Евгений Кожокин: Как была ситуация сверхсмертности, так она и сохраняется
Евгений Кожокин, ректор Академии труда и социальных отношений
В настоящее время, к сожалению, российская экономика имеет огромный спрос на неквалифицированную рабочую силу. И тут вопрос в том, чтобы постепенно менять структуру экономики.
Фото: http://expert.ru/
Демография в регионах
Нужно внести некоторые коррективы, касающиеся региональных особенностей демографического развития России. У нас идет прирост, прежде всего, за счет Северного Кавказа. Если мы посмотрим уровень рождаемости, то на первом месте среди регионов – Чечня, на втором месте – Ингушетия, на третьем – Дагестан.
Что касается прогнозов по целому ряду других областей Центральной России, то как была ситуация сверхсмертности, так она и сохраняется. В этом плане, видимо, не отменяя, ту программу повышения рождаемости, которая у нас действует и которая дала определенный эффект, нужно искать возможности создания региональных программ повышения рождаемости для того, чтобы сохранить некоторый межэтнический баланс в России. И тут я перехожу ко второму тезису.
«У нас происходит столкновение от Кондопоги до последнего избиения полицейского на московском рынке не мигрантами трудовыми, а гражданами России. Это граждане России с Северного Кавказа»
К сожалению, у нас очень часто происходит подмена проблемы не только на уровне политики, но и в СМИ. У нас происходит столкновение от Кондопоги до последнего избиения полицейского на московском рынке не трудовыми мигрантами, а гражданами России. Это граждане России с Северного Кавказа. У них у многих есть специфическая модель поведения. Если проанализировать этнические криминальные группировки, то подавляющее большинство группировок создано не таджиками, узбеками и вьетнамцами, а людьми другой национальности, относящейся к российским гражданам.
Поэтому, когда у нас после того как происходят такого рода столкновения, не наводят порядок правоохранительные органы, которые крышевали криминальные этнические группировки, а начинают сгонять в лагеря вьетнамцев, таджиков и узбеков, мы не решаем никакую проблемы – мы ее усугубляем. И в этом плане, мне кажется, очень важно обратить внимание на проблему спроса. Какой есть спрос на рабочую силу. В настоящее время, к сожалению, российская экономика имеет огромный спрос на неквалифицированную рабочую силу. И тут вопрос в том, чтобы постепенно менять структуру экономики. Ну введем мы визы, придумают по-другому как приезжать нелегально.
Если визы введем, то границу с Казахстаном мы за сколько лет можем оборудовать так, чтобы этот визовый режим действовал? И какие миллиарды потребуются для того, чтобы оборудовать эту границу? Поэтому тут нужно не просто опускать занавес, как с чисто популистских позиций предлагает Алексей Навальный, а думать о комплексе мер, очень сложных мер.
Сейчас обсуждается вопрос о том, что у нас, в отличие от целого ряда цивилизованных стран (Франции, Германии) многие люди имеют два паспорта – российский и литовский, российский и израильский. В этой связи есть предложение. Давайте наведем порядок как в цивилизованных странах, чтобы двух паспортов не было. Мы социум, который отличается от французского, американского, германского. Фантастически отличается. Мы проходим специфический момент развития. Если мы сейчас чохом все запретим, многие, в том числе мои личные знакомые из бизнеса, из числа интеллигенции, которые сейчас решают вместе с детьми оставаться здесь, в России, или просто вместе со своим бизнесом, детьми, женами уехать за рубеж. И с кем мы будем инновации осуществлять? У нас одна из проблем – мозгов не хватает. А мы тех, что сейчас колеблются, хотим отправить подальше от рубежей нашей собственной родины.