Евгений Шестаков: Военные НАТО придут на Украину
Натовские инструкторы готовят украинских военных.
Руководство блока озвучило свои планы в отношении Украины. Коротко их можно выразить фразой из коммюнике двухдневного совещания министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе. Она звучит так: НАТО важно, «чтобы у Украины была боеспособная армия». Два закономерных вопроса. Первый — почему, собственно, это важно альянсу? Второй — кого видит потенциальным противником эта боеспособная украинская армия?
Нынешние власти в Киеве на словах утверждают: вопрос о вхождении Украины в состав альянса, тем более размещение на ее территории натовских военных баз не стоит. При этом политики ссылаются на закрепленный в конституции внеблоковый статус страны. Но на практике все обстоит иначе. Натовские военные уже собираются на Украину.
Стоит послушать кандидатов на пост президента Юлию Тимошенко или Петра Порошенко, чтобы понять: внеблоковый статус продержится недолго. В Брюсселе не станут колебаться, если появится шанс разместить свои базы на Украине. Поэтому альянсу так важно расширить сотрудничество с Киевом в оборонной сфере, приучить украинцев к мысли, что натовские военные — их новые друзья. Поэтому руководство блока заинтересовано в создании на Украине оснащенной натовским вооружением и действующей по натовским стандартам армии, которая будет видеть в России своего врага.
Неоднократно в прошлом, участвуя в министерских встречах «Россия-НАТО», слышал объяснение, что в нынешнем виде альянс — не военная, а, прежде всего, политическая организация. В этой связи эксперты предрекали блоку скорый распад, поскольку его существование в отсутствие внешних врагов теряло смысл. Партнерство с Москвой лишало натовских стратегов конкретного противника, заставляло их в экстренном порядке искать новых врагов в виде международного терроризма, Ирана или Северной Кореи.
Теперь с точки зрения НАТО ситуация поменялась. Воссоединение Крыма с Россией мгновенно отразилось на риторике руководителей блока — словно актеры, долгое время вынужденные говорить не своим голосом, наконец, получили возможность стать самими собой.
Перечень шагов, которые намерен предпринять альянс, впечатляет уровнем враждебности к России. Вашингтон запросил у властей Румынии разрешения увеличить число своих военнослужащих и самолетов на черноморской авиабазе «Михаил Когэлничану». Количество американских военных вырастет с тысячи до 1,6 тысяч человек. Данных по самолетам пока нет.
Над территорией Румынии и Польши осуществляют регулярные полеты самолеты дальнего радиолокационного обнаружения «Авакс». Благодаря США удвоено количество истребителей в странах Прибалтики. «Мы намерены усилить и обновить военное планирование, проведение учений, принять решение о дополнительном размещении сил», — заявил генсек альянса Андерс Фог Расмуссен.
В Европу направится группа офицеров США, чтобы согласовать планы расширения совместных военных учений в регионе. Пентагон рассматривает возможную отправку еще одного американского военного корабля в Черное море. Польский премьер Дональд Туск недовольный тем, как НАТО увеличивает военное присутствие на территории его страны, призвал альянс действовать решительней. В долгосрочном плане речь идет о создании в Восточной Европе постоянных баз альянса. Отказ от строительства таких объектов в 1999 году после вступления в НАТО первых стран, ранее входивших в Варшавский договор, обеспечил возможность партнерства между Москвой и Брюсселем. Эксперты убеждены: решение о строительстве баз в России воспримут как провокацию, требующую равнозначного ответа.
Перечень военных приготовлений НАТО создает впечатление, что организация готовится к войне. Но с кем? Ведь странам блока никто не угрожал, никаких геополитических изменений, затрагивающих границы входящих в альянс государств не произошло.
Ответ на вопрос, для чего объявлена масштабная «мобилизация» дал Расмуссен. Цитирую: «Крайне важно сделать так, чтобы мир понял, что мы преисполнены решимости обеспечить эффективную оборону и защиту нашим союзникам, нашему населению».
О каких союзниках рассуждал глава НАТО легко понять, посмотрев на план взаимодействия структур альянса и бывших советских республик, входящих в организацию «Восточное партнерство». На Украину страны НАТО направляют экспертов, «которые оценят потребности Киева в иностранной помощи, в том числе технической». На следующей неделе, по словам министра иностранных дел Украины, в страну прибудут первые группы инструкторов НАТО. Они войдут в состав размещенных в Незалежней мобильных тренировочных групп. Дополнительные эксперты прибудут в Офис связи НАТО, расположенный в Киеве.
«Мы увеличим способность украинских военных оперировать с вооруженными силами союзников по альянсу, для этого мы предоставим больший доступ к учениям НАТО», — не скрывал планов Расмуссен. На 2014 год на Украине запланировано проведение восьми учений с участием военнослужащих государств, входящих в североатлантический блок.
Будет расширено сотрудничество НАТО с Молдавией, Арменией и Азербайджаном. По данным «Шпигеля», в Кишинев для координации совместных учений и повышения квалификации местных военнослужащих будет направлен офицер связи НАТО. С Баку усилят сотрудничество в энергетической сфере и сфере кибербезопасности. В Армении НАТО считает приоритетным повышение квалификации Вооруженных сил.
Свою оценку брюссельским договоренностям между НАТО и Украиной дал российский министр иностранных дел. «Прошлая попытка Киева сблизиться с блоком привела к заморозке российско-украинских политических контактов, «головной боли» в отношениях между НАТО и Россией, расколу в украинском обществе», — заявил Сергей Лавров.
Он предупредил украинские власти: дальнейшие экономические связи между Москвой и Киевом напрямую зависят от внешней политики Украины. И, в частности, от того, будут ли ее власти учитывать особую нетерпимость РФ к контактам украинских властей с НАТО — главным российским врагом во времена холодной войны.
Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова
В настоящее время есть три основные цели международных военных учений ВСУ и НАТО. Это показать России силу и возможности войск Украины, засвидетельствовать совместимость украинских войск с войсками НАТО и предоставить Украине техническую помощь. То есть натовская военная техника, которая будет ввезена в Украину, может в стране и остаться.