москва признавать ДНР и ЛНР?
Ответ: Эти вопросы никак не связаны между собой. В соответствии с минскими соглашениями Донбассу должен быть предоставлен особый статус внутри страны, который будет закреплен в Конституции Украины. К сожалению, Киев с этим не спешит. Более того, на практике мы видим обратный процесс. Украинское руководство путем поддержания напряженности на линии соприкосновения, продолжения обстрелов жилых кварталов, различных блокад фактически выталкивает регион из состава страны. Но и этого правящему режиму мало. Жителям юго-востока затруднен доступ к социальным выплатам. А принятый Закон об образовании существенно ограничил их гуманитарные права и свободы. Таким способом сердца донбассцев точно не завоюешь. Майданные власти должны, наконец, перестать бояться своих сограждан, живущих в ДНР и ЛНР. С ними надо не воевать, а разговаривать. Только на основе прямого и откровенного диалога между Киевом, Донецком и Луганском можно найти выход из нынешнего кризиса, определить приемлемые для всех формы политико-экономического и общественного сосуществования региона с остальной территорией страны. Никто кроме самих украинцев решить их собственные проблемы не сумеет.
Вопрос: Какими будут шаги Москвы в случае, если Киев обратится в международный суд ООН в связи с задержанием Россией украинских моряков?
Ответ: Мы тщательно следим за ситуацией вокруг пограничного инцидента с судами ВМС Украины, нарушивших 25 ноября право мирного прохода через российские территориальные воды Черного моря поблизости Керченского пролива. Обращает на себя внимание то, что призывы проявлять сдержанность звучат не только в адрес России, но и Украины. Это свидетельствует лишь об одном — наши европейские и американские партнеры прекрасно понимают, что имела место откровенная провокация, а ее настоящий автор всем хорошо известен, поэтому не стоит спешить с выводами и демаршами, в том числе и в судебных инстанциях.
Россия категорически отвергает любые обвинения в свой адрес относительно якобы агрессивных и незаконных действий в Азово-Керченской акватории и Черном море. Никаких нарушений норм международного права российскими пограничниками допущено не было. Эта наша принципиальная позиция, и ее мы будем решительно отстаивать.
Вопрос: Признает ли Москва итоги президентских выборов на Украине, если в каких-то областях страны будет продолжать действовать военное положение?
Ответ: Трудно сказать, как в условиях военного положения в нормальном государстве могут проводиться какие-либо выборы. Соответствующая норма, кстати, есть и в украинском законодательстве.
Вопрос: Готова ли Москва взаимодействовать с будущим президентом Украины? Будет ли готова к взаимодействию с Петром Порошенко, если его вновь изберут?
Ответ: Гадать не будем. Давайте дождемся завершения на Украине президентской избирательной кампании и узнаем имя ее победителя. Для нас важно, чтобы избранный политик был готов к конструктивному диалогу с Россией и отвечал за взятые на себя обязательства. Мы настроены на нормализацию и развитие отношений между двумя странами на основе прагматичного взаимодействия и с учетом подлинных интересов наших народов. В любом случае в России с уважением воспримут выбор украинского электората, если он будет свободным и демократическим.
Вопрос: Целесообразно ли продолжение диалога Сурков-Волкер при сохранении нынешней риторики американского представителя?
Ответ: Вашингтон имеет немалое влияние на нынешнее руководство Украины. В этой связи считаем полезным сохранение канала взаимодействия с американской стороной по линии Владислав Сурков – Курт Волкер. Разумеется, мы внимательно читаем все сентенции Волкера, который, похоже, в отсутствие результатов своей деятельности спецпредставителя США по Украине активно комментирует события, не входящие в его украинский мандат. Но партнеров, как говорится, не выбирают. Надеемся, что встречи в этом формате продолжатся.
Вопрос: Год назад президент России заявил, что не против включения США в нормандский формат. Как вы считаете, может ли такая мера сегодня помочь урегулированию конфликта на Украине?
Ответ: США глубоко вовлечены в урегулирование конфликта на Украине. Плотно контактируют со всеми участниками нормандского квартета по многим вопросам переговорного процесса. Американцы, формально не присутствуя на встречах этого формата, по сути уже являются его негласными членами. Однако к каким-либо ощутимым подвижкам такое подключение США не привело. И дело здесь не в механическом изменении состава участников нормандского формата. Для достижения реального урегулирования крайне важна политическая воля сторон. А вот с этим у майданных властей наблюдается очевидный дефицит. Они не спешат с реализацией собственных обязательств по минским соглашениям, по-прежнему делая ставку на силовое решение проблемы Донбасса. К сожалению, такая линия Киева поверхностно воспринимается его западными союзниками, которые порой не только закрывают глаза на эти опасные тенденции, но и подзуживают правящий режим в том числе через поставки на Украину летальных вооружений.
