Игорь Иванов: Перевернуть страницу в российско-американских отношениях
Стереотипы холодной войны препятствуют формированию новой системы международных связей.
9 августа в Вашингтоне состоялась встреча министров иностранных дел и обороны России и США. Накануне встречи президент США Барак Обама объявил о своем решении отменить запланированный на сентябрь визит в Россию. Это решение вызвало ликование в стане американских «ястребов». Потирают руки и их «единомышленники» в Москве. Нашлись такие и в Европе, которые с удовольствием злорадствуют по поводу очередного сбоя в российско-американских отношениях. Насколько все же живучими оказались стереотипы холодной войны, которые не только отравляют отношения между Россией и США, но и препятствуют формированию новой системы международных отношений, отвечающих вызовам XXI века!
Если отвлечься от политической конъюнктуры и сиюминутных эмоций, то станет очевидным, что отмена российско-американской встречи на высшем уровне – это серьезный удар не только по двусторонним отношениям. Это также и удар по общим надеждам на создание более стабильного, предсказуемого и безопасного мира. «Проблема Сноудена», которую некоторые пытаются выдавать чуть ли не за центральную проблему мировой политики, на самом деле никак не является роковой для судеб человечества. А вот угроза распространения ядерного оружия, нарастающие масштабы региональных конфликтов, терроризм, различные проявления экстремизма – все это реально угрожает России, США, Европе, всему международному сообществу.
По всеобщему признанию, на рубеже XX–XXI веков мир вступил в полосу нестабильности. И нет никаких оснований ожидать, что эта полоса близится к завершению. Глобальные факторы, генерирующие нестабильность, – меняющееся соотношение между ведущими центрами силы в мире, сохраняющееся экономическое неравенство, дефицит природных ресурсов, кризис традиционных моделей экстенсивного развития – сохраняются. Если к этому добавить быстрое развитие современных коммуникационных технологий, широкую доступность новых механизмов социальной и политической мобилизации, резкое увеличение миграционных процессов и ряд других современных вызовов, то нетрудно заключить, что впереди человечество ожидают не самые легкие времена. Интернационализация гражданской войны в Сирии, политический кризис в Египте, возможно, становятся предвестниками масштабных и разрушительных потрясений, угрожающих современному миру.
Восстановление управляемости мировой политики – общая задача всех государств, поскольку от нарастающего хаоса в мире страдают все без исключения страны. И все-таки на руководителях России и США лежит особая ответственность за строительство новой системы международных отношений.
Во-первых, отношения между Москвой и Вашингтоном были осью мировой политики во второй половине прошлого века. И хотя холодная война осталась в прошлом, многие порожденные ею проблемы продолжают отравлять мировую политику и по сей день. А это влечет за собой недоверие, кризисы и конфликты. Россия и США несут главную ответственность за скорейшее преодоление наследия холодной войны.
Во-вторых, Россия и США остаются единственными державами в мире, способными многократно уничтожить друг друга и все остальное человечество в самоубийственной ядерной войне. Поэтому вопросы ядерного разоружения, нераспространения, предотвращения ядерного терроризма также в первую очередь ложатся на плечи наших двух держав.
В-третьих, Москва и Вашингтон в силу целого ряда исторических, географических, экономических и иных причин практически неизбежно оказываются причастными к самым острым проблемам современности. Достаточно упомянуть Ближний Восток, Афганистан, Балканы. Глобальная «дуга нестабильности» проходит через зоны жизненных интересов двух стран.
В-четвертых, наши страны находятся в эпицентре многих глобальных проблем: от энергетики и экологии до киберпространства и космоса. Без взаимопонимания и сотрудничества любое продвижение вперед будет затруднительным.
Соответствует ли нынешний уровень отношений между Россией и США стоящим перед ними и международным сообществом задачам? Инцидент со Сноуденом показывает, что мы еще очень далеки от этой цели. Ведь очевидно, что если бы уровень наших отношений отвечал требованиям времени и они строились бы на прочной правовой основе, то подобные инциденты, которые порой случаются в двусторонних отношениях, решались бы на техническом уровне, не затрагивая долгосрочных интересов государств.
Отмена российско-американской встречи на высшем уровне, конечно же, осложняет стратегический диалог между нашими странами, но не снимает его важности. У лидеров России и США имеются возможности перевернуть страницу и начать формировать прочную основу двусторонних отношений в соответствии с велением времени и долгосрочными национальными интересами. В конце концов Уинстон Черчилль и Шарль де Голль, которые никогда не испытывали большой симпатии друг к другу, смогли эффективно взаимодействовать и в годы Второй мировой войны, и в послевоенный период.
Здравый смысл подсказывает, что рано или поздно Россия и США станут партнерами в строительстве новой системы мировой политики XXI века. Хотелось бы надеяться, что это произойдет раньше, чем позже – цена промедления может оказаться слишком высокой.