Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

ЕРЕВАН НЕ ГОТОВ ПОЛНОСТЬЮ СЖИГАТЬ МОСТЫ С РОССИЕЙ

12.10.2024 – 21:58 Без комментариев

Андрей Кортунов

Российский Совет по международным делам

Армения так и не определилась в своих позициях между Россией и Западом


Научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в интервью «Москва — Баку» комментирует повестку заседания Совета глав государств СНГ, место евразийской безопасности в российской внешнеполитической стратегии и особенности выстраивания отношений России с Арменией в современных условиях.

Андрей Вадимович, сегодня в Москве прошло заседание Совета глав государств СНГ под председательством Владимира Путина. Насколько для России сегодня важно Содружество с точки зрения факта конфликта между Россией и Западом и построения многополярного мира? Учитывая, что одно из важнейших событий саммита и в более широком смысле — это подписание плана по обеспечению евразийской безопасности, а также документа «О недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мерах».

СНГ, при всех недостатках данной структуры, остается наиболее представительной площадкой, в которой принимает участие наибольшее число стран постсоветского пространства. Хотя между этими странами наблюдается не только единство взглядов, но и расхождения по довольно существенным вопросам. Для России важно то, что РФ в этом году в связи со своим председательством в СНГ выступает страной — хозяйкой встречи. И это возможность повлиять на приоритеты, повестку дня, утверждение ключевых стратегических документов в текущей геополитической обстановке. Озвученные Вами документы являются стратегически важными. Проблематика евразийской безопасности — одна из приоритетных тем для России. Думаю, эта тема будет обсуждаться в форматах ШОС, БРИКС. Вопрос обеспечения безопасности в Евразии — непростой, поскольку это очень большой континент и создать систему евразийской безопасности — довольно амбициозная задача.

Повестку саммита СНГ я бы разделил на две части: есть вещи очевидные и политически нейтральные, нетоксичные, например, тема празднования 80-летия победы СССР в Великой Отечественной войне. И вряд ли эта тема может стать предметом серьезных дискуссий, поводом для разногласий. А есть вопросы более серьезные — как принципы евразийской безопасности. И здесь несовпадение позиций стран может себя проявить, и нужно будет искать общий знаменатель.

Россия на регулярной основе отмечает, что существующая архитектура безопасности не действует. Процесс по выработке системы безопасности Евразии актуализировался как раз из обострения конфликта России и Запада и повестки построения многополярного мира.

С точки зрения России, cтраны, имеющие отношение к нашему общему прошлому, являются приоритетными с точки зрения евразийской безопасности. Неслучайно, что в последней версии Концепции внешней политики России данный регион постсоветского пространства указан первым. То есть он — безусловный приоритет для российской внешнеполитической стратегии.

По поводу токсичности… Накануне в рамках заседания глав МИД СНГ армянская сторона не утвердила упомянутые нами документы по обеспечению евразийской безопасности, а также документ «О недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мерах». Как это можете прокомментировать?

Кажется, такой подход Армении никого не должен удивлять. Ведь наблюдается устойчивый дрифт страны в сторону Запада. Об том и сам премьер-министр республики говорил. Мы видим, что Армения все больше и больше склоняется к тому, чтобы иметь опору в лице партнеров из числа Европейского союза. Кроме того, Ереван рассматривает в качестве приоритетного партнера Соединенные Штаты. Неудивительно, когда между Россией и Западом существуют противоречия, ведется активная конфронтация, противостояние, в этом случае трудно подготовить документ, который устроил бы одновременно и Москву, и Ереван. И поэтому я был бы удивлен, если бы Никол Пашинян подписал документы об основах евразийской безопасности. Сейчас это невозможно.

Сегодня на саммите глав стран СНГ не выглядит ли Армения «засланным казачком»? Ввиду того, что все государства Содружества придерживаются единой позиции по архитектуре евразийской безопасности и вопросу невмешательства во внутренние дела. А вот Армения против таких подходов…

Интересная идея, только кто такого «казачка» мог заслать?! Полагаю, что сегодня мы можем воспринимать Никола Пашиняна как достаточно опытного политика. И он понимает свои пределы возможного. Сам факт того, что премьер Армении приехал в Москву на саммит СНГ, говорит о том, что Ереван не готов, во всяком случае пока, полностью сжигать мосты с Россией. Все-таки при всем возрастающем значении для Еревана западных партнеров, Армения тесно связана с бывшим постсоветским пространством, и эти связи взять и перенаправить в другом направлении — не так-то просто. Полагаю, что Пашинян это прекрасно понимает. Он заинтересован в высоком уровне экономического сотрудничества с Россией, с ЕАЭС. Он также осознает наличие многочисленной армянской диаспоры в России. Это также фактор, который привязывает Армению к постсоветскому пространству.