Вопрос: Недавно появились сообщения, что власти Украины пытаются убедить Вашингтон разместить военную базу на своей территории. Есть ли такие данные в МИД России и если это так, то как Москва будет реагировать на размещение такой базы?
Ответ: Мы слышали об этом. Похоже, киевский режим уже не знает, как еще доказать США свою преданность. С 2014 года американские инструкторы размещены на различных украинских полигонах и круглогодично проводят там тренинги солдат и офицеров ВСУ. Корабли ВМС США часто заходят в черноморские порты Украины, участвуют в совместных учениях по линии украинского оборонного ведомства. Военнослужащие США летом 2017 года приступили к строительству Центра оперативного управления флотом для ВМС Украины в городе Очаков Николаевской области. Одним словом, мы видим и без того избыточное американское военное присутствие на Украине, что, кстати, противоречит пункту 10 минских соглашений. Перспектива появления в стране еще и военной базы США неизбежно приведет к дальнейшему ухудшению ситуации в области безопасности и крайне негативно скажется на перспективе урегулирования конфликта в Донбассе. Россия, со своей стороны, вынуждена будет адекватно реагировать.
Вопрос: Эксперты Госдепа и казначейства США посещали Армению в ноябре. В октябре в Ереване побывал советник президента США Джон Болтон, который потребовал, чтобы Армения отказалась от «исторических клише» в своих международных отношениях, имея в виду дружбу с Россией. В Москве не опасаются, что после выборов в парламент Армению может постичь судьба Украины и Ереван переориентируется на сотрудничество с Вашингтоном?
Ответ: Дело не в том, опасаются ли чего-то в Москве или нет. Повод для тревоги, как думается, есть прежде всего у дружественного народа Армении. На фоне происходящих в нынешнем году радикальных перемен в стране вмешательство Вашингтона в ее внутренние и внешнеполитические дела становится все более бесцеремонным.
Нам уже приходилось комментировать откровенные признания на этот счет предыдущего американского посла в Ереване Ричарда Миллза. Он также отличился тем, что публично поучал армянское правительство, как распределять бюджет, и требовал от проплаченных Вашингтоном НПО не спускать глаз с власти. Джон Болтон в самом деле оскорбительно назвал исторический опыт армянского народа «историческими клише», а также велел Армении покупать американское оружие и как можно скорее присоединиться к антииранским санкциям. Если такова публичная сторона американо-армянских отношений, то можно лишь представить, какое выкручивание рук происходит за кулисами.
Трагична судьба Украины, где Запад устроил государственный переворот, чтобы вопреки очевидным национальным интересам сделать Киев послушным инструментом реализации своей глобальной стратегии. А Грузия? Ведь именно посулы членства в НАТО побудили Михаила Саакашвили развязать в августе 2008 года военную авантюру в Южной Осетии, что привело его страну к территориальному распаду. Столь явное пренебрежение Запада к собственным интересам стран, которые он втягивает в свою орбиту, должно послужить предостережением.
Рассчитываем, что нынешнее руководство Армении, получившее на парламентских выборах необходимый мандат, найдет в себе мужество противостоять неприкрытому внешнему шантажу и давлению, будет отстаивать суверенное право самостоятельно принимать решения, сообразуясь с национальными интересами.
Вопрос: Москва будет добиваться международного расследования деятельности лаборатории имени Лугара в Грузии, в каких инстанциях?
Ответ: У нас вызывает серьезную озабоченность американская военно-биологическая активность в грузинском Исследовательском центре общественного здравоохранения имени Лугара в поселке Алексеевка. По-прежнему ожидаем от Вашингтона и Тбилиси разъяснений относительно подлинного характера деятельности данной биолаборатории. Не забывайте, это географически прямо на нашей границе.
Состоявшееся 14-15 ноября оценочное посещение Центра имени Лугара иностранными наблюдателями никоим образом не прояснило ситуацию. Считаем, что такого рода «экскурсии» не могут являться альтернативой механизму верификации в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО).
Еще в 2016 году мы поставили вопрос и внесли конкретные предложения о совершенствовании предусмотренного Конвенцией формата мер укрепления доверия с целью включения в него информации о зарубежной медико-биологической деятельности. Рассчитываем на то, что США не будут блокировать реализацию этой идеи.
Что касается проведения расследования законности исследований и экспериментов в лаборатории имени Лугара, то данная инициатива исходит от одного из грузинских общественных деятелей, который поднимает эту проблему в своем обращении к президенту и Конгрессу США.