Игорь Иванов: Россия и Европа должны вместе спасать Украину
| РСМД
Украина больна! Это — не легкая простуда, а тяжелая болезнь.
Проблемы, связанные с непростой историей украинского народа, усугубились в последние годы в результате бездарной деятельности украинских политиков, погрязших в коррупции, демагогии, удовлетворении собственных непомерных амбиций. Все руководители современной Украины: Кравчук, Кучма, Ющенко, Тимошенко, Янукович и их ближайшее окружение внесли свою лепту в охвативший страну глубокий кризис.
Недовольством доведенных до отчаяния простых украинцев не преминули воспользоваться, как это часто бывает, экстремисты националистического толка. В Киеве произошло не что иное, как насильственный захват власти радикальными группами, которые давно вынашивали свои планы и не скрывали этого (достаточно заглянуть в их сайты). Никто не отрицает, что В. Янукович несет свою долю ответственности за нынешний кризис. Однако никто также не может отрицать и того, что законный президент был отстранен от власти неконституционным немирным путем. Были ли причастны к смене власти внешние силы? Исключать этого нельзя. Но не они были главными действующими лицами в событиях в Киеве.
С чего начали захватившие власть в Киеве радикалы хорошо известно: ограничение прав национальных меньшинств, включая право на использование национального языка, требования запретить неугодные политические партии и провести люстрацию. В Киеве фактически была отработана модель захвата власти, которая затем должна была тиражироваться по всей Украине.
Могла ли Россия в этих условиях оставаться безучастной, безразлично взирая на творимый произвол, и отвернуться от судьбы миллионов российских граждан и россиян, проживающих на территории Украины? Предпринятые Россией действия, которые вызвали столь бурную реакцию на Западе, были продиктованы исключительно стремлением дать ясный сигнал нынешним правителям в Киеве, что они не могут и дальше творить беззаконие, что они должны уважать и считаться с мнением украинцев во всех регионах страны. Мои западные коллеги, оправдывая натовские бомбардировки Югославии, применение силы в других горячих точках в нарушение Устава ООН, убеждали меня, что для них на первое место выходит «ответственность защищать» (responsability to protect) местное население. А разве этот принцип не востребован сегодня на Украине? При этом действия России не выходят за рамки международных обязательств.
Иногда можно услышать рассуждения о том, что в основе кризиса лежит стремление России не позволить Украине реализовать свой «европейский выбор». Эта проблема, не являясь первопричиной, действительно стала детонатором кризиса, была использована радикальными силами для придания кризису международного измерения. На самом же деле сама постановка этого вопроса выглядит надуманной.
Во-первых, Украина была и остается европейским государством, что никоим образом не препятствует ее самым широким отношениям с государствами других регионов мира: так в эпоху глобализации поступают все. Во-вторых, вопрос о членстве Украины в ЕС, если об этом идет речь, не стоит даже в отдаленном будущем. В-третьих, финансовая поддержка, сравнимая с той, которую получили от ЕС страны Центральной Европы также нереальна, так как Евросоюз просто не в состоянии «переварить» государство с 46 миллионам населением и целым букетом экономических, социальных, инфраструктурных и иных проблем. В-четвёртых, если речь идет о европейских ценностях, то Украина их признала уже давно, став членом Совета Европы и ОБСЕ. И если эти ценности не соблюдаются, то это не из-за того, что кто-то ей мешает, а в силу нынешнего уровня политической культуры и уровня зрелости политического класса страны.
Досужие рассуждения вокруг проблемы «европейского выбора», на практике поставил Киев перед жестким выбором: либо с Брюсселем, либо с
Москвой. Вопрос сейчас не в том, кто первый сформулировал дилемму украинского выбора в такой форме — Брюссель или Москва. Факт в том, что это было сделано. И таким образом Европа и Россия вместо того, чтобы содействовать предотвращению надвигавшегося политического кризиса в Киеве, напротив, еще и поспособствовали его обострению.
Пока еще рано делать выводы об итогах кризиса на Украине и его международных последствиях. Гибель десятков людей на улицах Киева — это уже слишком высокая цена за любые политические преобразования. Однако представляется очевидным, что последствия кризиса могут иметь долгосрочный характер — и не только для самой Украины, но и для отношений между Востоком и Западом европейского континента. Кризис уже повлек за собой мощный выброс враждебной риторики в худших традициях «холодной войны». Складывается впечатление, что некоторые политики соскучились по прошлому и сейчас хотят наверстать упущенное, изощряясь в своих взаимных обвинениях. Все это, если срочно не остановить раскручивающуюся спираль напряженности, может серьезно и надолго осложнить отношения между Россией и Европейским Союзом, между Россией и США, снизить эффективность наших совместных усилий в борьбе с современными угрозами и вызовами, которые реально угрожают безопасности наших стран. И уж конечно такое противостояние еще больше осложнит перспективы урегулирование ситуации на Украине.
В интересах России и Европы не допустить дальнейшей эскалации напряженности. В конце концов, и в Москве, и в Брюсселе должны быть заинтересованы в сохранении суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины, восстановления в стране законности, безопасности, управляемости. Без этого будет трудно, а может быть и невозможно урегулировать нынешний кризис на Украине, помочь украинскому народу строить стабильное, процветающее государство, которое занимало бы достойное место в большой европейской семье.
От взаимных обвинений необходимо срочно перейти к совместной выработке конкретных мер, которые позволили бы Украине при активном скоординированном содействии со стороны России и ЕС осуществить необходимые политические, экономические и иные реформы для стабилизации ситуации, восстановления мирной жизни и решения неотложных социально- экономических проблем.
Одновременно Москва, Брюссель, Вашингтон должны извлечь серьезные уроки из нынешнего кризиса. Необходимо ускорить работу по преодолению остаточного наследия «холодной войны», мешающего всем нам строить новую систему международных отношений XXI века, и начать всерьез формировать на евроатлантическом пространстве всеобъемлющую систему безопасности, отвечающую требованиям времени.