Евгений Шестаков: Киев прищучил Европу
Если бы в Брюсселе заранее знали, к каким катастрофическим последствиям, прежде всего, для Старого Света, приведет подписание соглашения об Ассоциации Украины с ЕС, стали бы еврочиновники форсировать эти события? Можно не сомневаться, что за исключением, традиционных прибалтийских «колоний» Вашингтона, во многих цивилизованных столицах засомневались бы в целесообразности приглашения Киева к европейскому столу. Даже на условиях, что украинцам с этого стола достанутся одни крошки.
Потому что сегодня авантюрная политика Киева вносит раскол в единую Европу, навязывает многим государствам Старого Света невыгодные в экономическом и ущербные в политическом плане решения. Большинство стран «старой» Европы сегодня хотели бы забыть о данных ранее Украине обещаниях. Европейцы предполагали, что милостиво протянули украинцам палец для рукопожатия в виде соглашения об ассоциации. Но теперь Киев стремится откусить прикормившую его европейскую руку. И в негодующей форме требует от своих благодетелей секторальных санкций в отношении Москвы. Доходит до откровенно нелепого — по сообщению Белого дома, в среду вице-президент США Джозеф Байден проинформировал президента Украины Петра Порошенко о том, как Брюссель и Вашингтон пытаются согласовать санкции против России. Когда второе лицо американского государства отчитывается перед Порошенко, комментарии, что называется, излишни.
В Европе подозревают Белый дом в использовании «украинского фактора» для того, чтобы усилить позиции США в Старом Свете. А заодно ослабить Евросоюз, который только начал медленно восстанавливаться после кризиса: ограничения в торговле с Москвой приведут к потерям для многих ключевых государств Старого Света. От Германии, Франции, Италии, Австрии и других стран ЕС в Вашингтоне требуют пойти на эти жертвы ради полуразрушенной, тянущей кредиты Украины, которая все больше становится не «призом» Европейского союза, а его неподъемным «балластом». Причем на длительное время.
Но если, говоря о Киеве, в Вашингтоне считают, что «своя ноша не тянет», то в единой Европе называет Украину «своей» лишь небольшая горстка политиков из Польши, Литвы и, пожалуй, Швеции, не забывшей итоги Полтавской битвы. Для остальных Киев не имеет столь явной исторической привлекательности.
В среду на саммите в Брюсселе, по данным дипломатических источников, минимум девять стран заблокируют принятие дополнительных экономических мер против Москвы. Не исключено, что таких государств окажется больше — слишком явным видится неадекватное поведение Киева и его нежелание считаться с мнением европейских партнеров в вопросах урегулирования конфликта с Новороссией. Несмотря на все усилия, Вашингтону не удалось «сломать» европейских партнеров, и этот факт нашел отражение в откровенно оскорбительном по тону комментарии Белого дома в адрес Евросоюза. Так по информации агентства Блумберг, послы стран членов ЕС были приглашены в администрацию США на закрытое совещание, где от них, цитирую, «потребовали более жестких мер» в отношении России. Многие комментаторы в Старом Свете не сомневаются: Вашингтон преднамеренно использует Киев, чтобы, цитирую стандартный отчет Белого дома, «обеспечить тесную координацию мер США и Европы по высокой цене для России, которую она должна заплатить». При этом украинские власти выступают в качестве «коллективного провокатора», в нужный момент нагнетая обстановку с помощью истеричных заявлений.
Этот курс, заслуживший одобрение Вашингтона, вызывает раздражение европейских государств, не заинтересованных в эскалации санкций. Они прагматично предпочитают строить взаимовыгодный диалог с сильной, предсказуемой Россией, чем вешать на шею «ярмо» в виде раздробленной, стремительно нищающей, несостоявшейся как единое государство, «проамериканской» Украины.