Евгений Примаков: Враг государств
| Профиль
Коалиция против России оформилась четко: ее возглавила Британия при активной поддержке США и присоединившихся к ним Франции и Германии. Согласовали общую позицию – осудили Россию. Отравление Скрипаля тут лишь повод.
По скверу в Солсбери все еще ходят криминалисты в костюмах химзащиты, собирают улики, а правительство Британии уже назвало виновных (русские), заклеймило и осудило виновных (русских) и даже успело пригрозить этим нехорошим русским почти войной (использовав формулировку «военное нападение» и припомнив статью 5 Устава НАТО о коллективной обороне при нападении на одного).
Расследование? Нет, не слышали.
Ну и что, что у нас не было никаких мотивов убивать Скрипаля, его дочь и еще заодно полицейского, еще и накануне президентских выборов, самым очевидным для криминалистов способом, почти с автографом – вот это отсутствие всяких мотивов и абсурдность и стали главным аргументом, что это точно были коварные, злодейские русские. Почти как в анекдоте: «нет предела чекистской мерзости».
Значит, теперь использование «калашникова» в каком-нибудь убийстве тоже станет очевидным доказательством «руки Москвы».
Вот так и проявилось самое главное: нам не о чем говорить. Коммуникации больше нет. Наши аргументы и объяснения отвергаются не потому, что они плохи: отвергаются потому, что они наши.
Сегодня речь вообще не может идти о «восстановлении отношений», потому что британское правительство готово зайти против нас так далеко, как только позволяют наши стратегические вооружения. Военный паритет сохраняет мир на Земле. Это вызывает страшную досаду и зубовный скрежет: как же так, придется обойтись высылкой дипломатов и новыми санкциями.
Но готовы-то идти дальше. И хамство британского министра обороны про то, что Россия «должна заткнуться», ровно об этом. И генсек НАТО Столтенберг, который также вспомнил про Пятую статью Устава НАТО, – тоже; и формирование этой коалиции, с которой еще интереснее.
Пока что Британия–США–Франция–Германия всего лишь согласились осудить Россию. Вот это Соглашение – или Entente – политическая декларация. Посмотрим на сам механизм его формирования. Сперва казалось, что у Франции и Германии не было уверенности в том, что Тереза Мэй точно собрала все доказательства. И у нас были все основания ожидать, что более здравая позиция Берлина и Парижа хоть немного смягчит по-настоящему неприличную истерику, в которую впал Лондон. Не получилось.
Отказ от здравомыслия, возврат в конфронтацию вопреки своим интересам и планам – должна же быть причина тому, почему Франция и Германия, отринув сомнения, встали в строй. А потому, что это была мобилизация.
И тут мы понимаем, что именно делают в той новой Антанте США. Еще в 2011 году, когда началась ливийская военная кампания против Каддафи, Барак Обама описал действия США в ней как Lead from behind. Для Вашингтона «сдерживание Москвы» уже давно стало символом внешней политики, настоящей целью которой остается сохранение своей глобальной монополии, сохранение себя в качестве единственного центра силы в монополярном мире. В этом нет никакой вульгарной конспирологии или «геополитики» – об американской исключительности принято говорить прямо и гордо, защищать ее – дело почетное и уважаемое, экономический базис при этом вполне прагматичен: интересы финансово‑политических элит в том, чтобы распоряжаться рынками и ресурсами, регулируя международные отношения и вмешиваясь там, где нужно, в суверенные дела других государств. Россия в формирующемся (а на самом деле уже состоявшемся, поэтому конфронтация так резка) многополярном/полицентричном мире – один из ключевых центров, с успешной военной и внешней политикой, пусть и значительно более слабой экономикой, чем у Китая. А есть и АТР, и Индия, и все более «себе на уме» Латинская Америка, и богатейшая Африка, которая еще удивит мир лет через тридцать. Россия как символ (но не полноценный противовес США, мы все еще слишком бедны, давайте уж честно) – на острие атаки. Это тектонические перемены: на шахматном столе не то что фигуры меняются, там появляются новые ряды клеток и еще какие-то невиданные фигуры разных цветов.
И формализовать свое противодействие этим переменам под президентские выборы в России было совершенно необходимо. Скрипаль и «Новичок» в помощь – потому никто и не вникает в подробности, не ищет каких-то пошлых доказательств и не занимается прочей суетой. Следующий ожидаемый шаг: Антанта начнет кричать, что русские не того выбрали в президенты и выборы у них ненастоящие.
Потому и нам тоже не стоит благодушествовать. Но и терять хладнокровие и поддаваться эмоциям не стоит: «извиняться не станем, мы не травили, не делайте резких движений – мы ответим».
Договариваться не о чем. Но и развязывать войну не станем.