Федор Лукьянов: Для США отсутствие дипотношений с Ираном — полный провал
Готов ли Совет по внешней и оборонной политике разработать стратегию поведения России в меняющемся мире, для чего США нужно присутствие в Афганистане и чем может закончиться противостояние США и Ирана, рассказал «Голосу России» председатель Президиума СВОП Федор Лукьянов.
Гость программы — Федор Лукьянов, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
Ведущий — Петр Журавлев.
Журавлев: Здравствуйте. В студии Петр Журавлев и новый председатель Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Федор, прежде всего, позвольте вас поздравить с избранием руководителем Совета — крупнейшей экспертной организации по международной политике в России. Я хотел бы сразу задать пару вопросов относительно деятельности СВОПа, что, куда движемся, о чем думаем?
Лукьянов: Движемся к обновлению. Идея основателя и бессменного — до сих пор — председателя СВОПа Сергея Караганова была в том, что все хорошо в меру, и наступает момент, когда не по качеству руководства, а просто по возрастным критериям нужно уступать дорогу.
Мысль не очень широко распространенная и глубоко укорененная в России, в истории у нас как-то всегда было наоборот, но он решил показать пример. Он еще год назад, на предыдущей ассамблее, объявил, что через год ему исполнится 60 (что случилось недавно) и он намеревается покинуть этот пост.
Не скрою, он сразу предложил мне, я после некоторых колебаний согласился участвовать, так сказать, «в тендере», и в течение года мы это готовили. Мне повезло в том, что не оказалось соперников, хотя предлагали выдвигаться, не было особой оппозиции, то есть все согласились с тем, что мне можно на некоторое время доверить этот штурвал.
Идея в том, чтобы в каком-то смысле вернуть СВОП к тому, с чего он начинал, а начинал он 20 лет назад. Кстати, исполнилось ровно 20 лет с того момента, как эта организация, на тот момент — объединение молодых и средних представителей оборонной и внешнеполитической элиты (1992 год, понятно, какое состояние в стране), которые как-то пытались собрать обратно куски того, что развалилось, и построить что-то новое, что могло бы помогать руководству страны вырабатывать политику.
На протяжении 20 лет СВОП этим занимался более или менее успешно, естественно. Когда-то что-то требовалось, когда-то все отвергалось, но некоторые идеи, которые предлагались еще в начале 1990-х, вернулись значительно позже. Они касаются и внешней политики, и некоторых принципов военной реформы, которую сейчас, впрочем, много критикуют, но не за принципы, а за их реализацию.
Все это было разработано еще в середине 1990-х экспертами СВОПа. Сейчас, конечно, ситуация другая. Мы, слава Богу, не на руинах сидим, но новое поколение стучит в двери. Нужно обновление состава и нужны новые идеи. Никто не спорит, что страна исчерпала некий интеллектуальный ресурс, и дальше какая-то дымка.
Я думаю, что то, чем мы попытаемся заняться, это не в узком понимании внешняя и оборонная политика, а в широком, потому что нет отдельно внешней, отдельно оборонной, отдельно внутренней — все перемешано. Внутренняя и внешняя составляют симбиоз, а, скажем, вопрос культуры — это одновременно и вопрос национальной безопасности. Вот этим попытаемся заняться.
Журавлев: А каков режим работы, например, с МИДом? МИД спрашивает, или вы, наоборот, МИДу советуете что-то?
Лукьянов: Во-первых, СВОП, как ни удивительно, — это совершенно независимая неправительственная организация. В нем состоят многие действующие дипломаты, включая министра Лаврова, он, можно сказать, ветеран, почти с самого начала, еще когда не был министром. Они используют этот инструмент.
Скорее процедура такая: СВОП что-то пишет, предлагает, продвигает, а дипломаты, если им это кажется подходящим, используют. Довольно много было примеров, в том числе и за последние годы, когда базовые идеи, разработанные или в СВОПе, или при его участии, как, например, в клубе «Валдай», брались на вооружение…