ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАЧЕМ?
МИД России поставил ЕС смертельный диагноз
Пока одни в ЕС занимаются форменным воровством, другие вышли на финишный этап подготовки к массовому самоубийству. К такому выводу пришли в четверг, 27 октября, высокопоставленные сотрудники МИД России. Свои умозаключения они не стали скрывать от публики под грифом ДПС (для служебного пользования), а наоборот, рассчитывали на максимально широкую огласку. И получили ее.
«Сегодня не будет преувеличением сказать, что мы наблюдаем за финальной стадией энергетического самоубийства Европы», — заявил замглавы МИД РФ Александр Грушко, выступая на Веронском Евразийском экономическом форуме.
Конечно, российские дипломаты могли бы сказать европейцам — а мы ведь вас много раз предупреждали. Наверное, никто сегодня не в состоянии подсчитать, сколько тысяч раз за последние лет 20 на различных саммитах, международных конференциях, форумах и даже двусторонках представители России спрашивали своих коллег из ЕС: «Вы действительно понимаете, что вы делаете? Неужели у вас и правда есть альтернатива дешевым российским энергоносителям?» В ответ каждый раз во все более грубой форме они слышали: «Не ваше дело! Как-нибудь без вас обойдемся! Хватить нас запугивать! Не нужен нам ваш дешевый газ!» И так далее.
Диапазон европейских шапкозакидальных заявлений был очень широк. Но каждый раз не было ни одного разумного ответа на вопрос: «Каковы реальные альтернативы?» Кивали на Норвегию, США, Ближний Восток, Персидский залив и северную Африку. Но все оставалось на уровне фантазий и пожеланий. До сих пор остается. А что в итоге?
«Мы являемся свидетелями экономического, военного, идеологического закабаления Европы США. Безропотно и добровольно ЕС променял энергетическую свободу, основу для экономического развития, которая десятилетиями зиждилась на неподвластном никакой политической конъюнктуре сотрудничестве с Россией в области энергетики, на зависимость от США. Думаю, что фантазии не хватит, какими условиями будут обставлять поставки газа из США в Европу. А с Россией никаких условий не было — речь шла только об одном — цене контракта», — попытался Грушко в очередной раз открыть глаза своим европейским коллегам.
Но кому приятно, когда ему на пальцах объясняют, насколько он не прав и как сильно ошибался? Европейцы не исключение из этого человеческого правила. Тем более, что сами уже начали понимать, куда и насколько глубоко вляпались.
Ошибки в европейских столицах признавать не любят. Зато насолить в ответ, хоть как-то почувствовать себя не столь ущербным, забрать в отместку то, что плохо лежит, — вот это, как оказалось, очень по-европейски. А мы, господа европейцы, такого хорошего мнения о вас были!