ИНДИЯ ПРОДОЛЖАЕТ РАССМАТРИВАТЬ РОССИЮ КАК НАДЕЖНОГО ПАРТНЕРА
Российский Совет по международным делам
Индия нужна нам и как самостоятельный, независимый центр силы, и как мостик между Россией и Западо
В условиях беспрецедентных санкций со стороны Запада России важно искать возможности для построения устойчивых связей с партнерами в других регионах мира. Если рассматривать Азию, то один из ключевых игроков для нас — Индия. В интервью для РСМД старший научный сотрудник ИМЭМО им. Примакова РАН Алексей Куприянов рассказывает о том, как настроена индийская политическая элита в отношении Москвы, текущих проблемах в российско-индийских отношениях, а также о перспективах развития торгово-экономических отношений двух стран.
Как в новых условиях настроена Индия по отношению к России? Есть ли напряжение в отношениях двух стран?
Если сравнивать с жителями других регионов, прежде всего с европейцами, то индийцев относительно мало волнует ситуация в Украине. У них есть более важные проблемы, например, проходящие сейчас выборы в штате Уттар-Прадеш. Для будущего Индии они, с точки зрения среднестатистического индийца, куда важнее, чем то, что происходит в Европе.
Но индийцы, конечно, следят за происходящими событиями. Основное, что сейчас беспокоит индийскую нацию — это то, что на Украине на момент начала военной операции находилось 20 тыс. индийцев. Подавляющее большинство из них — студенты, которые в большинстве своем медики. Их там даже больше чем в России, потому что на Украине медицинское образование дешевле. Теперь они оказались в сложной ситуации. Н. Моди запустил программу эвакуации индийцев с Украины под названием «Ганга», в ходе которой самолеты военно-транспортной авиации Индии забирают своих граждан и доставляют их на родину.
Кто-то успел эвакуироваться и выбраться в европейские страны. Причем в процессе эвакуации возникали различные неприятных моменты, начиная с того, что индийских граждан избивали украинские националисты, возмущенные тем, что Индия не поддерживает антироссийскую кампанию, заканчивая проблемами на границе, когда пограничники отказывались их пускать. Судя по сообщениям СМИ, на польской границе больше всего проблем.
Вместе с тем огромное количество индийцев не успело никуда выехать и осталось в городах, где сейчас идут бои: в Киеве, Харькове, Мариуполе, Сумах. В Харькове, например, сейчас находится около 3 тыс. индийцев. Ситуацию усугубил случай гибели одного индийского студента во время начавшихся боев за Харьков. Он, невзирая на предупреждения о ракетном обстреле, вышел купить себе еды и погиб. Это вызвало очень сильный резонанс в Индии. После этого случая Н. Моди позвонил В. Путину, и российская сторона выразила готовность организовать «зеленый коридор» из Харькова. На втором раунде переговоров между российской и украинской сторонами тема гуманитарных коридоров была в числе ключевых. Принципиальное соглашение было достигнуто, но сейчас возникли проблемы на местах.
Как реагируют индийские СМИ на происходящее?
Индийские СМИ преимущественно ориентируются на западную повестку. У них нет ни одного официально аккредитованного корреспондента в Москве. Индийцы отправили своих корреспондентов на Украину в зону боев, и те, разумеется, излагают в эфире украинскую точку зрения, поддерживая нарратив западных СМИ.
А есть те, кто поддерживают Россию, может быть, из экспертного сообщества?
Это, как правило, люди, которые интересуются Россией, так или иначе с ней связанные. Их не очень много среди политологов, тем более молодого поколения, но хватает среди отставных военных и дипломатов. Многие из них помнят, как СССР помогал Индии в 1971 г., многие проходили у нас обучение. Эти люди смотрят на все очень трезво. При этом существуют опасения геополитического характера: индийцев тревожит, что западные санкции могут подтолкнуть Россию в объятия Китая. Пока, как они считают, Россия успешно балансирует между Индией и Китаем. Если начнется движение Москвы в сторону дальнейшего сближения с Пекином, то у Нью-Дели останется два пути: или переходить в лагерь западных стран в надежде, что они поддержат Индию в споре с Китаем, либо и дальше играть роль контрбаланса, чтобы не дать России превратиться в младшего партнера Китая. В первом случае Индия рискует суверенитетом, поэтому второй путь ей видится более предпочтительным.
А как политической элита Индии смотрит на происходящее?
Если мы говорим о Н. Моди и его ближайшем окружении, то он настроен очень реалистично. Политическое руководство Индии не собирается поддаваться давлению извне и менять курс на невыгодный для страны. Россия рассматривается как давний и надежный партнер, и Нью-Дели хотел бы поддерживать с ней дружеские отношения.
Как вести бизнес в условиях санкций?
Для индийского бизнеса в целом складывается сложная ситуация. С одной стороны, финансисты и банкиры боятся попасть под вторичные санкции. При этом есть уже отработанный механизм, который позволяет этого избежать, например, торговля в системе рубль-рупия, который позволяет снизить эти опасения. С другой стороны, перед Индией открываются заманчивые кратко- и долгосрочные экономические перспективы. В этом году из-за европейских санкций на азиатском рынке, вероятно, окажется российское зерно и российские и белорусские удобрения, причем по очень заманчивым ценам. Если Европа стреляет не только в нас, но и себе в ногу, почему бы этим не воспользоваться?
Как стоит действовать Москве, чтобы сохранить и укрепить связи с Индией?
Важно максимально трепетно относиться к индийским интересам и к жизни индийских граждан. Последние заявления нашего Минобороны и российских властей очень правильные. Например, обещания тщательно расследовать гибель индийского студента, готовность эвакуировать всех индийцев из городов, оказавшихся в зоне боев, и доставить их домой. Надо понимать, что Индия для нас — один из самых крупных стратегических партнеров в том мире, который вырисовывается сейчас. Индия нужна нам и как самостоятельный, независимый центр силы, и как мостик между Россией и Западом.