Движение Армении в сторону Запада будет продолжаться, но это процесс длительный. И пока еще рано говорить о том, к чему это движение в итоге может привести. Поскольку на самом деле Запад не готов брать на себя серьезные обязательства в отношении Республики Армения и, в частности, в сфере ее безопасности. Ереван может публично отказаться от идеи евразийской безопасности, но это не значит, что у Армении так сразу найдется адекватная замена.

На днях стало известно, что USAID будет вкладываться в безопасность Армении. Вы считаете, что все эти американские вложения не настолько критичны?

Вложения — это одно, а гарантии безопасности — другое. Мы видим, что Соединенные Штаты, по крайней мере на данный момент, не готовы дать гарантии безопасности для стратегически важной для него Украины. Объемы финансовой и военной поддержки Киева значительно выше поддержки Еревана. Это говорящий факт через призму Вашего вопроса. Со стороны США, со стороны ЕС интерес к Армении безусловно сохранится, будет оказываться содействие, в том числе, возможно, в военно-технической сфере. Армения уже закупила ряд западных систем вооружений. Но это не означает, что Армению в ближайшее время интегрируют в западную систему безопасности. При всем значении Армении для Запада она не является страной — стратегическим приоритетом. Армению нельзя сравнивать не только с Украиной, но и Израилем для CША. Не стоит ожидать, что Республика Армения в ближайшем будущем станет членом Европейского союза. Поэтому проблема безопасности Армении, сотрудничества с Западом, не может быть решена в обозримой перспективе.

Но при этом мы видим, что Армения не подписывает два стратегически важных для России документа. Не выглядит ли это опасным?

Армения — суверенная страна. И она может принимать те решения, которые она считает для себя целесообразными и актуальными. Но повторюсь: на мой взгляд, Армения в итоге может оказаться в том стратегическом вакууме, в котором будет трудно найти партнеров, способных реально гарантировать ее безопасность.

Если говорить о России, не думаю, что отказ Армении от подписания важных документов создаст для Москвы проблемы стратегического характера. В конце концов и без Армении достаточно партнеров, которые подписали этот документ.

Конечно, можно выразить сожаление, что отношения России и Армении развиваются в таком направлении. Но, очевидно, это надо принять как некую новую реальность.

Власти Азербайджана все более жестко критикуют политику США на Южном Кавказе…

Внешняя политика США не поменяется. Известно, что Соединенные Штаты вводят санкции против не только своих политических оппонентов, но и против своих союзников, например, Турции. Поэтому то, что в Штатах говорят — это одно, а то, что они делают — другое.

Владимир Путин и Ильхам Алиев сегодня провели переговоры в Москве. Как оцениваете отношения России и Азербайджана с точки зрения стабилизирующего фактора для процессов на евразийском пространстве?

Очень важно, что Россия и Азербайджан сотрудничают по широкому кругу вопросов, в том числе вопросу безопасности. Данные темы не касаются только региона Южного Кавказа, они затрагивают более широкую проблематику. Знаем, что Азербайджан выразил интерес к более плотному взаимодействию с БРИКС и ШОС. Думаю, это шаг в направлении к гармонизации не столько региональной, но уже континентальной, глобальной безопасности.

В российско-азербайджанских отношениях наблюдается позитивная динамика, и она еще раз была подтверждена на полях саммита СНГ в Москве.

На повестку ставился вопрос о возможности проведения в Москве трехсторонних переговоров лидеров России, Азербайджана и Армении по мирному договору. Но помощник российского лидера Юрий Ушаков отметил, что данная встреча не была проведена, так как «кое-кто был против».

Мы можем строить догадки, относительно того, кто именно был против. Но исходя из той информации, которой мы располагаем относительно аналогичных предложений в прошлом, можно сказать, что именно армянская сторона сочла такой формат нецелесообразным. По крайней мере, на данный момент. Мы видим, что Армения сейчас не готова к мирным переговорам с Азербайджаном при участии России.

Понятно, что Армения заинтересована в посредничестве Запада. И мы видим, как страны, сильно удаленные от Южного Кавказа, проявляют интерес и готовы каким-то образом включиться в решение вопросов данного региона. Плохо то, что они очень часто подходят к развитию этого региона как к игре с нулевой суммой.

Как тогда Вы поясните позицию России, когда помощник президента указывает на использование Западом Армении в своих целях, а президент РФ в большей степени выделяет позитив в российско-армянских отношениях?

Санкции, введенные Западом в отношении России, оказались для Армении в каком-то смысле выгодными. И это предопределяет заинтересованность Еревана в экономических отношениях с Россией. Для Москвы тоже важно не оттолкнуть Армению, поскольку ситуация в мире меняется очень быстро, и возможны самые неожиданные повороты со стороны Запада. Поэтому Россия считает неразумным сжигать мосты и избыточно драматизировать те проблемы, которые существуют в российско-армянских отношениях. Тем и объясняется очень сдержанный подход российского руководства и его готовность продолжать диалог с Ереваном, несмотря на то, что он не обещает быть простым.

Беседовала Нана Хоштария

Впервые опубликовано на информационном портале «Москва — Баку».

Метки: , ,