Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

КАК В ВЕК ВЕЗДЕСУЩИХ ГАДЖЕТОВ ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К КНИГАМ

25.07.2024 – 22:11 Без комментариев

Артём Кобзев

Профиль

Читайте детям вслух и обсуждайте прочитанное. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем выше шансы, что ребенок вырастет книгочеем


Сколько себя помню, я всегда был окружен книгами. Тысячами книг. Плотными штабелями они стояли на стеллажах, тянувшихся от пола к потолку в отцовском кабинете. В моей детской комнате тоже были книжные полки. Солидные библиотеки имелись в квартирах у обеих бабушек. Да и на даче книг было немало (не просто макулатура, сосланная из города за ненадобностью, а вполне достойная подборка поэзии и прозы).

Все это богатство не пылилось без дела, художественная литература читалась взахлеб. Авантюрные романы, фэнтези (этот жанр в девяностых ворвался на отечественный книжный рынок), иногда детективы, изредка подростковый научпоп и, конечно же, зарубежная и русская классика.

Все вышесказанное может создать впечатление, что я рос ребенком, который носа не казал на улицу, предпочитая солнечным лучам свет настольной лампы, а аромату цветов – запах книжного клея и пожелтевших страниц. Отнюдь нет. Любовь к чтению не мешала вести образ жизни, типичный для мальчишки, чье детство пришлось на конец 1980-х – начало 1990-х: лазить по стройкам, гонять в футбол, ходить в видеосалоны, драться с задирами из соседнего двора и т. д. Однако я и помыслить не мог о том, чтобы лечь спать, не проведя с книгой в руках хотя бы час.

Конечно, столь же сильно увлечены чтением были не все мои сверстники. Но что-нибудь помимо школьной программы каждый из них да читал. И дело здесь не в том, что выборка у ученика английской спецшколы получалась нерепрезентативной (хотя не все дети вокруг были отпрысками интеллигентных семей, но среда все же была повышенной культурности). Ключевую роль играло то, что список доступных в ту пору развлечений был куда короче, чем сегодня. Если на улице стояла плохая погода, игрушки успели надоесть, а по телевизору не показывали ничего интересного (каналы в то время можно было пересчитать по пальцам одной руки), чтение становилось едва ли не безальтернативным вариантом досуга.

Сегодня таких вариантов пруд пруди, благо почти у каждого есть смартфон. А это и кладезь игр, и видеохостинги, и соцсети вкупе с прочими средствами коммуникации с друзьями-приятелями.

Впрочем, согласно данным исследования, проведенного в 2023 году компанией Mediascope, 73% российских детей и подростков по-прежнему хотя бы иногда читают книги. Три четверти респондентов – плохо ли? Однако при ближайшем рассмотрении картина оказывается более мрачной: из тех, кто назвал себя читающими, 13% за полгода не осилили до конца ни одной книги, 38% прочитали от одной до трех и лишь 20% – до шести книг.

Проблема эта не сугубо отечественная. В США, к примеру, дела обстоят примерно так же. Согласно данным Pew Research, в 2020 году число детей и подростков, которые, по их словам, проводят свободное время за чтением не связанной с учебой литературы (read for fun), оказалось самым маленьким за весь период, что проводится соответствующий опрос. Если в 1984-м каждый день ради удовольствия читали 53% американских девятилеток, то без малого 36 лет спустя таковых было лишь 42%. В случае 13-летних снижение произошло с 35% до 17%, а в категории 17 лет – с 31% до 19%. Параллельно росла доля тех, кто вообще не тратит время на чтение (особенно заметна эта тенденция у 13-летних – рост с 8% до 29%).

Все это очень печально. Многочисленные исследования подтверждают тезис: читать полезно. И речь не только о расширении кругозора или развитии воображения. Профиты чтение дает и более осязаемые. Год назад в журнале Psychological Medicine вышла научная работа, доказывавшая, что привитая в детстве любовь к чтению способствует развитию когнитивных способностей и укреплению психического здоровья у подростков. Ученые проанализировали данные, собранные с помощью различных тестов, клинических интервью и МРТ. Всего в исследовании приняли участие более 10 тысяч американских тинейджеров. Ключевым моментом было то, увлекались ли они в возрасте трех–десяти лет чтением или нет (48% признались, что читали мало или вообще не читали для удовольствия в тот период). Результаты оказались таковы: у книгочеев не только лучше поведение и успеваемость, они еще и реже страдают от депрессии, стресса и проблем со сном. В подростковом возрасте они меньше времени проводят перед экранами телевизоров и гаджетов. А анализ снимков мозга показал, что у тех, кто в детстве много читал, реже встречаются изменения, характерные для психических расстройств.

Из всего вышесказанного следует, что родители окажут своим чадам огромную услугу, если приохотят их к чтению. Вопрос только в том, как это сделать. Как убедить детей, что чтение – это не только полезно, но и приятно. По опыту они уже знают, что многое из того, что взрослые называют полезным, на деле оказывается жуткой гадостью. Конфеты вкусные, но вредные, а, скажем, брокколи полезная, но мало кто из малышей не то что предпочтет ее сладостям, а просто без боя согласится есть. Чтение должно стать для ребенка конфетой, а не брокколи. Как этого добиться?

Советов по этой части на просторах интернета найти можно в изобилии. Перечислять все смысла нет, тем более что многие из них относятся к категории «благоглупости». Но и толковые тоже встречаются.

Как это обычно и бывает, самый очевидный ответ оказывается самым верным. Читайте детям вслух и обсуждайте прочитанное. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем выше шансы, что ребенок вырастет книгочеем. Казалось бы, банальность, но ведь не все следуют этой рекомендации: согласно данным аналитического центра НАФИ, 34% родителей читают книги детям редко, а 5% вообще этим не занимаются.

Не менее важно закрепить в сознании ребенка, что книга – это ценность. Книги обязательно должны быть среди подарков на дни рождения и Новый год, чтобы они ассоциировались с радостью и праздником. Походы в книжные магазины и библиотеки тоже очень полезны.

Но самое главное – дети должны видеть, что у родителей слова не расходятся с делом. Если старшие говорят, что читать здорово, а сами проводят время за просмотром сериалов или уткнувшись в гаджеты, у ребенка возникнут обоснованные сомнения в их искренности. В этой связи, даже если вы привыкли использовать планшеты или читалки, не худо для разнообразия переключиться на бумажные издания – просто чтобы дети видели их у вас в руках.

Есть и еще один нюанс. Любовь к чтению с гораздо большей вероятностью разовьется в ребенке, выросшем в доме, полном книг. Существует прямая и научно доказанная связь между количеством книг, окружавших человека в нежном возрасте, и тем, насколько образованным и читающим он вырастет. Конечно, эту зависимость можно объяснить просто: обширные библиотеки имеются в домах людей культурных, а они стараются следить за тем, чтобы и их чада стали такими же. Замечание резонное, но в действительности наличие множества книг в доме благотворно влияет на детей вне зависимости от того, насколько образованны их родители.

Конечно, домашняя библиотека – не панацея. Если в комнату оболтуса поставить шкафы с парой сотен томов отборнейшей литературы, вряд ли он сразу же возьмется за ум, начнет прилежно учиться и перестанет хулиганить. В советские времена хорошим тоном считалось иметь дома собрания сочинений и подборки подписных изданий. Порой эти книги так и оставались нечитанными. Но тем не менее. Вероятность того, что ребенок пристрастится к чтению, когда для этого достаточно протянуть руку к книжной полке, в разы выше, чем в ситуации, когда этих полок дома просто нет.

Метки: ,