Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Новости

Игорь Юргенс: «Могут быть заморожены российские активы на полтриллиона долларов»

17.03.2014 – 13:36 Без комментариев

Игорь Юргенс

| Новая Газета

Решение о возможном вхождении Крыма в состав России на правах субъекта Федерации (мы рассматриваем именно такой вариант потому, что он вытекает из решений, принятых действующими властями Крыма и РФ) имело исключительно политические мотивы. Поэтому экономические и социальные последствия такого шага не просчитывали ни в Москве, ни в Симферополе. Новые крымские власти, очевидно, ничего делать и не собираются, уповая на золотой дождь с востока. Наши чиновники, конечно, готовы исполнить любой приказ, но, в отличие от военных, не очень понимают, как именно это можно сделать.

«Новая» представляет мнения экспертов, которые помогут нам понять, с какими проблемами столкнутся Россия и Крым в случае исторического воссоединения.

IJUi-1703

— Первый эшелон санкций — визовые ограничения, приостановка переговоров по широкому кругу торгово-экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, которые нас интересовали, блокирование счетов активов официальных лиц, причастных к украинским делам, замораживание активов крупнейших госкомпаний и точечные действия в отношении госбанков. На первом этапе неприемлемого ущерба для российской экономики это не нанесет, но будет существенное ухудшение общеэкономической конъюнктуры вокруг России. Тем не менее общий объем российских активов, которые могут оказаться под санкциями, по нашим расчетам, составляет около 500 миллиардов долларов. Это много. Только в банках Евросоюза на депозитах размещено около 150 миллиардов долларов.

Если мы продолжим гнуть жесткую линию и откажемся от каких-либо переговоров, последует второй эшелон санкций непрямого ущерба. Международные рейтинговые агентства Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings начнут пересмотр суверенного рейтинга России. В этом для потребителя с улицы нет ничего страшного. Но суверенный рейтинг имеет точную корреляцию с корпоративными заемщиками. Деньги, которые мы будем занимать за границей, станут обходиться нам дороже, потому что в кредит будет внесена маржа политического риска. Снижение рейтинга автоматически удорожает заимствования и рефинансирование взятого ранее долга (процент будет больше). В 2014 году уже взято 100 миллиардов долларов. Условия размещения крупными корпорациями первоначального капитала, новых IPO, евробондов ухудшатся на соответствующий процент. Уже многие компании отказываются размещать свои бумаги из-за невыгодных условий. Любые внешние деньги для России станут дороже. Соответственно, изменится цена заимствований здесь. Малый бизнесмен, если захочет взять деньги в кредит, будет платить больший процент, чем раньше.

Что касается банков, то предел устойчивости банковской системы у нас определялся стресс-тестами Банка России в конце прошлого года. Они закладывали максимум 30% падение обменного курса рубля. Это значит, что при таком ослаблении курса российские банки не испытают проблем. C начала года мы уже прошли отметку в 10%. Дальше будет хуже. Норматив достаточности основного капитала у банков сильно снизился, им не хватает ликвидности. Вероятность кризиса в банковском секторе растет.

В связи с плохими новостями политического свойства следует ожидать усиление оттока капитала. По минимальным оценкам, до 100 миллиардов, по максимальным — 200 миллиардов, что вызовет в текущем году переход сальдо текущих операций платежного баланса в отрицательную область.

Санкции могут притормозить общий экономический рост. Как известно, все последние десять лет мы боролись за улучшение инвестиционного климата. Безуспешно, но какие-то меры все же были предприняты. Иностранцы начали говорить, что делать бизнес в России стало немного легче. Безусловно, санкции снимут легкий, положительный флер, и тогда спад экономики, который ожидается, может сползти в мягкую рецессию. То есть ВВП не стагнирует, как предсказывают Аркадий Дворкович и Алексей Улюкаев, а будет сокращаться на 1-2%. Конечно же, от этого проиграет потребитель.

Дальнейшие санкции могут идти по нарастающей. Например, фактическая заморозка Еврокомиссией газораспределительной системы OPAL («Северный поток») из-за действий энергопакета ЕС. То же самое ожидает «Южный поток». Не исключено, что будут санкции по дальнейшему расширению «Северного потока».

В конце прошлого года мы должны были присоединиться к американскому Закону о налоговом контроле за зарубежными счетами (FATCA). C 31 марта 2015 года банкам и финансовым организациям по всему миру надо информировать службу внутренних доходов США об операциях их клиентов, чтобы они не уходили от налогов. Это было важно в русле нашей знаменитой деофшоризации. Присоединение России к американскому акту регулируется соответствующим международным соглашением. Его уже пытаются не подписать американцы. В этом случае с каждой финансовой операции в российских банках от доходов от американских активов будет удерживаться дополнительно 30% налога (например, если кто-то из американцев косвенно через корреспондентские счета положил вам деньги). С 2017 года эта норма расширится на выручку от продажи всех американских ценных бумаг. Вы даже не представляете, как много денег банки размещают в американские бумаги, чтобы повышать проценты!

Санкции по газу пока введены не будут. ЕС зависит от поставок нашего газа на 30%. Но если они примут решение, что Россия — не клиент, а угроза, меры ограничения покупки газа и нефти будут настолько мощными, что мы не сразу сможем перебросить поставки углеводородов на рынки, условно говоря, Индии и Китая.

В целом общая картина в краткосрочной перспективе не так страшна, а вот в долгосрочной, если мы не собираемся учитывать никаких западных озабоченностей, жизнь будет довольна тяжела.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>