Евгений Шестаков: «Отступиться от русского волка»
Бывшие послы Британии и США считают, что Запад совершил ошибку, вмешавшись в украинский конфликт
Логика дипломатов, которым больше не нужно оглядываться в своих высказываниях ни на Белый дом, ни на Даунинг-стрит при достаточном разнообразии аргументов, имеет много общего. Экс-послы считают, что началом украинского кризиса стал 2008 год, когда НАТО решило «поманить Украину — глубоко расколотую во внутреннем плане страну, расположенную прямо перед российскими границами — членством в альянсе».
США, рассуждает Мэтлок, «тоже не стали бы сидеть сложа руки, если бы Китай начал работу по созданию военного союза с Мексикой и Канадой». По мнению дипломата, Белый дом «препятствовал бы этому всеми средствами, и так поступило бы каждое государство». Об этом же пишет г-н Брентон, который считает, что «Запад не принимал 20 лет Россию всерьез. А потому ринулся в самый ранимый район в «палисаднике» Москвы, всерьез не задумываясь о ее возможной реакции».
По его мнению, при обсуждении украинского кризиса, «президентом Обамой движет преимущественно желание задобрить Конгресс. А Евросоюз «сначала обговаривает единый курс и только потом задумывается, правильный ли это курс». Эти обстоятельства серьезно затрудняют диалог по Украине, а новые контрпродуктивные санкции могут привести, как считают дипломаты, к прекращению сотрудничества с Москвой на десятки лет вперед.
Смогут ли западные институты договориться с Россией? С одной стороны тот же Мэтлок уверен, что Западу в принципе не следовало принимать участие в диалоге между Москвой и Киевом — «это семейные разборки и третьих лиц нынешняя ситуация не касается». «Делать из России изгоя из-за того, что она якобы ведет себя по-особенному, будет несправедливым», — полагает бывший американский посол.
С ним согласен его британский коллега. «Все что может Европа — это продлить агонию и дальнейшее обнищание Украины», — объясняет Брентон. Он считает, что «Запад заблудился в украинском лесу и прогневал русского волка — а все для того, чтобы понять, что встретиться с ним без страха он не может».
И американский, и британский дипломат солидарны в том, что санкции не повлияют на позицию Москвы и выглядят «лишь внешней мерой, политикой потемкинских деревень». В то время, как Западу, если он действительно заинтересован в прекращении украинского кризиса, нужно осознать те цели, которые ставит перед собой Россия. Тогда как санкции, словно рассчитаны на дальнейшее ухудшение ситуации.
Кстати, все больше западных СМИ в своих комментариях называют предложения России по Украине вполне приемлемыми в качестве основы для начала диалога между Москвой и Брюсселем. И если, с точки зрения «партий войны» на Украине, в Европе и США, российские подходы выглядят не допустимыми, то сторонники мирного урегулирования, напротив, не видят в них ничего предрассудительного.
«Чего хочет Россия?» — рассуждает сэр Брентон. Во-первых — нейтралитета Украины, которая не должна ни при каких обстоятельствах присоединяться к НАТО. Во-вторых, приемлемого, для всех сторон, уровня автономии восточных регионов Украины.
Однако, по мнению западных изданий выполнить последний пункт с учетом уже произошедших событий окажется не простой задачей. К тому, как полагает автор колонки в «Вашингтон пост», «Евросоюз и США поддержали самые радикальные элементы в киевском правительстве в их кампании по подчинению Востока Украины с применением военной силы». И не готовы в дальнейшем сворачивать с конфронтационного пути, что подтвердил завершившийся в Уэльсе саммит НАТО. Его участники «в большей степени готовились к новой холодной войне с Россией, нежели занимались поиском путей к миру».
О том, что альянс спровоцировал, а затем использовал украинский кризис в своих внутренних целях, неоднократно говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Цитирую интервью главы МИДа, которое тот дал ИТАР-ТАСС: «Блок НАТО по нашему глубокому убеждению утратил смысл существования и лихорадочно его ищет. После Афганистана стало ясно, что эта тема не сплачивает альянс. Так что в Брюсселе с радостью бросились разыгрывать российскую карту, решив изобразить нас в качестве угрозы».
Но если Москва, по мнению экс-посла Британии Тони Брентона, ставит целью сохранение нейтрального статуса Украины, то на Западе не отказались от планов добиться для Киева «права на вступление в НАТО». Вот только те, кто затевает эту отчаянную драку с Москвой, считает сэр Брентон, должны понимать, что «Украина расколется, работа экономики сильно нарушится, а мировой порядок еще больше ослабнет».